Палата провела проверку использования средств, направленных на строительство и приобретение служебного жилья
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство (приобретение) служебного жилья в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» в 2022 – 2023 годах и за текущий период 2024 года. Проверка проведена в соответствии с поручением Законодательного собрания Новосибирской области.
Объектами мероприятия стали:
- Министерство строительства Новосибирской области (Министерство строительства НСО);
- Администрация Маслянинского района Новосибирской области;
- Администрация Барабинского района Новосибирской области;
- Администрация Татарского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. На территории Новосибирской области сохраняется напряженная ситуация с обеспечением квалифицированными кадрами бюджетных учреждений и организаций, привлечением для работы в органах местного самоуправления специалистов, что обусловлено в том числе трудностями в предоставлении специалистам служебных жилых помещений.
К началу 2022 года потребность в служебном жилье составила 1981 квартира (в том числе для работников образования и здравоохранения – 1321 квартира (66,7% от общей потребности), для участковых уполномоченных – 150 квартир, для прочих категорий – 510 квартир).
2. Реализация мероприятий по строительству (приобретению) служебного жилья осуществлялась в рамках подпрограммы «Строительство (приобретение на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области» и подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области при строительстве специализированного жилищного фонда». С 2024 года реализация указанных подпрограмм осуществляется в рамках комплекса процессных мероприятий «Содействие созданию специализированного жилищного фонда».
Фактическое финансирование расходов на строительство (приобретение) служебного жилья в рамках подпрограммы «Строительство (приобретение на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области»:
- в 2022 году составило 234 901,2 тыс.руб. (41,2% от плана), в том числе за счет средств областного бюджета 223 169,3 тыс.руб. (41,2% от плана), местных бюджетов – 11 731,9 тыс.руб. (42,4% от плана);
- в 2023 году составило 496 194,3 тыс.руб. (61,3% от плана), в том числе за счет средств областного бюджета 470 681,9 тыс.руб. (61,2% от плана), местных бюджетов – 25 512,4 тыс.руб. (63,0% от плана);
- в 2024 году (по состоянию на 24.06.2024) составило 95 122,7 тыс.руб. (9,1% от плана), в том числе за счет средств областного бюджета 91 991,5 тыс.руб. (9,3% от плана), местных бюджетов – 3 131,1 тыс.руб.(6,0% от плана).
Фактическое финансирование мероприятий по оплате расходов, связанных со строительством специализированного жилищного фонда в рамках подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области при строительстве специализированного жилищного фонда»:
- в 2022 году составило 69 613,7 тыс.руб. (44,1% от плана), в том числе за счет средств областного бюджета – 64 816,4 тыс.руб. (43,2% от плана), местных бюджетов – 4 797,3 тыс.руб. (60,8% от плана);
- в 2023 году составило 170 264,8 тыс.руб. (54,4% от плана), в том числе за счет средств областного бюджета – 160 346,7 тыс.руб. (53,9% от плана), местных бюджетов – 9 918,1 тыс.руб. (63,3% от плана);
- в 2024 году (по состоянию на 24.06.2024) за счет средств областного бюджета составило 36 440,8 тыс.руб.(18,4% от плана).
3. По итогам 2022 года осуществлено строительство (приобретение) 68 квартир для предоставления служебного жилья (план согласно госпрограмме 175 квартир), по итогам 2023 года – 131 квартира (план согласно госпрограмме 156 квартир).
Согласно данным отчетов об исполнении государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» основной причиной недостижения плановых значений целевых индикаторов является перенос сроков завершения строительства жилых домов на следующий год.
По данным Министерства строительства НСО потребность в служебном жилье по Новосибирской области снизилась 1981 до 1 266 квартир.
В качестве служебного жилья в 2022 году предоставлены все 68 квартир в Маслянинском, Болотнинском, Искитимском, Новосибирском, Карасукском районах, в том числе 31 квартира предоставлена работникам образования, 21 квартира – работникам здравоохранения, 4 квартиры - участковым уполномоченным полиции, 12 квартир - другим категориям, в 2023-2024 годах - 129 квартир в Барабинском, Доволенском, Коченевском, Краснозерском, Куйбышевском, Кыштовском, Маслянинском, Сузунском, Татарском, Убинском, Черепановском, Чулымском районах, г. Исктим, г. Обь, в том числе 46 квартир предоставлено работникам образования, 41 квартира – работникам здравоохранения, 4 квартиры - сотрудникам полиции, 38 квартир - другим категориям. 2 квартиры в Барабинском районе планируется предоставить двум работникам медицины после завершения обучения.
4. Вместе с тем ходе проверки установлены нарушения и недостатки в части организации распределения и предоставления субсидий местным бюджетам, выполнения соглашений, процесса закупок, исполнения муниципальных контрактов:
- расчет объема средств на строительство (приобретение) служебного жилья и на оплату расходов, связанных со строительством специализированного жилищного фонда, по отдельным муниципальным образованиям не соответствует установленному расчету;
- перечни муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидии на строительство (приобретение) служебного жилья, соответствующих критериям отбора, на 2022 и 2023 год не утверждены приказом Министерства строительства НСО;
- по отдельным муниципальным районам отсутствуют заявки;
- понятие «первичный рынок» отсутствует, что создает условия для его неоднозначного толкования;
- не предусмотрены способы (методики) определения расчетной общей площади одного жилого помещения при определении размера бюджетных ассигнований на строительство служебного жилья;
- установлены случаи корректировки перечня муниципальных образований для предоставления субсидии на строительство (приобретение) служебного жилья в текущем году и планирование средств в бюджете на выполнение контрактов, незавершенных в предыдущем году (при отсутствии утвержденных оснований);
- несвоевременно внесены изменения в порядок распределения и предоставления субсидии на строительство и приобретение служебного жилья в части стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения;
- по итогам 2022 и 2023 годов по отдельным районам не достигнуты или отсутствуют (или не позволяют оценить выполнение) показатели результативности при выполнении соглашений, заключенных с Министерством строительства НСО;
- отдельными заказчиками не применены индексы при расчете начальной максимальной цены контракта, не направлены подрядчику требования об уплате пени за просрочку исполнения подрядчиком муниципального контракта;
- установлено нарушение сроков исполнения контрактов, оплаты принятых работ;
- по отдельным объектам установлено затопление технических этажей жилых домов, повреждение покрытий детской и спортивной площадок, окраски цоколя, разрушение керамической напольной плитки и плитки входной группы, наличие трещин и дефектов окраски откосов входных квартирных дверей со стороны лестничной площадки, превышение высоты порогов и перепадов дверных проемов, отсутствие озеленения, асфальтобетонного покрытия и крыши из профнастила на огороженной площадке для сбора твердых бытовых отходов, открытых водоотводных лотков, полотенцесушителей, пожарных извещателей, дверных звонков, не соответствие ширины проезжей части, несоответствие марки водонагревателя и устройства слухового окна проектно-сметной документации.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила:
- Правительству НСО рассмотреть вопрос о наделении муниципальных образований государственными полномочиями по обеспечению служебными жилыми помещениями работников государственных учреждений Новосибирской области, которые будут осуществляться за счет предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета, или закреплении положений, предусматривающих передачу жилых помещений, строительство (приобретение) которых осуществлено за счет средств областного бюджета.
Министерству строительства НСО в порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на строительство (приобретение) служебного жилья дополнить критериями отнесения жилья к первичному рынку, способы (методики) определения расчетной общей площади одного жилого помещения при определении размера бюджетных ассигнований на строительство служебного жилья, установить случаи и основания пересмотра перечня муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на осуществление строительства и приобретения служебного жилья в течение текущего финансового года, учесть в расчете субсидий местным бюджетам на строительство (приобретение) служебного жилья сроки строительства в соответствующем финансовом году (в части контрактов срок выполнения, которых не ограничивается одним финансовым годом) и предусмотреть случаи и основания предоставления субсидий местным бюджетам на осуществление строительства (приобретения) служебного жилья в части контрактов, которые заключены в предыдущем году.
По результатам контрольного мероприятия в адрес администраций Барабинского, Маслянинского и Татарского районов направлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Палата проинформировала о выявленных нарушениях Контрольное управление Новосибирской области в соответствии с осуществляемыми полномочиями.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам на заседании 11.09.2024 года рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство (приобретение) служебного жилья в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» в 2022 – 2023 годах и за текущий период 2024 года. С докладом о результатах проверки выступил инспектор Шпилько Евгений Сергеевич. Комитет принял к сведению информацию Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.