Палата провела мониторинг реализации национальных и региональных проектов
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведен мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, национальных и региональных проектов в 2024 году. Мониторинг проводится параллельно со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Объектами мониторинга стали областные исполнительные органы государственной власти, ответственные за реализацию региональных проектов:
– Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО
– Министерство здравоохранения НСО
– Министерство культуры НСО
– Министерство образования НСО
– Министерство природных ресурсов и экологии НСО
– Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО
– Министерство сельского хозяйства НСО
– Министерство строительства НСО
– Министерство транспорта и дорожного хозяйства НСО
– Министерство труда и социального развития НСО
– Министерство физической культуры и спорта НСО
– Министерство цифрового развития и связи НСО
– Министерство экономического развития НСО
– Департамент молодежной политики НСО
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национальных проектов (программ) по 12-ти направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
Кроме того, с 2021 года в отдельный национальный проект выделено направление «Туризм и индустрия гостеприимства», с 2024 года – «Беспилотные авиационные системы».
Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» были уточнены состав и формулировки национальных целей развития и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году. Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» предусмотрена разработка новых национальных проектов, реализация которых началась с 2025 года.
Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ предусмотрена разработка и реализация национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов. Согласно Положению федеральный проект, входящий в состав национального проекта, обеспечивает достижение или вклад в достижение цели, общественно значимых результатов, выполнение задач национального проекта и их показателей, а также дополнительных показателей по решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Региональный проект обеспечивает достижение или вклад в достижение целей и (или) показателей, реализацию мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и (или) структурных элементов государственной программы Российской Федерации, и (или) государственной программы субъекта Российской Федерации.
Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление информации и документов, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности (в т.ч. паспортов проектов, отчетов об их реализации), осуществляются в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – Подсистема управления национальными проектами) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
Положение о проектной деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области; регламент проектной деятельности; положения о региональном Проектном комитете и региональном Проектном офисе; перечень лиц, ответственных за реализацию на территории Новосибирской области региональной составляющей национальных проектов (программ), утверждены Правительством НСО.
Региональный Проектный комитет утверждает паспорта региональных проектов, изменения паспортов региональных проектов и ежеквартальные отчеты о ходе их реализации. Состав регионального Проектного комитета утвержден распоряжением Губернатора НСО. Региональный Проектный офис организует планирование и контроль проектной деятельности на среднесрочный и краткосрочный периоды, а также отвечает за внедрение, поддержку и развитие системы проектного управления в областных органах. Функции регионального Проектного офиса осуществляет Министерство экономического развития НСО.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации расходы на национальный проект отражает четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000). Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта. Отражение расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов, осуществляется в аналогичном порядке (значение 4 – 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) должно соответствовать 4 – 5 разряду кода целевой статьи расходов федерального бюджета на реализацию соответствующих федеральных проектов).
Достижение целей национальных проектов обеспечивают 77 федеральных проектов. В Новосибирской области паспорта региональных проектов утверждены по сферам действия 13-ти национальных и 43-х федеральных проектов.
Информация о реализации национальных проектов размещена на сайте https://национальныепроекты.рф/. Информация о деятельности регионального Проектного комитета и регионального Проектного офиса размещена на Инвестиционном портале Новосибирской области http://invest.nso.ru/ru/page/817.
В 2024 году начата реализация регионального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы». Прекращена реализация региональных проектов «Повышение доступности туристических продуктов» и «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
По национальному проекту «Наука» региональные проекты не принимались, субъекты РФ участвуют в его реализации через создание инфраструктуры, взаимодействие с научными, образовательными и иными организациями.
|
Национальные проекты |
Федеральные проекты (77) |
Региональные проекты (46) |
|
Демография |
5 |
5 |
|
Здравоохранение |
9 |
8 |
|
Образование |
8 |
6 |
|
Жилье и городская среда |
5 |
4 |
|
Экология |
10 |
4 |
|
Безопасные и качественные дороги |
6 |
3 |
|
Производительность труда |
2 |
2 |
|
Наука и университеты |
4 |
|
|
Цифровая экономика |
10 |
4 |
|
Культура |
3 |
3 |
|
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
4 |
3 |
|
Международная кооперация и экспорт |
3 |
2 |
|
Туризм и индустрия гостеприимства |
3 |
1) |
|
Беспилотные авиационные системы |
5 |
1 |
Согласно отчетам о ходе реализации региональных проектов за 2024 год плановый объем финансового обеспечения в областном бюджете составлял 33 093,1 млн.руб., кассовое исполнение расходов – 24 780,5 млн.руб.
Фактически в законе об областном бюджете ассигнования с кодами региональных проектов были предусмотрены в объеме 34 967,6 млн.руб., в сводной бюджетной росписи – 33 250,8 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 10 595,1 млн.руб., средств федерального Фонда развития территорий – 238,0 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 22 417,7 млн.руб.).
Кассовое исполнение расходов областного бюджета составило 28 653,0 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 9 877,2 млн.руб., средств федерального Фонда развития территорий – 191,5 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 18 584,3 млн.руб.).
В сводной бюджетной росписи областного бюджета трансферты местным бюджетам на реализацию региональных проектов были предусмотрены в объеме 10 250,0 млн.руб., перечислено в местные бюджеты – 8 187,4 млн.руб. В местных бюджетах ассигнования с кодом проекта были предусмотрены в объеме 10 493,7 млн.руб., кассовое исполнение расходов составило 8 592,6 млн.руб. (в т.ч. за счет собственных средств местных бюджетов).
По 22-м региональным проектам данные о плановых и фактических объемах финансирования, содержащиеся в отчетах о ходе реализации проектов, не совпадают с бухгалтерской отчетностью (особенно в части средств местных бюджетов). Согласно пояснениям областных органов, данные бухгалтерской отчетности на момент формирования отчетов о ходе реализации проектов не доступны. В ряде случаев, собственные средства областного и местных бюджетов, выделенные на реализацию региональных проектов сверх объемов, предусмотренных соглашениями о предоставлении федеральных средств, в Подсистеме управления национальными проектами не отражаются. Кроме того, в ряде случаев расходы за счет средств местных бюджетов отражаются в бухгалтерской отчетности без указания кодов региональных проектов.
Реализация 8-ми региональных проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще 8 региональных проектов реализуются без использования федеральных средств. За счет дополнительного выделения собственных средств областного и местных бюджетов на реализацию региональных проектов, доля федеральных средств в финансировании составляет 34,7% (при этом по большинству видов субсидий, предоставляемых на реализацию проектов, установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составляет более 95%). Следует также отметить, что достижение результатов по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, строительству жилья, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению населения питьевой водой, созданию новых мест в образовательных организациях в значительной степени осуществляется за счет средств, не отнесенных к финансовому обеспечению соответствующих проектов.
По итогам 2024 года не достигнуты плановые значения отдельных результатов и показателей реализации региональных проектов:
по направлению «Демография» – уменьшение розничных продаж и потребления алкогольной продукции;
по направлению «Здравоохранение» – строительство, ремонт и оснащение медицинских учреждений (отделений, центров); количество функционирующих передвижных медицинских комплексов, единовременных денежных выплат врачам и среднему медицинскому персоналу; доля медицинских документов, формируемых в электронном виде; обеспеченность врачами и средними медицинскими работниками; уменьшение младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 4 лет; доля граждан, получивших возможность электронного доступа к данным о прохождении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, электронной записи на прием к врачу;
по направлению «Образование» – создание новых мест в общеобразовательных организациях;
по направлению «Жилье и городская среда» – разработка проектной документации на благоустройство общественных пространств;
по направлению «Экология» – ликвидация несанкционированных свалок; строительство полигонов;
по направлению «Цифровая экономика» – доля населенных пунктов, обеспеченных услугами сотовой связи и доступом к сети Интернет;
по направлению «Малое и среднее предпринимательство» – объем внебюджетных инвестиций;
по направлению «Беспилотные авиационные системы» – приобретение систем для лесного хозяйства.
В отдельных случаях к недостижению плановых значений показателей реализации проектов привело невыполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов либо перенос сроков их выполнения (оснащение поликлинических отделений и первичных сосудистых центов, строительство ливневой канализации в г. Новосибирске и полигона в Северном районе, разработка проектной документации на благоустройство общественных пространств, ликвидация несанкционированных свалок, приобретение беспилотных авиационных систем). Также отмечаются технические и организационные ошибки при создании и использовании информационных систем.
По информации Прокуратуры НСО, по фактам недостижения плановых значений показателей и результатов реализации национальных проектов в адрес руководителей областных и муниципальных органов было вынесено 11 представлений и предостережений, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Комитет Законодательного Собрания НСО по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, рассмотрел результаты мониторинга на заседании, прошедшем 22.10.2025. По результатам рассмотрения комитет рекомендовал Правительству Новосибирской области учесть замечания палаты по результатам проведенного мониторинга.