Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области
В июне 2025 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области в 2024 году и за текущий период 2025 года.
Объектами проверки стали: Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее – Министерство); Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Чулымская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ»), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 11» (далее – ГБУЗ НСО «ГКБ № 11»), Государственное автономное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая поликлиника № 1» (далее – ГАУЗ НСО «ГКП № 1»), Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Медтранс».
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения НСО, предусматривается в рамках ГП Развитие здравоохранения путем реализации 3 региональных проектов и 3 комплексов процессных мероприятий.
В мероприятиях по укреплению материально-технической базы в 2024 году принимало участие 91 медицинское учреждение, или 87,5% от общего количества бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, за 5 месяцев 2025 года - 77 медицинских учреждений, или 74,0%.
2. Министерством здравоохранения НСО не соблюдался Порядок предоставления субсидий на иные цели: заявки на предоставление субсидий принимались при отсутствии документов обоснований. Соглашения с отдельными учреждениями на реализацию мероприятий Госпрограммы заключались с нарушением сроков, установленных Порядком.
3. Государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения НСО, на реализацию мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы в проверяемом периоде направлено всего 4 283 681,9 тыс.руб. или 76,4% к плановым затратам, из них 3 230 538,3 тыс.руб. или 81,9% в 2024 году, 1 053 143,6 тыс.руб. или 63,4% за 5 месяцев 2025 года.
Наибольший объем бюджетных ассигнований направлен на реализацию КПМ «Укрепление материально технической базы учреждений» – 59,0% и РП «Модернизации первичного звена здравоохранения» – 25,1%.
4. ГБУ НСО «Медтранс» в проверяемом периоде приобретено 433 автомобиля. На основании приказов Министерства здравоохранения НСО 378 закупленных автотранспортных средств передано в 38 государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения НСО, что по своей сути является централизованной закупкой.
При этом, ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ не предусматривает возможность определения бюджетного учреждения уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которыми в силу положений указанной статьи могут быть определены только государственный орган или казенное учреждение.
5. В ходе выборочных проверок в государственных учреждениях установлено:
5.1. В нарушение п. 42 Требований к составлению и утверждению ПФХД объемы средств на осуществление закупок, предусмотренные планами-графиками закупок ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ», ГБУЗ НСО «ГКБ № 11» и ГБУ НСО «Медтранс» на 2024-2025 годы, не соответствуют объемам средств на осуществление закупок, предусмотренные Планами ФХД на 2024-2025 годы.
5.2. Контракты (договоры) учреждений здравоохранения в основном заключены путем проведения электронных аукционов. По результатам применения конкурентных способов определения поставщика экономия денежных средств в 2024 году составила от 4,1% (ГБУЗ НСО «ГКБ № 11») до 15,9% (ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ») от суммы начальной максимальной цены контрактов.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ в 2024 году ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» допущено превышение допустимого годового объема закупок у единственного поставщика (10% совокупного годового объема закупок) на 18 102,6 тыс.руб.
5.3. В проверяемом периоде поставщиками (подрядчиками) допускались нарушения сроков поставки (выполнения работ), установленные контрактами, от 1 дня до 313 дней.
По состоянию на 01.06.2025 ГАУЗ НСО «ГКП № 1», ГБУЗ НСО «ГКБ № 11» и ГБУ НСО «Медтранс» направлены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) на общую сумму 1 230,6 тыс.руб., из которой 138,6 тыс.руб. списано (ГБУ НСО «Медтранс» и ГБУЗ НСО «ГКБ № 11») в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
В нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» по 30 контрактам не начислялась неустойка за нарушение сроков поставки оборудования и выполнение работ по подготовке помещения, требования об уплате неустоек поставщикам (подрядчикам) не направлялись.
5.4. По 3 контрактам ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» и 2 договорам ГАУЗ НСО «ГКП № 1» нарушались сроки оплаты, предусмотренные контрактами (договорами), от 20 до 45 рабочих дней и от 2 до 8 рабочих дней соответственно.
5.5. В нарушение п.10 Порядка ведения учета имущества № 272-п и приказа Министерства здравоохранения НСО от 22.01.2019 № 133 не отнесено к ОЦДИ и не включено в Реестр сведений об областном имуществе 13 ед. медицинского оборудования (ГБУЗ НСО «ГКБ № 11», ГАУЗ НСО «ГКП № 1», ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ»).
5.6. В нарушение ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ и п. 130 Инструкции № 157н ГБУ НСО «Медтранс» осуществляло несвоевременное принятие к бухгалтерскому учету 49 автотранспортных средств по 18 контрактам (от 1 до 37 дней).
Кроме того, комиссиями по поступлению и выбытию активов ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» и ГБУ НСО «Медтранс» не оформлялись решения о признании объектов нефинансовых активов (об установлении срока эксплуатации, определении метода начисления амортизации).
5.7. В нарушение ст. 296, ст. 298 Гражданского кодекса РФ, а также п. 3 ст. 21 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 271-ОЗ ГБУ НСО «Медтранс» осуществлена передача 84 автомобилей медицинским учреждениям до согласования c собственником (ДИиЗО НСО) имущества (издания приказов о прекращении права оперативного управления на имущество ГБУ НСО «Медтранс» и закреплении его на праве оперативного управления за медицинскими организациями).
6. Согласно данным Министерства здравоохранения НСО контрольные точки плана мероприятий по достижению результатов и значения результатов предоставления субсидий по всем соглашениям достигнуты.
Учреждениями в проверяемом периоде проведены текущие ремонты, приобретены медицинское оборудование и медицинские изделия, изготовлены фасадные вывески, навигационные стенды и информационные таблички в зданиях, закуплены 433 ед. автотранспортных средств, в том числе автобусов – 4 единицы, автомобилей скорой медицинской помощи – 39 единиц, санитарных автомобилей – 390 единиц, из них 10 машин для паллиативной помощи.
Согласно информации ТФОМС НСО по критерию доступности медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области, удовлетворенность населения доступностью медицинской помощи возросла с 90,2% (от числа опрошенных) в 2022 году до 92,8% в 2024 году.
Для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков, направлены представления в министерство здравоохранения Новосибирской области, в ГБУЗ НСО «Чулымская центральная районная больница», ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 11», ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника № 1», ГБУ НСО «Медтранс».
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 9 октября 2025 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению, министерству здравоохранения Новосибирской области рекомендовано учесть замечания, изложенные в Отчете Контрольно-счетной палаты.