Палата провела проверку объектов инфраструктуры Кампуса Технопарка Новосибирского Академгородка
Контрольно-счетная палата Новосибирской области (далее - палата) провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие Кампуса Технопарка Новосибирского Академгородка в 2022 году.
Объектами контрольного мероприятия стали министерство науки и инновационной политики НСО, АО «Академпарк».
В результате проверки установлено:
1. Строительство инфраструктуры для Кампуса Академпарка в п.Ложок начато АО «Академпарк» в 2016-2017 гг. в рамках реализации государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства (за счет бюджетных средств выделено 110 507,6 тыс.руб.). До 2020 года здания Кампуса не построены, что приводило к неэффективному использованию объектов инфраструктуры. В 2021 году принято решение о дальнейшем развитии Кампуса с применением механизма привлечением средств на строительство инфраструктуры для новых инвестиционных проектов (далее – НИП).
В 2021 году Правительством Новосибирской области было принято решение о дальнейшем развитии Кампуса с использованием механизма поддержки инвестиционной активности регионов установленным Постановлением Правительства РФ от 19.10.2020 №1704 (субъектам РФ реструктуризируется задолженность по предоставленным ранее бюджетным кредитам, при условии, что высвобождаемые средства будут направлены на создание инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. В дальнейшем Правительство РФ вправе списать задолженность по кредитам в объеме налогов, поступивших в федеральный бюджет от реализации НИП.
2. Инвесторами АО «Академпарк» и ООО «СИА» (резидент Академпарка) на площадке Кампуса планировалось реализовать 2 НИП по строительству административно-лабораторных зданий, площадью 1 500 кв.м и 1 344,28 кв.м (включены в сводный перечень НИП, утвержденный Минэкономразвития РФ).
Для поддержки НИП предусмотрено построить за счет средств областного бюджета 5 объектов инфраструктуры с общим объемом затрат – 203,7 млн.руб., из них 4 объекта в рамках ГП НСО «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» (76,26 млн.руб.) и 1 объект в рамках ГП НСО «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (127,4 млн.руб.).
3. В 2022 году министерство науки и инновационной политики НСО из областного бюджета выделено АО «Академпарк» в форме бюджетных инвестиций на строительство 4-х объектов инфраструктуры 76 261,0 тыс.руб. или 100,0% к плану.
Затраты АО «Академпарк» на строительство объектов инфраструктуры составили 99 262,9 тыс.руб., из них: за счет бюджетных средств – 76 261,0 тыс.руб., собственных средств – 23 001,9 тыс.руб. Объекты инфраструктуры (сети теплоснабжения (61 908,7 тыс.руб.), электроснабжения (23 975,3 тыс.руб.) водоснабжения (9 808,8 тыс.руб.) и связи (3 570,1 тыс.руб.) приняты АО «Академпарк» в эксплуатацию и поставлены на учет в установленные сроки. На строительство 2 этапа канализационных очистных сооружений (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 12.2024) средства не выделялись.
4. Министерством науки и инновационной политики НСО допущены нарушения при предоставлении бюджетных инвестиций, в том числе:
- Договор о предоставлении бюджетных инвестиций заключен Министерством с АО «Академпарк» с нарушением срока, установленного ст.80 БК РФ и не соответствует ряду требований, установленных постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п;
- в нарушение п.16 порядка принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций, утвержденного постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 №475-п, при внесении изменений в постановление Правительства НСО от 15.06.2022 №273-п о предоставлении бюджетных инвестиций и договор №1 о предоставлении бюджетных инвестиций не учитывались результаты государственной экспертизы сметной стоимости объектов инфраструктуры.
5. АО «Академпарк» допущены нарушения, в том числе:
- в нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, установленных п. 3.5.1 Договора о предоставлении бюджетных инвестиций, за счет средств областного бюджета в размере 17 033,9 тыс.руб., возмещены затраты по переуступке права использования тепловой мощности, которые не предусмотрены к возмещению, согласно направлениям расходов, установленным п.4 и п.5 Постановления от 15.06.2022 №273-п и п. 3.5.1 Договора о предоставлении бюджетных инвестиций, и не прошли проверку достоверности сметной стоимости;
- в нарушение пунктов 1.2 и 4.3.7 Договора о предоставлении бюджетных инвестиций профинансированы (возмещены) затраты на общую сумму 378,5 тыс.руб., не включенные в сметную стоимость объектов бюджетных инвестиций и по которым не проведена государственная экспертиза сметной стоимости;
- нарушения сроков предоставления отчетности и несвоевременное устранение недостатков, выявленных министерством науки и инновационной политики НСО при проверке отчетов об использовании бюджетных инвестиций, установленных п.4.3.13 и п.4.3.16 Договора №1 о предоставлении бюджетных инвестиций;
6. В рамках реализации НИП за счет собственных средств (138 491,0 тыс.руб., при плане – 90,0 млн.руб.) построено и введено в эксплуатацию административно-лабораторное здание общей площадью 1 498,3 кв. Государственная экспертиза проектной и сметной документации объекта не проводились, что нарушает требование ч.2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ.
7. Доля затрат на инженерные коммуникации для построенного в рамках реализации НИП здания АО «Академпарк» составила 15,3% от общих затрат, произведенных за счет бюджетных инвестиций (исходя из проектных мощностей, планируемых к строительству зданий Кампуса), что в случае отсутствия дальнейшего развития площадки Кампуса, может привести к рискам неэффективного использования имущества (объектов инфраструктуры).
АО «Академпарк» договоры аренды заключены только с 3 организациями на земельные участки площадью 6 894,4 кв.м. Запланированное инвесторами строительство 3 зданий общей площадью 2 240 кв.м. на 01.05.2024 не начато.
8. В 2022-2023 гг. АО «Академпарк» не удалось достичь большинства финансово-экономических показателей проектов, включенных в Сводный перечень НИП, для реализации которых на территории Кампуса были построены объекты инфраструктуры. Реализация второго НИП инвестором ООО «СИА» не осуществляется. Не выполнение инвесторами финансово-экономических показателей НИП, установленных в соглашениях о реализации НИП, и не завершение строительства объектов НИП, влечет риски того, что объем налоговых поступлений в федеральный бюджет не достигнет планового значения и соответственно на эту сумму не будет списана задолженность Новосибирской области по бюджетным кредитам.
Для устранения выявленных нарушений министерству науки и инновационной политики НСО и АО «Академпарк» палатой направлены представления.
Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен на заседаниях трех комитетов (комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике; комитета по транспортной, промышленной и информационной политике; комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности).
По результатам заседаний комитетов рекомендовано:
- министерству науки и инновационной политики НСО проинформировать комитет об устранении выявленных палатой нарушений;
- министерству экономического развития НСО совместно с министерством науки и инновационной политики НСО в рамках осуществления контроля провести оценку реализации инвесторами НИП на предмет достижения финансово-экономических показателей, установленных в Соглашениях и мер для достижения необходимого уровня налоговых поступлений в федеральный бюджет а также проинформировать комитет и депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, состоящих в Наблюдательном Совете АО «Академпарк» о дальнейшем развитии территории Кампуса, в том числе, о заключенных договорах земельных участков и их реализации, готовности объектов инфраструктуры для дальнейшего развития площадки Кампуса.