Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования государственных средств, направленных на объекты дорожной инфраструктуры.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2017 году и за текущий период 2018 года (в том числе на проектирование и строительство мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска), рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта, Минтранс НСО).
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД).
3. Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района.
4. Администрация Кыштовского сельсовета Кыштовского района.
5. Администрация Пихтовского сельсовета Колыванского района.
6. ГКУ НСО «Мост».
В результате проверки установлено:
1. Автодорожная сеть Новосибирской области по состоянию на 01.01.2018 года составляет 27 357,5 км и по отношению к 01.01.2016 увеличилась на 194,9 км (протяженность дорог регионального и межмуниципального значения уменьшились на 37,2 км, местного значения увеличились на 232,1 км). По информации Минтранса НСО увеличение произошло в результате оформления бесхозяйных дорог в собственность МО, а также проведения кадастровых работ.
Отчетные данные о протяженности автомобильных дорог и мостовых сооружений на автомобильных дорогах местного значения, соответствующих нормативным требованиям, являются недостоверными.
Минтранс НСО, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет планирование ассигнований, направляемых органам местного самоуправления субсидий на дорожную деятельность, при отсутствии достоверной информациеи о протяженности и техническом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований.
2. Доходы дорожного фонда в 2017 году составили 11 434 674,7 тыс.руб. или 102,8% от плана.
Доходы дорожного фонда за 10 месяцев 2018 года исполнены в объеме 7 672 699,0 тыс.руб., или 61,7% от плана.
Основную часть доходов дорожного фонда составляют доход от уплаты акцизов (44,6 % в 2017 году и 59,6% за 10 мес. 2018 года) и транспортного налога (20,0% в 2017 году и 23,8% за 10 мес. 2018 года).
Средства федерального бюджета в доходах дорожного фонда составили в 2017 году 11,2%, за 10 месяцев 2018 года – 13,2%.
3. Расходы дорожного фонда в 2017 году составили 10 838 489,2 тыс.руб., или 97,5% от плановых, в том числе на уплату процентов по реструктуризированным бюджетным кредитам 4 182,7 тыс.руб.
Расходы дорожного фонда за 10 месяцев 2018 года исполнены в объеме 9 831 064,9 тыс.руб. или 79,1% от плана.
Основной объем ассигнований дорожного фонда направлен на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2022 годах» (85,9% в 2017 году и 86,2% за 10 месяцев 2018 года).
Часть ассигнований направлена на реализацию мероприятий ГП «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области 2015-2020 годах» (5,4% в 2017 году, и 4,6% за 10 месяцев 2018 года).
Менее 0,1% расходов дорожного фонда направлено на мероприятия ГП «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы».
Расходы на управление дорожным хозяйством составили 5,8% от расходов дорожного фонда в 2017 году и 3,1% за 10 месяцев 2018 года.
4. На реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2022 годах» направлено в 2017 году – 9 305 971,7 тыс.руб. (97,7% к плану) и за 10 месяцев 2018 года – 8 480 258,5 тыс.руб. (79,3 % к плану), из них:
Расходы на объекты дорожной инфраструктуры, относящиеся к объектам государственной собственности составляют 68,6% в 2017 году (6 380 153,3 тыс.руб.) и 69,6% за 10 месяцев 2018 года (5 906 894,2 тыс.руб.).
Основная часть ассигнований областного бюджета в рамках реализации Госпрограммы направлена на:
• содержание автомобильных дорог – 33,7% (3 131 677,6 тыс.руб.) в 2017 году и 31,6% (2 681 500,4 тыс.руб.) за 10 месяцев 2018 года;
• строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 18,7% (1 742 024,5 тыс.руб.) в 2017 году и 16,4% (1 389 934,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2018 года;
• капитальный ремонт – 3,7% (346 355,9 тыс.руб.) в 2017 году и 7,1% (600 910,6 тыс.руб.) за 10 месяцев 2018 года;
• ремонт – 5,4% (499 437,2 тыс.руб.) в 2017 году и 3,9% (334 840,4 тыс.руб.) за 10 месяцев 2018 года;
• планово-предупредительный ремонт – 6,9% (641 364,3 тыс.руб.) в 2017 году и 10,5% (886 513,8 тыс.руб.) за 10 месяцев 2018 года.
5. В 2017 году выполнено строительство (реконструкция) 39,1 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области, проведен капитальный ремонт дорожного полотна протяженностью 5,7 км, выполнен ремонт дорог протяженностью 96,9 км.
Согласно Госпрограмме, прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям от проведения капитального ремонта, ремонта за 2019-2024 годы, должен составить всего 394 км или 39,8%.
В связи с чем, возникают существенные риски что задача, поставленная Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), не будет исполнена.
6. На осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения из областного бюджета было направлено субсидий в 2017 году - 2 810 258,5 тыс.руб. (30,2%), за 10 мес. 2018 года - 2 491 192,8 тыс.руб. (29,4%).
Средства областного и местного бюджетов направлены на: строительство и реконструкцию 15,4 км улично-дорожной сети в 10-ти муниципальных образованиях, капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети в 30-ти муниципальных районах и в 5-ти городских округах.
Значительная часть субсидий направляется на ремонт щебеночных и грунто-щебеночных дорог, при устройстве которых практически повсеместно нарушается технология уплотнения дорожного покрытия, что приводит к преждевременному разрушению проезжей части автодорог и направлению дополнительных бюджетных средств на их восстановление.
7. Общий объем финансирования Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации в 2017 году составил 2 251 416,8 тыс.руб. из них средства федерального бюджета – 1 000 000,0 тыс.руб.
В 2017 году работы в рамах приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» выполнялись на 61-ом объекте, в том числе на 13-ти объектах государственной собственности и 48-ми объектах муниципальной собственности.
Плановые показатели результативности предоставления трансферта Новосибирской области по состоянию на 01.01.2018 достигнуты, в частности:
- после проведения строительных и ремонтных работ в 2017 году, протяженность дорог агломерации соответствующих нормативным требованиям составила 451,15 км или 42,6% (план 40,27%);
- количество мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети снижено с 71 ед. до 33 ед. или 100,0% от плана.
В 2018 году выполнялись строительные и ремонтные работы на 54 объектах, в том числе на 12-ти объектах, относящихся к государственной собственности и 42-х объектах, относящихся к муниципальной собственности.
По состоянию на 01.11.2018 в полном объеме выполнены работы в городах Новосибирске, Оби, Бердске. В г. Искитиме выполнение составило 77,4%. В р.п.Кольцово выполнено работ на 45,3 %.
8. В ходе осуществления независимого контроля состояния автомобильных дорог после работ, выполненных в 2017 году ФГБОУ ВО СГУПС, установлено, что качество проведения работ на автодорогах Новосибирской области в 2017 году ухудшилось по сравнению с 2016 годом.
Основные нарушения и недостатки установлены в части: толщины дорожного покрытия, коэффициента уплотнения, коэффициента водонасыщения, а также изменения существенных условий контрактов.
При осуществлении независимого контроля диагностика и оценка качества уплотнения щебеночного покрытия автодорог не проводилась. КСП НСО считает целесообразным включать в условия контракта, проведение оценки качества уплотнения щебеночного покрытия.
По информации Министерства транспорта, муниципальными образованиями за 2017 - 2018 годы устранены нарушения и замечания, установленные независимым контролем, только на 74,5% объектах.
9. В ходе контрольного мероприятия установлен ряд нарушений и недостатков в работе Минтранса НСО, государственного и муниципальных заказчиков, подрядных организаций, в частности:
- нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности (работы осуществлялись по проекту, не прошедшему государственную экспертизу; в актах приемки выполненных работ отражена недостоверная информация, касающаяся фактического объема произведенных работ; отсутствует исполнительная документация, подтверждающая фактически выполненные объемы работ);
- нарушения законодательства в сфере закупок: неправильно сформирована начальная (максимальная) цена контракта; изменяются существенные условия контракта; информация об исполнении контракта своевременно не размещается в единой информационной системе; не предъявлены требования по оплате неустойки за просрочку обязательств по контрактам на общую сумму 1 037,1 тыс.руб.;
- превышение лимитов бюджетных обязательств при заключении муниципальных контрактов (Пихтовский сельсовет Колыванского района);
- предоставление субсидии на ремонт при отсутствии правоустанавливающих документов на автомобильную дорогу (Минтранс НСО);
- заказчиками необоснованно приняты и оплачены невыполненные работы на общую сумму 1 084,8 тыс.руб. подлежащую возмещению в местные бюджеты, (Кыштовский сельсовет - 370,4 тыс.руб., Пихтовский сельсовет - 714,4 тыс.руб.);
- не утвержден порядок ремонта автомобильных дорог администрацией Пихтовского сельсовета;
- замечания по качеству выполненных работ (локальные разрушения полотна проезжей части и обочин дорог, ямочность, разуплотнение щебеночного покрытия, размыв грунта у водопропускных труб, многочисленные продольные и поперечные трещины асфальтобетонного покрытия, коррозия элементов металлических пешеходных ограждений и др.).
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащего системного контроля за ходом дорожно-строительных работ со стороны государственного и муниципальных заказчиков, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля, предусмотренного п.п. 4 и 7 ст. 53 ГрК РФ, п.п. 7.1 и 7.3 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства».
10. По состоянию на 01.01.2018 в учете балансодержателя (ГКУ НСО ТУАД) отражены затраты по 62-м дорожным объектам, работы на которых не завершены. По отношению к 01.01.2017 количество незавершенных объектов увеличилось на 2 ед., при этом объем средств, направленный на объекты незавершенного строительства, по состоянию на 01.01.2018 года, увеличился на 611 142,5 тыс.руб. и составил 1 825 975,2 тыс.руб.
В Законе области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг.» предусмотрено выполнение работ на 12 объектах незавершенного строительства (20,0%).
Наличие значительного объема незавершенных строительством объектов свидетельствует о низком уровне планирования Минтрансом НСО расходов, направляемых на объекты дорожного хозяйства, что в итоге приводит к снижению результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Неоднократные предложения КСП НСО принять нормативный акт, устанавливающий порядок прекращения реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Новосибирской области до настоящего времени остаются не реализованными.
11. Концессионное соглашение по строительству и эксплуатации на платной основе мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска (Мостовой переход) заключено 06.12.2017 между Новосибирской областью и ООО «Сибирская концессионная компания». Срок действия Концессионного соглашения – до 06.12.2042 (25лет). Сроки строительства мостового перехода - с 06.12.2017 до 06.12.2022. Фактически на момент окончания проверки строительство Мостового перехода не начато.
Расходы на строительство предусмотрены в размере 34 523 071,0 тыс.руб., из них инвестиции Концессионера – 8 295 431,0 тыс.руб., капитальный грант - 26 227 640,0 тыс.руб.
Концессионным соглашением предусмотрен минимальный гарантированный доход (МГД), с указанием сумм МГД по каждому году, в общем объеме 47 092 001,0 тыс.руб., из которых 10 140 645,0 тыс.руб.– эксплуатационные расходы, связанные с содержанием мостового перехода в течении 20 лет. Инвестиционная часть МГД, исчисляемая по расходам на строительство и выплачиваемая в течении 20 лет, составляет 37 001 577,0 тыс.руб., из них 8 295 431,0 тыс.руб. – непосредственно инвестиции Концессионера.
Компенсация недополученных доходов Концессионеру до уровня МГД должна начаться с 2022 года.
Корректировка размера минимального гарантированного дохода в процессе строительства и эксплуатации Мостового перехода Концессионным соглашением не предусмотрена.
Согласно финансовой модели внутренняя норма доходности проекта строительства Мостового перехода для Концессионера составляет 16,1 %.
12. Государственное казенное учреждение НСО «Мост» создано распоряжением Правительства Новосибирской области от 27.06.2017 для обеспечения подготовки территории, необходимой для строительства Мостового перехода, осуществления контроля за его строительством и дальнейшей эксплуатацией на платной основе.
Фактические расходы учреждения за 2017 год составили 13 041,5 тыс.руб., из них на производственную деятельность - 412,4 тыс.руб., на расходы, связанные с содержанием учреждения – 12 629,1 тыс.руб.
В 2018 году финансирование учреждения по состоянию на 15.11.2018 составило 102 301,6 тыс.руб., из них на производственную деятельность 81 224,9 тыс.руб., на расходы, связанные с содержанием учреждения– 21 076,8 тыс.руб.
В целях выноса инженерных коммуникаций из зоны строительства Мостового перехода ГКУ НСО «Мост» заключен государственный контракт с ООО «Росстрой» на сумму 338 067,0 тыс.руб. На момент проверки приняты работы на сумму 110 838,1 тыс.руб., оплата произведена на сумму 79 580,5 тыс.руб. В период с 20.09.2018 по 27.11.2018 работы на объекте осуществлялись с нарушением ст. 51 ГрК РФ без разрешения на строительство и при отсутствии рабочей документации.
Средства в сумме 54 035,7 тыс.руб., направленные на строительство участка канализационной сети из труб ХОБАС (Германия), стоимостью 543,4 тыс.руб. за погонный метр, в соответствии со статьей 34 БК РФ использованы неэффективно, так как результат мог быть достигнут с наименьшим объемом средств.
Кроме того, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Новосибирской области, при строительстве капитальных объектов, следует руководствоваться принципом поддержки отечественного товаропроизводителя и импортозамещения.
13. Выборочный анализ сметных цен на изделия и материалы по Этапу 0 «Подготовительные работы» (проектная организация АО «Институт Стройпроект г.Санкт-Петербург) показал, что они завышены по отношению к рыночным ценам от 2,0 до 3,5 раз.
В связи с установленными фактами завышения сметной стоимости необходимо рассмотреть вопрос о проведении дополнительной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства объекта. Без корректировки сметной стоимости, бюджетные средства могут быть использованы не эффективно (ст. 34 БК РФ).
14. АО «Центральный мост» создано в соответствии с Распоряжением Губернатора Новосибирской и Постановлением Мэрии города Новосибирска в 2013 году. Уставный капитал АО «Центральный мост» составляет 828 000,0 тыс.руб., доля Новосибирской области в уставном капитале составляет 98,8%.
В 2013-2016 годах на формирование уставного капитала АО «Центральный мост» направлены бюджетные инвестиции в размере 676 000,0 тыс.руб., в 2017 - 152 000,0 тыс.руб.
Общие расходы общества за период 2013-2018 гг. составили 806 244,0 тыс.руб.
Остаток денежных средств на счетах Общества на 01.11.2018 составляет 21 830,0 тыс. руб.
В 2019 году планируется добровольная ликвидация Общества. До ликвидации Общества необходимо завершение контракта на подготовку и сопровождение концессионного конкурса, коммерческого и финансового закрытия концессионного соглашения.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
Правительству Новосибирской области:
- принять нормативный акт, устанавливающий порядок прекращения реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Новосибирской области;
- внести изменения в Государственную программу от 23.01.2015 № 22-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области» в 2015-2022 годах» в части актуализации отдельных показателей Госпрограммы.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области рассмотреть вопрос о проведении дополнительной экспертизы достоверности определения сметной стоимости строительства мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены в:
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
- ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»;
- ГКУ НСО «Мост»;
- администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района;
- администрацию Кыштовского сельсовета Кыштовского района;
- администрацию Пихтовского сельсовета Колыванского района.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.