Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ оказания мер государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ оказания мер государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям Новосибирской области в 2022–2023 годах и за текущий период 2024 года.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия стало Министерство региональной политики Новосибирской области (далее – Министерство региональной политики НСО).
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Законом НСО «О господдержке СО НКО» установлены формы государственной поддержки СО НКО в Новосибирской области: финансовая, имущественная, информационная и другие виды поддержки.
2. Государственная финансовая поддержка СО НКО, в соответствии с Законом НСО «О господдержке СО НКО», осуществлялась в рамках реализации 4 государственных программ на общую сумму 875 061,5 тыс.руб.:
ГП НСО «Региональная политика» – 544 414,7 тыс.руб., в том числе за 2022 год – 148 536,3 тыс.руб., за 2023 год – 184 704,0 тыс.руб., за 6 месяцев 2024 года – 211 174,4 тыс.руб. (в 2022 году поддержка предоставлена 132 СО НКО, в 2023 году 146 СО НКО, за 6 месяцев 2024 года 249 СО НКО);
ГП НСО «Соцподдержка» – 247 716,0 тыс.руб., в том числе за 2022 год – 64 770,1 тыс.руб., за 2023 год – 89 811,8 тыс.руб., за 6 месяцев 2024 года – 93 134,1 тыс.руб. (в 2022 году поддержка предоставлена 47 СО НКО (оказано общественно полезных услуг 519 601 шт.), в 2023 году 47 СО НКО (оказано общественно полезных услуг 643 679 шт.), за 6 месяцев 2024 года – 42 СО НКО);
ГП НСО «Культура» – 71 712,3 тыс.руб., в том числе за 2022 год – 33 150,3 тыс.руб., за 2023 год – 38 562,0 тыс.руб., за 6 месяцев 2024 года – 0,0 тыс.руб. (в 2022 году поддержка предоставлена 40 СО НКО (количество благополучателей (зрителей) 1 431 052 чел.), в 2023 году 38 СО НКО (количество благополучателей (зрителей) 511 934 чел.));
ГП НСО «Здравоохранение» – 11 218,5 тыс.руб., в том числе за 2022 год –3 739,5 тыс.руб., за 2023 год – 3 739,5 тыс.руб., за 6 месяцев 2024 года – 3 739,5 тыс.руб. (ежегодно поддержка предоставляется 1 СО НКО, при этом в 2022 году планировалось участие 3 СО НКО; за 2022-2023 гг. оказано консультаций по профилактике инфекционных заболеваний 7 712 чел.).
3. Основная часть расходов, направленных на поддержку СО НКО, осуществлялась Министерством региональной политики НСО (62,2% от общей суммы расходов) и Министерством труда НСО (29,4%).
Основными результатами мер поддержки СО НКО, осуществляемыми вышеуказанными министерствами, в 2023 году по сравнению с 2022 годом являются: увеличение доли граждан в НСО, в интересах которых осуществляется деятельность СО НКО с 9,40% до 19,11%, численности граждан в НСО, принимающих участие в деятельности СО НКО с 10 645 чел. до 34 362 чел., количества оказанных общественно полезных услуг с 519 601 шт. до 643 679 шт.
Согласно статистически данным, количество СО НКО в Новосибирской области составило за 2020 год – 3 707 ед., за 2021 год – 3 636 ед., за 2022 год – 3 547 ед., за 2023 год – 3 544 ед.
4. В 2022–2023 гг. и за 6 месяцев 2024 года СО НКО предоставлялись субсидии не только на государственную поддержку в рамках реализации Закона НСО «О господдержке СО НКО», но и в целях исполнения отдельных полномочий исполнительных органов государственной власти, предусмотренных федеральным и областным законодательством в социальной, образовательной сферах, в сфере физической культуры и спорта и пожарной безопасности, на общую сумму 5 864 626,2 тыс.руб.
5. В рамках реализации Закона НСО «О господдержке СО НКО» также осуществлялась:
имущественная поддержка в виде предоставления недвижимого имущества в аренду по льготной ставке 4 СО НКО и на безвозмездной основе 29 СО НКО;
информационная поддержка в 2022 году Министерством региональной политики НСО оказана 21 СО НКО (расходы составили 1 493,3 тыс.руб.), в 2023 году – 35 СО НКО (расходы составили 1 000,0 тыс.руб.).
поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования ежегодно Министерством региональной политики НСО оказывалась для 50 представителей СО НКО по программе повышения квалификации «Эффективное управление и развитие СО НКО» (расходы составили в 2022 году 150,0 тыс.руб., в 2023 году – 147,8 тыс.руб.); проводились обучающие вебинары, методические семинары для 624 представителей СО НКО в 2022 году, 647 представителей СО НКО в 2023 году, 806 представителей СО НКО за 6 месяцев 2024 года.
в соответствии с Законом НСО «О налогах» освобождены от уплаты налога на имущество 13 СО НКО в 2022 году и 16 СО НКО в 2023 году, от уплаты транспортного налога 75 СО НКО в 2022 году и 94 СО НКО в 2023 году.
6. В ходе выборочной проверки установлено:
в нарушение пунктов 25, 32 Порядка предоставления грантов в форме субсидии на реализацию социально значимых проектов в 2023 – 2024 гг. в ряде соглашений о предоставлении субсидий СО НКО Министерство региональной политики НСО не установило: результат предоставления гранта (реализация социально значимого проекта) и показатели (количественные характеристики), необходимые для достижения результата, указанные в заявках, предоставленных СО НКО для участия в конкурсе;
в нарушение пункта 3 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, Министерство региональной политики НСО не установило в правовом акте (Порядок предоставления грантов в форме субсидии на реализацию социально значимых проектов, Порядок предоставления субсидий ресурсным центрам и Порядок предоставления субсидий на проведение поисковых работ), что показатели характеристики результата указываются в соответствии с информацией о мероприятии (результате), типе мероприятия (результата) и его характеристиках (при наличии), содержащихся в паспорте структурных элементов государственной программы;
целевой индикатор (показатель) «Доля социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших поддержку в виде налоговых льгот, от общего количества социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Новосибирской области (включая г. Новосибирск)» не отвечает требованиям достоверности и адекватности, установленными Методическими указаниями по разработке госпрограмм НСО; целевые индикаторы (показатели) «Доля граждан в Новосибирской области, в интересах которых осуществляется деятельность СО НКО, получивших государственную поддержку, в общей численности населения Новосибирской области», «Доля СО НКО, пользующихся услугами ресурсных центров, от общего количества СО НКО, зарегистрированных на территории НСО (включая г. Новосибирск)» не отвечают требованию адекватности, установленному Методическими указаниями по разработке госпрограмм НСО.
По результатам контрольного мероприятия палата предложила Министерству региональной политики НСО привести порядки предоставления субсидий СО НКО в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 № 1782.
Комитет Законодательного Собрания НСО по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политики и комитет Законодательного Собрания НСО по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрели заключение палаты 22 января 2025 года.