Депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области по результатам годового отчета высоко оценили деятельность КСП Новосибирской области
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2023 год рассмотрен на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, состоявшейся 23 апреля 2024 года.
Отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы, рекомендации и предложения по результатам деятельности палаты.
Предварительно годовой отчет был рассмотрен всеми комитетами Законодательного Собрания Новосибирской области. На сессии годовой отчет депутатам представила председатель палаты Елена Гончарова. В своем докладе она отметила, что в 2023 году палатой проведено 25 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в т.ч. 9 по поручению Законодательного Собрания.
Наибольший резонанс получили мероприятия по вопросам строительства объектов в рамках ГЧП. В 2022 году был проведен анализ реализации соглашения по строительству семи поликлиник. В 2023 году завершен анализ в отношении инфекционной больницы, а также практики реализации проектов МЧП. В рамках проверки расходов на дорожное хозяйство палата ежегодно рассматривает реализацию концессионного соглашения по строительству 4-го моста через Обь.
Ни один из областных объектов не был введен в назначенный срок. Дополнительными соглашениями сроки проектирования и строительства были увеличены, но и в эти сроки объекты не были завершены.
Частные партнеры ссылаются на проблемы с поставками импортного оборудования, несвоевременное подключение к коммуникациям, появление дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией. В ряде случаев публичная сторона признала эти трудности «особыми обстоятельствами», что является основанием для продления сроков завершения объектов.
В другом случае суд уменьшил неустойку за нарушение сроков проектирования поликлиник в 100 раз (с 56 млн. до 560 тыс.руб.). По 4-му мосту область вернула в федеральный бюджет субсидию за недостижение показателя технической готовности объекта в сумме 229 млн.руб. (частный партнер пока только устно сообщил о готовности возместить эти средства в областной бюджет).
Следует отметить, что органы исполнительной власти проводят работу по уменьшению расходов областного бюджета на выплаты частным партнерам, совершенствованию правового и методического обеспечения проектов ГЧП, по реализации соответствующих предложений палаты и депутатов. Эти вопросы находятся на контроле бюджетного комитета Законодательного Собрания.
По семи поликлиникам Министерством экономического развития НСО подготовлены изменения в соглашение в части порядка расчета и предоставления субсидий из областного бюджета. Но частный партнер отказался их подписать, и уже практически год стороны находятся в состоянии досудебного спора.
По 4-му мосту Министерством транспорта НСО выявлены работы на сумму около 3 млрд.руб., которые не соответствуют проектной документации, либо фактически не выполнялись. Требования об устранении нарушений рассматриваются в суде, уже есть решения в пользу публичного партнера.
На федеральном уровне вопросы реализации концессионных соглашений также находятся под пристальным вниманием. В декабре прошлого года эти вопросы рассматривались на совещании Совета Федерации, Счетной палаты и КСО субъектов, рекомендации были направлены в законодательные органы субъектов РФ. В этом году Государственная Дума поручила Счетной палате совместно с региональными контрольно-счетными органами проанализировать реализацию концессионных соглашений в коммунальной сфере.
Подобные соглашения, как правило, заключаются на муниципальном уровне. В 2023 году палата по поручению Законодательного Собрания уже провела анализ всех концессионных соглашений, заключенных муниципальными образованиями, нам нужно будет только сделать выборку и актуализировать имеющуюся информацию.
В целом существенных рисков в реализуемых в настоящее время муниципальных концессиях палата не увидела. Основным источником возмещения вложений частной стороны является инвестиционная надбавка к тарифу, а не бюджетные средства. По проектам и с частным, и с бюджетным финансированием основной объем инвестиций уже осуществлен, объекты введены в эксплуатацию.
По проектам с частным финансированием основной объем расходов приходится на новое соглашение г. Новосибирска с ООО «Новосибирская теплосетевая компания». Оно заключено в феврале 2023 года и на момент завершения нашего мероприятия еще не было результатов, но в текущем году проверку его исполнения проводит КСП г. Новосибирска.
И в завершение темы ГЧП нельзя не отметить, что проведенный палатой анализ реализации соглашения в отношении семи поликлиник был признан лучшим экспертно-аналитическим мероприятием в 2023 году на всероссийском конкурсе «Лучший финансовый контролер Российской Федерации», проводимом Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
Значимые объекты также строятся по государственным и муниципальным контрактам. Их несвоевременное исполнение остается одной из основных причин неполного исполнения областного бюджета и переноса расходов на следующий финансовый год.
За ненадлежащее исполнение контрактов предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Но при наличии объективных обстоятельств или небольшом размере неустойка должна быть списана. Подрядчики также не привлекаются к административной ответственности из-за истечения сроков давности или отсутствия вины.
Информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе и закупках палата направляет в УФАС по НСО, Контрольное управление Новосибирской области, органы прокуратуры.
По инициативе прокуроров судами к административной ответственности было привлечено 4 должностных лица подрядчиков, сумма штрафов составила 16 млн.руб. С другой стороны размер штрафа составляет до 300% от суммы неисполненных обязательств и эту меру следует применять лишь при наличии существенного вреда, причинного неисполнением контракта.
Следует также отметить, что по результатам проверок, проведенных в прошлые годы, палата отмечала системное нарушение в организации строительства и ремонта муниципальных объектов в г. Новосибирске. Проведение работ поручалось МУП Метро МиР за счет субсидий из городского бюджета, при расходовании которых не соблюдалось законодательство о контрактной системе. Мэрия несколько лет не принимала мер по прекращению подобной практики. В марте текущего года УФАС по НСО начало антимонопольное расследование по этим фактам.
В 2023 году палата также проанализировала незавершенные объекты капитального строительства, объемы которого ежегодно увеличиваются, но в основном это связано с началом и продолжением строительства новых объектов, удорожанием строительных работ.
За счет ввода в эксплуатацию многофункциональной ледовой арены стоимость областных объектов незавершенного строительства даже уменьшилась на 2 млрд.руб., но до сих пор не введены в эксплуатацию объекты дорожной инфраструктуры арены, станция метро «Спортивная», система водоотвода и станция водоочистки.
В 2023 году приняты правовые акты, регулирующие порядок ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства и принятия управленческих решений в отношении таких объектов. Наряду с принятым в 2022 году порядком списания незавершенных объектов это создает условия для уменьшения количества старых проблемных объектов, числящихся в бухгалтерском учете.
Большинство списанных объектов фактически представляют собой лишь затраты на проектную документацию, строительство по которой уже никогда не будет начато. Но также был установлен случай, когда были списаны затраты на фактически созданный объект берегоукрепления на р. Каргат. Неправомерное решение о списании было отменено, а изменение федерального законодательства позволило правомерно исключить затраты из числа незавершенных объектов капстроительства.
Целый ряд проблемных объектов, числящихся в незавершенном строительстве, также связан с непринятием решений о передаче затрат на баланс организации, фактически эксплуатирующий объект. Например, на балансе УКС до сих пор числятся затраты на реконструкцию зданий Арбитражного суда и Областного архива (работы завершены много лет назад). Также имеется пример, когда областное учреждение приняло на баланс недостроенный объект, находящийся на территории федерального учреждения (гараж противопожарной службы).
Далее. С учетом федеральных рекомендаций осуществлен переход на новую систему управления областными государственными программами. С 2024 года объемы финансирования в разрезе мероприятий утверждаются только в законе о бюджете, что позволяет исключить наиболее трудозатратные процедуры приведения их в соответствие с законом о бюджете.
Вместе с тем, при внесении изменений из программ также исключены приложения с целевыми показателями и ожидаемыми результатами. Целевые показатели теперь будут утверждаться после согласования с федеральными органами исполнительной власти в подсистеме электронного бюджета. Палата предлагает для сохранения прозрачности стратегического и бюджетного планирования предоставить доступ к этой подсистеме Законодательному Собранию и палате.
И последнее, на прошлой неделе в Законодательное Собрание был внесен проект закона о методике распределения субвенций местным бюджетам на реализацию программ школьного и дошкольного образования. Это одна из основных статей расходов областного бюджета (за счет субвенции выплачивается заработная плата работникам школ и детских садов, приобретаются учебники). Но много лет распределение этих средств законом не регулировалось, несмотря на ежегодные предложения палаты, пока соответствующее предложение не было включено в решение сессии Законодательного Собрания по проекту бюджета на 2023 год и перечень поручений Губернатора области.
Это очередной пример того, что при желании, а также последовательности и должной настойчивости можно найти решения любых вопросов.
Надеюсь, что и в дальнейшем эффективное взаимодействие всех областных органов позволит находить взвешенные решения, направленные на устранение нарушений и социально-экономическое развитие Новосибирской области.
Сессия постановила высоко оценить деятельность Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в 2023 году, принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2023 год и опубликовать его в сетевом издании «Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты».
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2023 год также опубликован на сайте палаты.