Палата проанализировала реализацию новых инвестиционных проектов
В 2024 году Контрольно-счетная палата Новосибирской области в соответствии с поручением Законодательного Собрания Новосибирской области провела анализ формирования и реализации новых инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета, высвобождаемых на условиях реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
В 2024 году палата также провела тематические мероприятия по проверке реализации новых инвестиционных проектов на площадке Технопарка в п. Ложок и в Промышленно-логистическом парке.
В 2020 – 2022 гг. была проведена реструктуризация задолженности регионов по бюджетным кредитам, срок погашения основной суммы задолженности был перенесен на 2025 – 2029 гг. Высвобождаемые средства региональных бюджетов должны были направляться на реализацию новых инвестиционных проектов, региональных проектов и другие расходы. При этом задолженность регионов списывается в объеме налоговых доходов федерального бюджета от реализации новых инвестиционных проектов.
Задолженность Новосибирской области была реструктурирована в объеме 22 221,9 млн.руб., объем высвобождаемых средств областного бюджета в 2020 – 2024 гг. составил 19 544,9 млн.руб. На реализацию новых инвестиционных проектов направлено 15 816,6 млн.руб. Кроме того, в 2020 и 2021 гг. на профилактику и устранение последствий коронавирусной инфекции, предотвращение ухудшения экономической ситуации, реализацию региональных проектов направлены высвобождаемые средства в объеме 3 728,3 млн.руб.
Сводный перечень новых инвестиционных проектов утверждается Минэкономразвития России на основании предложений регионов после одобрения президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию. В Новосибирской области, процедуры отбора проектов формализованы не были, порядок конкурсного отбора, предусмотренный областным законодательством о господдержке инвестиционной деятельности, на новые инвестиционные проекты не распространяется.
При формировании и корректировке перечня в 2020 – 2024 гг. в него было включено 67 проектов, с учетом исключения 22 проектов по состоянию на 15.11.2024 в перечне предусмотрено 45 проектов. Формирование полного перечня проектов занимало около года после проведения очередного этапа реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Предельный срок корректировки состава проектов органичен 01.01.2025.
Исключение проектов из перечня, как правило, связано с отказом инвесторов от реализации проектов, в т.ч. ООО «Нестле Россия», ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», ООО «Оксиал Аддитивс НСК». При этом в ряде случаев реализация проектов продолжается на той же или другой территории, в т.ч. молочный завод ООО «Сибирская академия молочных наук», птицефабрика ООО ПФ «Улыбино». Вместо исключаемых проектов в перечень включались новые, вместе с тем, масштаб включаемых проектов не всегда соответствовал исключаемым по объему инвестиций и налоговых платежей.
Плановый объем частных инвестиций 45 проектов составляет 144 108,6 млн.руб., количество создаваемых рабочих мест – 14 805, объем налоговых платежей – 40 032,8 млн.руб. Проекты реализуются на 11 территориях, в т.ч. в г. Новосибирске (Технопарк Академгородка, микрорайоны «Чистая Слобода» и п. Клюквенный), Новосибирском (ПЛП, Технопарк п. Ложок, Парк «Верх-Тула», Логопарк «ПФО Север»), Искитимском (Южный ПЛП, ТОСЭР «Линево»), Коченевском (создаваемая ОЭЗ), Тогучинском (ТОСЭР «Горный») районах.
В 2021 – 2023 гг. введены объекты инвесторов по проектам ООО «РусАгроМаркет-Новосибирск», ООО «Алютех-Новосибирск», ООО «ПепсиКо Холдингс» в ПЛП и АО «Академпарк» в Технопарке п. Ложок. По проекту ООО «НТТ» в 2023 и 2024 гг. завершены первые этапы. По 3 проектам объем инвестиций превышает плановые значения, при этом количество рабочих мест не достигло планового значения ни по одному из проектов.
По проектам ООО «ПФО Западная Сибирь» в Логопарке «ПФО Север» и АО «АРЖС» в п. Клюквенный ввод первого этапа планируется в конце 2024 года. По 38 проектам ввод объектов инвесторов (в т.ч. первых этапов) запланирован на 2025 – 2028 гг. При этом по 5 проектам, ввод которых запланирован на 2025 год, объем инвестиций составил от 0,3% до 10,9% к плану. По проекту ООО «Техноресурс» в Технопарке п. Ложок ввод запланирован на январь 2025 года, объем инвестиций составляет 2,5% к плану.
Высвобождаемые средства областного бюджета направляются на создание объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (в т.ч. на технологическое присоединение объектов инвесторов к сетям инженерно-технического обеспечения). Всего на создание 69 объектов инфраструктуры в 2021 – 2024 гг. направлено 15 816,6 млн.руб. (в т.ч. 8 661,8 млн.руб. в 2024 году). Средства в основном выделяются в форме бюджетных инвестиций АО УК «ПЛП» и АО «Академпарк» (на 36 объектов), трансфертов местным бюджетам (на 20 объектов) и субсидий АО «АРЖС» (на 12 объектов).
В ходе анализа установлено, что администрации р.п. Линево и р.п. Горный заключали муниципальные контракты на технологическое присоединение объектов инвесторов, что не соответствует ст. 69, 72 БК РФ. Мэрия г. Новосибирска использовала средства на предоставление субсидий унитарному предприятию, что не было предусмотрено областным порядком предоставления межбюджетных трансфертов. Средства на создание централизованной системы водоотведения выделены Верх-Тулинскому сельсовету, при этом передача поселению полномочий по организации водоотведения нецелесообразна (создаваемая система будет присоединена к системе г. Новосибирска).
Кроме того, областные порядки и соглашения о предоставлении средств не в полной мере соответствуют законодательству:
порядок предоставления субсидий АО «АРЖС» не предусматривает увеличение уставного капитала организации и осуществление закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе;
порядок предоставления трансфертов местным бюджетам на объекты инфраструктуры ТОСЭР не предусматривает возможность использования средств на предоставление субсидий юридическим лицам;
порядок предоставления субсидий инвесторам на объекты инфраструктуры не содержит требование об обязательном проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.
Высвобождаемые средства областного бюджета должны быть направлены на создание объектов инфраструктуры до конца 2024 года. При этом перечисленные средства могут использоваться и после 2024 года. Вместе с тем, сохраняются риски, что часть средств не будет перечислена либо в начале 2025 года остатки средств будут возвращены в областной бюджет. В таких случаях регион должен досрочно погасить реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам в объеме разницы между подлежащими направлению и фактически направленными средствами.
В 2021 – 2023 гг. введено 15 объектов инфраструктуры. Ввод еще 13 объектов запланирован на конец 2024 года. При этом 9 объектов в ТОСЭР «Горный» и ТОСЭР «Линево» были полностью профинансированы еще в 2021 году, ввод объектов инфраструктуры приостановлен в связи с прекращением реализации ряда проектов или неготовностью объектов инвесторов. Кроме того, в 2024 году планировалось разработать проектную документацию на 2 объекта (контракт на документацию очистных сооружений в п. Ложок в установленные сроки исполнен не был). По 38 объектам инфраструктуры ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 – 2026 гг.
В ряде случаев мощности создаваемых объектов инфраструктуры превышают потребности инвесторов реализуемых проектов. На участках, обеспеченных инфраструктурой, могут быть реализованы проекты других инвесторов, однако налоговые поступления от их реализации не будут приводить к списанию задолженности по бюджетным кредитам. Кроме того, часть инфраструктуры фактически создается не только для обеспечения объектов инвесторов, но и для обеспечения существующего и строящегося жилищного фонда, социальных и иных объектов.
Ввод многих объектов инвесторов переносился на более поздние сроки (в т.ч. числе при замене одних проектов на другие). В таких случаях ввод объектов инфраструктуры, создаваемых для этих проектов, также переносился на более поздние сроки. Вместе с тем, в ряде случаев ввод объектов инвесторов первоначально планировался намного позже или переносился на более поздние сроки, чем ввод соответствующих объектов инфраструктуры. В частности, инфраструктура, созданная в ТОСЭР «Горный» и ТОСЭР «Линево» в 2021 году, будет востребована не ранее 2025 и 2026 гг.
Объем погашения задолженности Новосибирской области по бюджетным кредитам в 2022 – 2029 гг. составляет 21 036,2 млн.руб. Планируемый объем налоговых платежей от реализации проектов в федеральный бюджет за 2021 – 2028 гг. составляет 13 307,4 млн.руб. Обращения о списании задолженности направлялись в 2022 – 2024 гг. (по итогам 2021 – 2023 гг.) на общую сумму 861,6 млн.руб. При этом задолженность списывалась только в 2024 году на сумму 146,5 млн.руб.
В части остальной суммы федеральные органы не подтвердили достоверность информации о налоговых поступлениях в федеральный бюджет и возможность списания задолженности. Риски отказов в списании задолженности сохраняются и в 2025 – 2029 гг. Инвесторы заявляют плановые доходы за периоды, когда объекты инвесторов (либо их первые этапы) еще не введены и не могут приносить доходы. Также существуют риски, что объекты инвесторов не будут введены в запланированные сроки либо налоговые доходы от реализации проектов будут меньше планового объема.
В законе о федеральном бюджете на 2025 – 2027 гг. предусмотрено списание двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам (две трети задолженности, подлежавшей погашению в 2024 году, также перенесено на 2025 год для последующего списания). С учетом этого, остаток задолженности Новосибирской области, доступный для списания за счет реализации новых инвестиционных проектов, составит 6 221,6 млн.руб. Этот остаток существенно меньше планового объема налоговых платежей в федеральный бюджет от реализации проектов и объема средств областного бюджета, направленных на реализацию проектов.
Планируемый объем налоговых платежей от реализации проектов в консолидированный бюджет Новосибирской области за 2021 – 2029 гг. составляет 22 327,6 млн.руб. Фактические платежи в 2021 – 2023 гг. составили 1 556,8 млн.руб. Вместе с тем, предоставляемые налоговыми органами данные включают все налоговые платежи организаций, в т.ч. не связанные с реализаций конкретных проектов. Также следует учитывать, что ряд инвесторов новых инвестиционных проектов получают господдержку в форме налоговых льгот и их налоговые платежи учитываются при оценке эффективности этой формы господдержки.
Отношения между регионом и инвесторами регулируются соглашениями о намерениях по реализации новых инвестиционных проектов. При этом данные соглашения не содержат сроков ввода объектов инфраструктуры и объектов инвесторов, а также не предусматривают ответственность инвестора за недостижение плановых показателей проекта. В случаях, когда средства областного бюджета на создание объектов инфраструктуры получал непосредственно инвестор, соглашения о предоставлении средств также не предусматривали ответственность инвестора за недостижение плановых показателей проекта. При участии в реализации проекта областных организаций также не обеспечивается получение доходов в объеме не менее вложенных в проект средств областного бюджета.
При реализации новых инвестиционных проектов регион фактически замещает бюджетными средствами часть инвестиций на создание инфраструктуры, необходимой для реализации проекта. При этом объем и влияние частных инвестиций на результаты реализации проекта остаются в разы больше, чем у средств областного бюджета. Кроме того, средства областного бюджета фактически замещают федеральную меру поддержки инвестиций в части возмещения суммы налога на добавленную стоимость (в случаях, когда деятельность инвестора облагается этим налогом). Налог, входящий в стоимость работ по созданию объектов инфраструктуры, оплачивается за счет средств областного бюджета и из федерального бюджета не возмещается.
При реализации проектов в сфере жилищного строительства налоговые поступления существенно меньше, чем у проектов в сфере производственной, логистической и иной деятельности. При этом потребуются дополнительные объемы бюджетных средств на обеспечение строящихся микрорайонов социальными объектами. Так, для обеспечения социальными объектами п. Клюквенный дополнительно потребуется 13 679,5 млн.руб. Кроме того, строительство коммунальной и дорожной инфраструктуры за счет платежей застройщиков по договорам субаренды земельных участков приводит к увеличению расходов на суммы налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (на уплату налогов будет уходить до 33% – 37% от платежей застройщиков).
По результатам проведенного анализа палата предложила Правительству Новосибирской области, министерству экономического развития Новосибирской области и областным исполнительным органам, предоставляющим средства на реализацию инвестиционных проектов, принять меры, направленные на повышение эффективности государственной поддержки инвестиционных проектов, а также устранение недостатков в порядках расходования бюджетных средств на объекты инфраструктуры, в том числе:
уточнить порядки предоставления субсидий инвесторам и организациям, 100% уставного капитала (акций) которых принадлежит области, а также межбюджетных трансфертов на объекты инфраструктуры;
принять меры для повышения достоверности данных инвесторов о плановых и фактических налоговых платежах от реализации инвестиционных проектов с учетом сроков начала производственной стадии проектов;
предусмотреть в порядках и соглашениях о предоставлении инвесторам средств областного бюджета показатели результативности реализации инвестиционных проектов и ответственность за их недостижение;
использовать формы и методы поддержки инвестиционных проектов, обеспечивающие получение областным бюджетом или организациями доходов в объеме не менее вложенных в проект бюджетных средств;
предусмотреть в порядках и соглашениях о предоставлении бюджетных инвестиций и субсидий организациям возможность получения возмещения сумм входящего налога на добавленную стоимость;
уточнить механизм реализации проектов в сфере жилищного строительства с учетом высокой налоговой нагрузки при строительстве объектов инфраструктуры за счет платежей по договорам субаренды земельных участков.
Заключение по результатам анализа рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, прошедшем 22 января 2024 года. По результатам рассмотрения комитет рекомендовал Правительству Новосибирской области:
учесть предложения палаты в дальнейшей работе по реализации новых инвестиционных проектов, а также по реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, на которые будут направлены средства, высвобождаемые за счет списания 2/3 задолженности Новосибирской области по бюджетным кредитам;
принять необходимые меры для списания задолженности Новосибирской области по бюджетным кредитам в объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации действующих новых инвестиционных проектов;
при определении перечня объектов, на которые будут направлены средства, высвобождаемые за счет списания 2/3 задолженности Новосибирской области по бюджетным кредитам, особое внимание уделить проектам, реализация которых повлечет за собой наибольший экономический и бюджетный эффект для региона;
при определении проектов, для которых будут предоставлены меры государственной поддержки, в том числе для проектов в сфере жилищного строительства, особое внимание уделить созданию рабочих мест, т.к. бюджетный эффект от реализации данных проектов существенно меньше, чем от проектов в сфере производственной, логистической и иной деятельности;
в целях сохранения кадрового потенциала на территориях с высоким промышленным потенциалом (в том числе предприятиями, реализующими государственный оборонный заказ) проработать возможность развития на данных территориях социальной и иной инфраструктуры для создания комфортных условий проживания населения.