Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку использования и распоряжения компьютерной техникой государственных медицинских учреждений Новосибирской области
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку использования и распоряжения компьютерной техникой государственных медицинских учреждений Новосибирской области в 2020 году и за текущий период 2021 года (в том числе приобретенной в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение»).
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области (Министерство цифрового развития).
2. Министерство здравоохранения Новосибирской области (Министерство здравоохранения).
3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 1» (ГБУЗ НСО «ГКБ № 1»).
4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Государственный Новосибирский областной врачебно-физкультурный диспансер» (ГБУЗ НСО «ГНОВФД»).
5. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая стоматологическая поликлиника № 3» (ГБУЗ НСО «КСП № 3»).
В результате проверки установлено:
1. В проверяемый период времени компьютерная техника для медицинских учреждений, в основном, приобреталась Министерством цифрового развития централизованно в рамках Государственной программы Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области».
На приобретение компьютерной техники в 2020 году было направлено 574 551,5 тыс.руб., за 9 месяцев 2021 года - 45 282,5 тыс.руб.
Кроме того, в 2020 – 2021 гг. в медицинские учреждения поступило оборудование, которое в 2019 году было приобретено Министерством цифрового развития.
2. Приобретенная компьютерная техника была передана в медицинские учреждения:
- АРМ в количестве 9 604 ед. переданы в 95 медицинских учреждений, из них 3 053 ед. или 31,8% в 32 районные больницы области;
- МФУ в количестве 597 ед. переданы в 71 медицинское учреждение, из них 276 ед. или 46,2% в 31 районную больницу области;
- принтеры Pantum P2207 в количестве 3 268 ед. переданы в 85 медицинских учреждений, из них 1 445 ед. или 44,2% в 31 районную больницу области;
- мобильные телемедицинские комплексы в количестве 35 ед. переданы в 35 медицинских учреждений, из них 30 ед. или 85,7% в 30 районных больниц области;
- программно-аппаратные комплексы криптографической защиты в количестве 51 ед. переданы в 39 медицинских учреждений, из них 36 ед. или 70,6% в 29 районных больниц области;
- компоненты электронной очереди в количестве 2 797 ед. переданы в 63 медицинских учреждения, из них 1 139 ед. или 40,7% в 31 районную больницу области;
- системные блоки в количестве 110 ед. переданы в 66 медицинских учреждений, из них 32 ед. или 29,1% в 25 районных больниц области.
3. В нарушение п. 66, п. 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, в стоимость 9 236 АРМ была включена стоимость предустановленного программного обеспечения в сумме 109 169,6 тыс.руб. Права пользования на операционную систему Альт 8 СП были переданы Министерству цифрового развития от поставщика по сублицензионным договорам.
4. В ходе проведения проверки было установлено, что данные о количестве компьютерной техники областных медицинских учреждений содержатся в 3-х источниках. Так, по состоянию на 01.01.2020 по данным государственной информационной системы «Мониторинг информатизации государственных органов Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и подведомственных им учреждений» (ГИС «Мониторинг информатизации») - 20 678 компьютеров, статистической Формы № 30 – 20 635 компьютеров (количество АРМ – 16 781 ед.), ЕГИСЗ - 18 914 АРМ (содержит данные как по областным, так и по федеральным учреждениям). По состоянию на 01.01.2021 по данным ГИС «Мониторинг информатизации» - 27 028 компьютеров, статистической Формы № 30 – 26 122 компьютеров (количество АРМ – 20 624 ед.), ЕГИСЗ - 22 249 АРМ (содержит данные как по областным, так и по федеральным учреждениям).
Согласно данным статистической Формы № 30, в 2020 году увеличилась доля персональных компьютеров на которых используются операционные системы отечественной разработки с 1,1% до 35,6% от общего количества персональных компьютеров.
В нарушение п. 5.1 Порядка формирования и обработки данных, предоставления информации и организации доступа в государственной информационной системе «Мониторинг информатизации государственных органов Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и подведомственных им учреждений», утвержденного приказом ДИиРТТ НСО от 18.06.2018 № 100-Д (Порядок № 100-Д), учреждениями в ГИС «Мониторинг информатизации» внесена недостоверная информация о наличии компьютерной техники.
Министерством здравоохранения не обеспечен должный контроль достоверности заполнения сведений в ГИС «Мониторинг информатизации» подведомственными учреждениями, что не соответствует п. 3.7. Порядка № 100-Д.
Несовпадение данных о количестве компьютерной техники, содержащихся в различных источниках (ГИС «Мониторинг информатизации», статистическая форма, ЕГИСЗ), недостоверность данных ГИС «Мониторинг информатизации» не позволяет использовать данные для принятия обоснованных управленческих решений.
5. Процесс оформления передачи имущества, приобретенного по 5-ти государственным контрактам, от Министерства цифрового развития в Министерство здравоохранения и учреждения занимал длительный период времени (от 2,5 месяцев до 19 месяцев). У медицинских учреждений до оформления документов о закреплении за ними имущества на праве оперативного управления не было формального права использовать имущество на законных основаниях. При этом установлен случай, когда учреждением имущество было введено в эксплуатацию при отсутствии документов на передачу права оперативного управления.
Передача и ввод имущества в эксплуатацию отражалась в бухгалтерском учете учреждений до издания приказа Департамента имущества о прекращении права оперативного управления на имущество у Министерства здравоохранения и закреплении его на праве оперативного управления за медицинскими учреждениями.
В нарушение ч. 7 ст. 20 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 271-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» Министерство здравоохранения передало часть имущества в подведомственные учреждения без приказа Департамента имущества.
6. В ходе проведения выборочных проверок в трех медицинских учреждениях установлено:
6.1. В ГБУЗ НСО «ГКБ № 1», по состоянию на 14.12.2021 года, 193 АРМ (или 45,6% от общего количества поступившей техники от Министерства здравоохранения), 176 принтеров (57,7%) и 30 МФУ (35,7%) учреждением не использовались, при этом компьютерная техника поступила в конце 2020 года. Учреждением не были приняты достаточные меры для ускорения ввода в эксплуатацию нового компьютерного оборудования общей стоимостью 10 791,9 тыс.руб., что привело к неэффективному использованию государственного имущества, приобретенного за счет средств областного и федерального бюджетов. Согласно пояснениям учреждения, по состоянию на 28.02.2022г. вышеуказанное компьютерное оборудование введено в эксплуатацию.
6.2. В ГБУЗ НСО «ГНОВФД», по состоянию на 19.11.2021 года, 16 АРМ (или 37,2% от общего количества поступившей техники от Министерства здравоохранения) не использовались, при этом компьютерная техника поступила в конце 2020 года. В учреждении имелась возможность установки 13 АРМ на рабочих местах сотрудников учреждения, однако, не были приняты достаточные меры для ускорения ввода в эксплуатацию нового компьютерного оборудования общей стоимостью 624,0 тыс.руб., что привело к неэффективному использованию государственного имущества, приобретенного за счет средств областного и федерального бюджетов.
6.3. Учреждениями допускались нарушения законодательства о бухгалтерском учете в части отражения имущества на соответствующих счетах бухгалтерского учета, начисления амортизации, нанесения инвентарных номеров на объектах основных средств, размещения на официальном сайте учреждения основных положений учетной политики, заполнения реквизитов в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях).
По результатам контрольного мероприятия палата предложила:
- Министерству здравоохранения и Министерству цифрового развития принять меры для обеспечения полноты и достоверности данных, вносимых в ГИС «Мониторинг информатизации».
- Департаменту имущества принять меры по упрощению и ускорению процедуры передачи имущества, приобретенного одними областными органами (учреждениями) для других органов (учреждений).