Палата провела проверку объектов инфраструктуры Промышленно-логистического парка Новосибирской области
Контрольно-счетная палата Новосибирской области (далее - палата) провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры Новосибирского промышленно-логистического парка (далее – ПЛП) в 2022 – 2023 годах и за текущий период 2024 года.
Объектами контрольного мероприятия стали министерство экономического развития Новосибирской области (далее – Минэкономразвития НСО), Акционерное общество «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк» (далее – АО УК «ПЛП»).
В результате проверки установлено:
1. За период 2007-2021 гг. на развитие ПЛП из областного бюджета выделено 5 232 548,3 тыс.руб. На возмещение ранее понесенных затрат по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры из федерального бюджета поступило в областной бюджет 767 963,0 тыс.руб.
С 2021 года развитие ПЛП осуществляется путем предоставления АО «УК «ПЛП» средств областного бюджета, высвобождаемых на условиях реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, на строительство 14 объектов инфраструктуры для реализации 7 новых инвестиционных проектов (далее – НИП) резидентов ПЛП.
На 2022-2024 гг. запланировано предоставить на строительство 10 объектов 2 158 348,2 тыс.руб. Фактически Минэкономразвития НСО выделено АО УК «ПЛП» за 2022-2023 гг. и 8 месяцев 2024 года на строительство 8 объектов 1 913 925,3 тыс.руб. (2022 г. – 368 101,7 тыс.руб., 2023 г. – 1 086 573,0 тыс.руб., 8 месяцев 2024 г. – 459 250,6 тыс.руб.).
Кроме того, АО УК «ПЛП» получены доходы от продажи и сдачи в аренду земельных участков для реализации на территории ПЛП 7 НИП не менее 1 219 682,5 тыс.руб.
2. По информации Минэкономразвития НСО на территории ПЛП размещены 36 резидентов. Объем инвестиций резидентов составил 56 581,3 млн. руб., создано 3 175 рабочих мест. За 2022-2023 гг. объем налоговых поступлений резидентов в консолидированный бюджет Новосибирской области составил 3 793,5 млн.руб. Кроме резидентов на площадке ПЛП осуществляют деятельность организации – пользователи инфраструктуры ПЛП. На 01.01.2024 свободны для размещения потенциальных резидентов участки площадью 186,3 га или 17,6% территории ПЛП (1 059,5 га). Дальнейшее развитие ПЛП территориально ограничено. При этом, Мастер-план, утвержденный АО УК «ПЛП» в 2021 году, не актуализирован.
3. При планировании бюджетных инвестиций установлены нарушения и недостатки:
- в постановлениях Правительства Новосибирской области о выделении бюджетных инвестиций не отражены объемы собственных средств АО УК «ПЛП», направленные на строительство объектов инфраструктуры в размере 39 521,0 тыс.руб. (в нарушение порядка принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций, утвержденного постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п);
- в постановлениях Правительства НСО и договорах о выделении бюджетных инвестиций АО УК «ПЛП» перечень объектов инфраструктуры и объемы финансирования за счет средств областного бюджета не соответствуют аналогичным показателям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2023 №349 (в ред. от 07.08.2024);
- расходы областного бюджета, установленные на 2024 год в постановлениях и договорах о предоставлении бюджетных инвестиций (553 673,5 тыс.руб.), не соответствуют объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете на 2024 год (703 673,5 тыс.руб.);
- при снижении на 50 357,2 тыс.руб. стоимости объекта по результатам торгов, проведенных 23.09.2022, перераспределение экономии и утверждение в нормативных правовых актах затрат по новому объекту произведено только в августе – сентябре 2024 года, что влияет на сроки строительства нового объекта (конец 2025 года) и влечет риски неэффективного использования бюджетных средств.
4. На 01.09.2024 АО УК «ПЛП» за счет бюджетных средств осуществлялось строительство только одного из восьми объектов. Расходы на строительство «ЛЭП и ПС, 3 этап» составили 903 380,8 тыс.руб. (не оплачен остаток по контракту за невыполненные работы на сумму 29 580,9 тыс.руб.). Параметры поставленного и оплаченного оборудования соответствуют проектной и исполнительной документации.
Проверкой установлены следующие нарушения:
- в сметном расчете, прошедшем Государственную экспертизу, завышена сметная стоимость строительства (за счет необоснованного увеличения количества кабеля), что с учетом индексов инфляции и снижения цены при заключении контракта на 5% привело к завышению стоимости контракта на 23 014,6 тыс.руб. (нарушение устранено в ходе проверки, уменьшена стоимость контракта);
- начальная максимальная цена контракта необоснованно занижена на 37 991,4 тыс.руб. (сформирована без применения установленных нормативов на зимнее удорожание, не учтены непредвиденные затраты, применен понижающий коэффициен) и приведена к размеру бюджетных ассигнований, предусмотренных АО УК «ПЛП».
5. На 01.09.2024 числятся на лицевом счете АО УК «ПЛП» в УФК по НСО 1 010 544,5 тыс.руб., из них не использованы в полном объеме средства бюджетных инвестиций, предоставленных АО УК «ПЛП» на строительство 7 объектов на сумму 980 963,6 тыс.руб. (51,3% от выделенных средств):
- 74 182,8 тыс.руб. – на строительство 2-х объектов, включенных только 03.09.2024 (в результате перераспределения экономии по торгам и корректировки стоимости контракта);
- 906 780,8 тыс.руб. – на строительство 5-ти объектов, из них 758 097,8 тыс.руб. перечислены 19.12.2023, 148 683,0 тыс.руб. - 28.03.2024.
6. Строительство 5 объектов инфраструктуры на сумму 1 001 203,7 тыс.руб. (на 01.09.2024 выделено 906 780,8 тыс.руб.) предусмотрено для резидентов ПЛП на территории планируемой особой экономической зоны (далее – ОЭЗ), граничащей с территорией ПЛП. В качестве резидентов ОЭЗ рассматриваются компании с объемом инвестиций в 11 млрд.руб. и созданием 615 рабочих мест. При этом, не урегулированы вопросы взаимодействия АО УК «ПЛП» (как собственника объектов инфраструктуры), резидентов ОЭЗ и частной управляющей компании, которой будет принадлежать право реализовать земельные участки, обеспеченные объектами инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций и собственных средств АО УК «ПЛП».
7. Принятие решения и выделение по постановлению Правительства НСО от 05.12.2023 №566-п бюджетных инвестиций АО УК «ПЛП» на строительство на территории ОЭЗ 5 объектов осуществлялось при отсутствии документов, предусмотренных ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса РФ (перевод земель сельскохозяйственного назначения в соответствующую для размещения ОЭЗ категорию осуществлен 30.01.2024, проект планировки территории утвержден только 25.04.2024). На 01.10.2024 проект межевания территории ОЭЗ для подготовки проектной документации не утвержден.
Отсутствие в полном объеме установленных ст. 48 Градостроительного кодекса РФ документов делает невозможным получение положительного заключения государственной экспертизы на разрабатываемую ПСД и начало строительства объектов инженерной инфраструктуры и, как следствие, влечет риски неэффективного использования бюджетных средств в сумме 906 781,0 тыс.руб. (длительное неиспользование бюджетных инвестиций, перечисленных в декабре 2023 года (758 097,8 тыс.руб.) и марте 2024 года (148 683,0 тыс.руб.). Сроки вложения инвестиций и ввода в эксплуатацию объектов перенесены с конца 2024 года на конец 2025 года.
8. По условиям соглашений о намерениях, заключенных Правительством Новосибирской области с 7 инвесторами, реализующими НИП на территории ПЛП, предусмотрено направить инвестиции в размере 40 163,4 млн.руб., к 2030 году создать 10 447 рабочих мест и обеспечить налоговые поступления на сумму 25 460,2 млн.руб. (из них в федеральный бюджет – 12 038,0 млн.руб.). Три инвестора достигли плановых сроков ввода в эксплуатацию НИП. Вместе с тем, ООО «РусАгроМаркет-Новосибирск» не удалось достичь показателей по налоговым поступлениям. При этом, ответственность за невыполнение обязательств и не достижение показателей соглашениями не установлена.
Для устранения выявленных нарушений Министерству экономического развития Новосибирской области палатой направлено представление.
Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен 13 ноября 2024 года на заседании Комитета по транспортной, промышленной и информационной политике, информация отчета принята к сведению.