Палата провела анализ реализации мер, направленных на вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ реализации мер, направленных на вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса в 2023 – 2024 годах и за текущий период 2025 года.
Объектами выборочной проверки стали:
- Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Минсельхоз НСО, Министерство);
- Администрации Палецкого и Казанского сельсоветов Баганского района.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. На 01.01.2025 земли сельскохозяйственного назначения в Новосибирской области по данным Управления Росреестра по НСО занимают 11 096,3 тыс.га или 62,4% от площади земельного фонда (снижение к 2023 году на 9,9 тыс.га, в том числе в связи с переводом земельных участков в другие категории,). По данным Минсельхоза РФ и Минсельхоза НСО доля неиспользуемых земель сельхозназначения в области существенно выше среднероссийского показателя (2023 г. по НСО – 19,6%, по РФ – 11,0%, по субъектам СФО – 9,7%) и имеет тенденцию к росту (2024 г. – 20,5%).
2. За 2023-2024 гг. в рамках ГП НСО «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области» на вовлечение в оборот земель сельхозназначения выделено 95 629,7 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 74 591,0 тыс.руб., за счет средств областного бюджета – 21 038,7 тыс.руб. Субсидии на возмещение расходов выделялись на реализацию проектов, прошедших федеральный отбор по двум направлениям:
на межевания земельных участков и проведение кадастровых работ 11 муниципальным образованиям (далее – МО) на 3 266,9 тыс.руб., из них в 2023 году – 31,2 тыс.руб., в 2024 году – 3 235,7 тыс.руб.;
на мелиоративные мероприятия 29 сельхозтоваропроизводителям на 92 362,8 тыс.руб., из них в 2023 году – 65 293,4 тыс.руб., в 2024 году –27 069,4 тыс.руб. Получили субсидии на проведение культуртехнических мероприятий 28 организаций, на реконструкцию мелиоративной системы – 1.
Законом о бюджете на 2025 год (в ред. от 07.05.2025) предусмотрено 193 358,0 тыс.руб. (30 710,8 тыс.руб. и 162 647,3 тыс.руб. соответственно). На 01.07.2025 прошли федеральный отбор проекты 10 МО и 8 организаций. За 9 месяцев 2025 года областные отборы Минсельхозом НСО не проведены, соглашения о предоставлении субсидий не заключены, средства на финансирование мероприятий не выделялись, что влечет риски уменьшения объемов финансирования из федерального бюджета на 2026 год.
3. Показатели оценки эффективности реализации мероприятий по вовлечению в сельскохозяйственный оборот участков земель сельхозназначения, установленные федеральными соглашениями и госпрограммой за 2023, 2024 гг., не достигнуты, в том числе:
подготовлены проекты межевания и осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в собственности МО за 2023 г.–0,243 тыс.га, за 2024 г.–14,25 тыс.га (при плане 8,472 и 25,0 тыс.га);
вовлечено в оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий сельскохозяйственных угодий в 2023 году – 17,080 тыс.га, в 2024 году – 10,291 тыс.га (при плане 17,490 и 18,261 тыс.га).
На 01.01.2025 показатель госпрограммы «Площадь вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения (нарастающим итогом с 2022 года) составил 60,499 тыс.га или 71,5% к плану (84,561 тыс.га).
Кроме того, не выполнены обязательства МО, в части предоставления участков, на которых проведены в 2023 году кадастровые работы и осуществлен государственный учет для сельскохозяйственного производства.
Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2024 году, муниципальным образованиям и сельхозтоваропроизводителям, в части использования в сельскохозяйственном производстве, вводимых в оборот земель, будет проведена к концу 2025 года, однако, на 01.10.2025 имеются риски не достижения принятых обязательств.
4. В областных нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, сохраняется ряд нарушений и недостатков:
- ограничены направления господдержки (не включены агролесомелиоративные, фитомелиоративные мероприятия, а также мероприятия в области фосфоритования и гипсования почв), перечень получателей субсидий (не включены научные и образовательные организации) и период возмещения затрат (за 1 год, а не за 2 года, предшествующих году предоставления субсидии), что не соответствует пунктам 2 и 3 Федеральных правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мелиоративных мероприятий (Приложение №6 к Федеральной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, далее – Федеральное правило №6);
- не утвержден порядок проведения предварительного отбора проектов сельхозтоваропроизводителей, что не соответствует п.8 Федеральных правил №6, в результате 7 товаропроизводителям, подавшим заявки на получение субсидий в 2024 году (21 811,1 тыс.руб.) отказано в получении господдержки;
- в Порядке предоставления господдержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (утв. Приложением №3 к Постановлению Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п, далее – Областной порядок №3, в редакции от 02.06.2025), не установлено требование об отсутствии у получателей средств задолженности по оплате штрафов за порчу земель и невыполнение обязанностей по рекультивации земель, мероприятий по улучшению земель и охране почв, включенное в Федеральные правила №6 (в ред. от 24.12.2024).
5. При выделении и использовании бюджетных средств на мероприятия по межеванию и проведению кадастровых работ Минсельхозом НСО и муниципальными образованиями допущен ряд нарушений и недостатков:
- в 2023-2024 гг. соглашения с МО заключены Минсельхозом НСО с нарушением сроков, установленных ч.4.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ, на 15.10.2025 в установленные сроки соглашения не заключены;
- в 2024 году при исполнении контрактов, заключенных 11 сельсоветами, допущены нарушения законодательства в сфере закупок: не соблюдались сроки выполнения обязательств исполнителями по 4 контрактам (от 3 до 80 дней), при этом заказчиками не применялись меры ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами; заказчиками (администрациями 8 сельсоветов 4 районов) не соблюдались сроки оплаты по контрактам от 3 до 198 календарных дней.
6. В нарушение положений Федеральных правил №6 и Областного порядка №3 соглашения, заключенные с сельхозтоваропроизводителями в 2023, 2024 гг., не содержат требование об обеспечении достижения планового объема производства сельхозпродукции на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации, показатели объема производства сельхозпродукции не установлены, а форма отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии в 2023 году не соответствует типовой форме, утвержденной Приказом Минфина России № 199н.
Из 29 получателей субсидий на возмещение затрат по мелиорации, 12 – заключали договоры подряда (работы выполнялись КФХ или ИП), 17 - производили работы хозяйственным способом. Документы, подтверждающие выполнение работ хозяйственным способом, предусмотренные Областным порядком №3, не соответствуют перечню, предусмотренному в Федеральном порядке отбора проектов, утвержденному Приказом Минсельхоза РФ; не содержат информации о технике, на которую приобретались запасные части, ГСМ и об использовании ее для проведения мелиоративных работ.
7. В 2023-2024 гг. Минсельхозом НСО на этапах предварительного отбора заявок и реализации проектов мелиорации не использовались как инструмент контроля данные федеральной информационной системы по учету земель сельхозназначения (далее – ЕФГИС ЗСН). Проведенный КСП НСО анализ данных ЕФГИС ЗСН показал существенное расхождение данных отчетов сельхозтоваропроизводителей и Минсельхоза НСО.
С 2025 года господдержка представляется при условии внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений о земельных участках, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство, что потребует от сельхозтоваропроизводителей, претендующих на получение субсидий, и Минсельхоза НСО более ответственного подхода при работе с федеральными информационными системами, и обоснования показателей, отраженных в отчетах о целевом и эффективном использовании бюджетных средств.
8. Принимаемые на федеральном и областном уровне меры, в том числе предоставление господдержки на мероприятия по вовлечению земель в сельскохозяйственное производство, не привели к снижению неиспользованной площади сельхозугодий в целом по Новосибирской области (на 01.01.2023 – 2 155,3 тыс.га, на 01.01.2024 – 2 175,7 тыс.га, на 01.01.2025 – 2 272,4 тыс.га). Наблюдается опережающий рост выбывших площадей сельхозугодий над площадью вовлеченных в оборот (в 2023-2024 годах выбыло из оборота 68,5 тыс.га и 121,0 тыс.га, вовлечено – 47,2 тыс.га и 24,9 тыс.га соответственно).
Снижение общей площади неиспользованных сельхозугодий достигнуто в 5 районах области (Барабинском, Искитимском, Коченевском, Кочковском и Черепановском), из них только сельхозтоваропроизводители Барабинского района получали субсидии в рамках программных мероприятий. В остальных районах, в том числе в которых получили господдержку в 2023-2024 годах, наблюдается рост неиспользованной площади сельхозугодий.
9. Оптимизация процедуры учета земельных долей, а также упрощение порядка государственной регистрации права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной (до 1 января 2025 года регистрация осуществлялась по решению суда), не повлияло на увеличение количества обращений муниципальных образований для участия в мероприятиях госпрограммы.
По мнению палаты, длительная процедура отборов заявок, принятая на федеральном уровне, а также отсутствие регламентов предварительного отбора и понятных сроков предоставления субсидий на областном уровне, приводит к рискам отказа от получения господдержки, и недостижения целей госпрограммы – вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель сельхозназначения. Вместе с тем, по информации МО, 558,5 тыс.га земель пашни или 58,9% от неиспользуемой площади пашни являются пригодными для введения в сельскохозяйственный оборот.
Заключение палаты рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям 11 ноября 2025 года. Заслушав доклад аудитора Саблиной Е.Н. депутаты решили информацию принять к сведению и выразить благодарность сотрудникам Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за выполненную работу.