Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности управления и распоряжения имуществом казны в 2024 году
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности управления и распоряжения имуществом казны Новосибирской области, а также использования средств областного бюджета на содержание объектов имущества, находящихся в казне Новосибирской области, в 2024 году.
Объектом контрольного мероприятия стали департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее – Департамент имущества, Департамент) и государственное казенное учреждение Новосибирской области «Фонд имущества Новосибирской области» (далее – ГКУ НСО «Фонд имущества», Учреждение).
В результате проверки установлено:
1. В казне Новосибирской области по состоянию на 31.12.2024 числилось 277 объектов недвижимого имущества общей балансовой стоимостью 217 556,8 тыс.руб.; движимого имущества общей балансовой стоимостью 27 375,5 тыс.руб.; 5 015 717 484 акций на общую сумму по номиналу 18 574 583,8 тыс.руб.; 2 381 земельных участков, общей площадью 520 776,1 га, кадастровой стоимостью 25 530 846,0 тыс.руб.
Из 277 объектов недвижимого имущества 131 объект электросетевого хозяйства (47,1% от всех объектов недвижимого имущества казны) поступил в 2010 году. В феврале 2025 года 18 объектов электросетевого хозяйства переданы по договору безвозмездного пользования в АО «РЭС» (в настоящее время планируется увеличение количества переданных объектов до 94 единиц).
2. В 2024 году в казну поступило 109 объектов недвижимого имущества на общую сумму 1 359 942,5 тыс.руб., выбыло 105 объектов на общую сумму 1 257 878,5 тыс.руб.
Из 109 объектов недвижимого имущества основную долю составляют 20 объектов на общую сумму 1 167 537,0 тыс.руб. (85,8% от общей суммы всех объектов недвижимого имущества, поступивших в 2024 году), из них 10 объектов на общую сумму 965 013,0 тыс.руб. (82,7%) поступили в казну от ГКУ НСО «УКС» и в последующем были переданы в муниципальную собственность (здания школ, сооружения (сети канализации, теплоснабжения), здание трибуны).
3. В 2024 году в казну области поступило движимое имущество на общую сумму 3 834 550,4 тыс.руб., выбыло на общую сумму 3 835 630,2 тыс.руб. Основную долю выбывших объектов движимого имущества составляют объекты, предназначенные для оснащения ГБУЗ НСО «Городская инфекционная клиническая больница № 1» (медицинское оборудование и мебель) и муниципальных общеобразовательных учреждений (оборудование для образовательного процесса, школьные автобусы).
4. Движимое имущество в количестве 85 объектов (компьютерная техника, ранцевые огнетушители, противогазы), числящееся в казне, переданы в муниципальные образования в 2020 году, при этом акты приема-передачи имущества в Департаменте отсутствуют (в ходе проверки начата работа по их оформлению).
5. В 2024 году в областную казну поступило 357 земельных участков общей стоимостью 2 796 786,6 тыс.руб., выбыло 342 земельных участка общей стоимостью 2 758 241,7 тыс.руб., из них предоставлен 151 земельный участок отдельным категориям граждан в собственность бесплатно для ведения садоводства; реализовано 42 земельных участка, в том числе 1 земельный участок на торгах и 41 земельный участок без проведения торгов по основаниям, предусмотренными ст.39.3 ЗК РФ; передано в муниципальную собственность 20 земельных участков.
6. По состоянию на 31.12.2024 действовало 32 договора аренды недвижимого и движимого имущества и 249 договоров аренды земельных участков в отношении 529 земельных участков общей площадью 7 668,4 га. Доходы от аренды в 2024 году составили 226 482,7 тыс.руб.
По состоянию на 31.12.2024 действовало 7 договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом казны и 23 договора безвозмездного пользования земельными участками (предоставлен 351 земельный участок общей площадью 5 614,2 га). Договоры заключены с государственными и муниципальными учреждениями, религиозными организациями и администрацией Краснотальского сельсовета Коченевского района.
7. Из 20 объектов (комплексов), включенных в Прогнозный план приватизации на 2024 – 2026 годы, было реализовано 2 здания, 2 объекта незавершенного строительства, 3 земельных участка и 1 помещение на общую сумму 362 132,2 тыс.руб.
В нарушение статьи 5 Закона Новосибирской области № 181-ОЗ «О приватизации госимущества НСО» и пункта 5 Порядка планирования приватизации госимущества НСО Департамент имущества включил в прогнозный план приватизации имущество (здание здравпункта и овощехранилища), закрепленное на праве оперативного управления за областными учреждениями, и 4 земельных участка, предоставленных областным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, не включенных в областную казну.
8. В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы учета имущества казны в Реестре имущества и бухгалтерском учете, имеются противоречия в части порядка ведения аналитического учета объектов, форм первичных документов, начисления амортизации и др.
9. В нарушение статьи 11 Закона о бухгалтерском учете, пункта 79 Федерального стандарта № 256н, пункта 7 Инструкции о порядке составления отчетности № 191н, Порядка проведения инвентаризации Департаментом имущества не проводилась инвентаризация имущества областной казны.
Кроме того, с декабря 2024 года принят новый Порядок проведения инвентаризации № 4203-НПА, согласно которому инвентаризация нефинансовых активов, составляющих казну, проводится путем сверки учетных данных с данными, отраженными в Реестре имущества, что не соответствует статье 11 Закона о бухгалтерском учете, пункту 79 Федерального стандарта № 256н (инвентаризация должна проводиться путем сверки учетных данных с фактическим наличием).
10. В нарушение Федерального стандарта «Казна»:
- сверка данных бухгалтерского учета с данными Реестра имущества не осуществлялась (пункт 11);
- в бюджетной отчетности за 2024 год не раскрыта информация: используемые методы определения сроков полезного использования; первоначальная стоимость, балансовая стоимость и переоцененная стоимость объектов нефинансовых активов имущества казны, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы; прочие изменения стоимости объектов нефинансовых активов имущества казны (пункт 31).
11. Принятый с целью обеспечения полноты и актуальности сведений об объектах учета, находящихся в государственной собственности, после проведенной в 2020 году проверки КСП НСО, Регламент организации работы в Департаменте имущества от 18.01.2021 № 130 не соблюдается в части сроков подготовки приказов о внесении сведений об объекте учета в Реестр имущества (приказы издаются с нарушением установленного срока от 4 до 564 дней).
12. В ходе проверки установлены нарушения Порядка учета имущества и ведения Реестра имущества № 272-п:
- по 22-м объектам недвижимого имущества, 5-ти объектам движимого имущества, 69-ти земельным участкам не внесены сведения, не принято или несвоевременно принято решение о внесении сведений в Реестр имущества, в том числе сведения об изменении балансовой, кадастровой стоимости, площади объектов учета (пункты 17, 22, 23);
- по 56-ти земельным участкам и 1-му объекту движимого имущества (автобус) несвоевременно исключены сведения или несвоевременно принято решение об исключении сведений из Реестра имущества (пункты 18, 23);
- по 1-му земельному участку внесены сведения в Реестр имущества без приказа Департамента имущества (пункт 23).
По результатам контрольного мероприятия палата направила представления в департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области и государственное казенное учреждение Новосибирской области «Фонд имущества Новосибирской области», информационные письма в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и Контрольное управления Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания НСО по бюджетной, финансово-экономической политики и собственности рассмотрел отчет палаты 22 октября 2025 года, решил информацию принять к сведению и рекомендовать департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области:
- продолжить работу по обеспечению законности и эффективности управления и распоряжения имуществом казны Новосибирской области;
- учесть замечания Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в дальнейшей работе.