16 Августа 2017
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведено обследование использования средств бюджета, направленных на обеспечение деятельности и развитие МФЦ.

Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам обследования законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение деятельности и развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области в 2015–2016 годах, рассмотрено коллегией палаты и направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство экономического развития Новосибирской области (Минэкономразвития НСО, Министерство, Министерство экономического развития).
2. Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области» (Учреждение, ГАУ НСО «МФЦ»)
В результате обследования установлено:
1. В 2015 - 2016 годах расходы на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение деятельности и развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области, составили 778 364,6 тыс.руб., в том числе: в 2015 году – 374 022,0 тыс.руб., в 2016 году – 404 342,6 тыс.руб.
Расходы осуществлялись в рамках реализации двух государственных программ Новосибирской области:
- «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» в сумме 364 431,0 тыс.руб в 2015 году и 387 042,6 тыс.руб в 2016 году;
- «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» в сумме 9 591,0 тыс.руб. в 2015 году и 17 300,0 тыс.руб. в 2016 году.
2. С целью осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг создано ГАУ НСО «МФЦ», которое подведомственно Министерству экономического развития.
В структуру ГАУ НСО «МФЦ» входят 42 филиала, 60 территориально обособленных структурных подразделений (офисов) «МФЦ» (ТОСП), 8 мобильных офисов МФЦ. Территориально обособленные структурные подразделения (офисы) и мобильные офисы МФЦ находятся в подчинении действующих стационарных филиалов ГАУ НСО «МФЦ».
По состоянию на 31.12.2016 г. 14 филиалов ГАУ НСО «МФЦ» расположены на объектах недвижимого имущества, закрепленного за ГАУ НСО «МФЦ» на праве оперативного управления, 20 филиалов - на основании договоров аренды нежилых помещений, 8 филиалов - на основании договоров безвозмездного пользования.
При этом часть помещений, в которых размещаются филиалы ГАУ НСО «МФЦ» на основании договоров аренды нежилых помещений, не отвечают требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376. Так, три из пяти филиалов, осмотренных КСП НСО, не в полной мере соответствуют указанным правилам, что приводит к снижению комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.
3. На 01.01.2017 года на базе ГАУ «МФЦ» организовано предоставление 731 государственной и муниципальной услуги. В 2015 году в ГАУ НСО «МФЦ» обратилось 1 865 804 заявителей, в 2016 году - 2 603 164 заявителей.
Наиболее востребованными услугами являются услуги в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, социальной поддержи граждан, оформления и выдачи паспортов и регистрационного учета граждан.
4. В 2015 - 2016 годах ГАУ НСО «МФЦ» средств в сумме 715 588,0 тыс.руб. или 95,2 % от общей суммы расходов Госпрограммы направлены:
- 91 275,2 тыс.руб. на создание и оснащение филиалов;
- 4 004,9 тыс.руб. на выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт на территории Новосибирской области;
- 620 307,9 тыс.руб. на выполнение государственных заданий.
В рамках исполнения государственных заданий достигнуты следующие показатели:
- предоставлено государственных и муниципальных услуг в 2015 году в количестве 1 865 804 единиц (или 106,6% от плана), в 2016 году - 2 369 194 единиц (или 112,8% от плана);
- среднее время ожидания заявителя в очереди (при плане 15 минут) в 2015 составило 15 минут, в 2016 году - 13,08 минут;
- количество сотрудников филиалов ГАУ НСО «МФЦ» прошедших обучение (повышение квалификации) в 2015 составило 755человек (148,6% от плана), в 2016 году - 836 человек (157,7% от плана).
5. В ходе выборочной проверки в Министерстве экономического развития установлены следующие нарушения и недостатки:
5.1. Не утверждалась форма Отчета о соблюдении условий предоставления субсидий (п.14 Порядка предоставления субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п).
5.2. Государственное задание на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов ГАУ НСО «МФЦ» утверждено после начала очередного финансового года (п. 4 Порядка формирования государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п).
5.3. Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении министерства экономического развития Новосибирской области, утвержденный приказом Министерства от 27.12.2011 № 152 (в редакции приказа от 15.01.2016 № 2), содержал положение о том, что утверждение плана ФХД осуществляется министром экономического развития Новосибирской области (должен утверждаться руководителем автономного учреждения).
5.4. В Государственном задании ГАУ НСО «МФЦ» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в качестве показателя объема государственной услуги указано количество обращений граждан за получением государственных и муниципальных услуг. Однако исходя из базового и ведомственного перечней государственных (муниципальных) услуг, в качестве оказанной услуги должна рассматриваться организация предоставления одной государственной или муниципальной услуги независимо от количества обращений по поводу ее получения.
6. В ходе выборочной проверки в ГАУ НСО «МФЦ» установлены нарушения:
- законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части нарушения сроков размещения протоколов в единой информационной системе в сфере закупок; не размещения в составе конкурсной документации локального сметного расчета; несвоевременного направления информации и документов в Федеральное казначейство;
- законодательства о бухгалтерском учете, в части оформления первичных учетных документов, несвоевременного принятия к бухгалтерскому учету основных средств;
- Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н, в части не размещения или размещение с нарушением сроков на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информации о своей деятельности;
- при совершении сделок по распоряжению имуществом не соблюдались нормы, установленные Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
7. В Новосибирской области не ведется региональный реестр государственных услуг, предусмотренный ч.5 ст.11 Закона № 210-ФЗ.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области в целях повышения эффективности и качества деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению прав и законных интересов физических и (или) юридических лиц, учета и анализа видов и количества государственных услуг, а также обеспечения доступности и открытости для юридических и физических лиц сведений о государственных услугах рассмотреть вопрос по ведению реестра государственных услуг Новосибирской области.
В целях устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены в министерство экономического развития Новосибирской области и в Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство экономического развития Новосибирской области (Минэкономразвития НСО, Министерство, Министерство экономического развития).
2. Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области» (Учреждение, ГАУ НСО «МФЦ»)
В результате обследования установлено:
1. В 2015 - 2016 годах расходы на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение деятельности и развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области, составили 778 364,6 тыс.руб., в том числе: в 2015 году – 374 022,0 тыс.руб., в 2016 году – 404 342,6 тыс.руб.
Расходы осуществлялись в рамках реализации двух государственных программ Новосибирской области:
- «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» в сумме 364 431,0 тыс.руб в 2015 году и 387 042,6 тыс.руб в 2016 году;
- «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» в сумме 9 591,0 тыс.руб. в 2015 году и 17 300,0 тыс.руб. в 2016 году.
2. С целью осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг создано ГАУ НСО «МФЦ», которое подведомственно Министерству экономического развития.
В структуру ГАУ НСО «МФЦ» входят 42 филиала, 60 территориально обособленных структурных подразделений (офисов) «МФЦ» (ТОСП), 8 мобильных офисов МФЦ. Территориально обособленные структурные подразделения (офисы) и мобильные офисы МФЦ находятся в подчинении действующих стационарных филиалов ГАУ НСО «МФЦ».
По состоянию на 31.12.2016 г. 14 филиалов ГАУ НСО «МФЦ» расположены на объектах недвижимого имущества, закрепленного за ГАУ НСО «МФЦ» на праве оперативного управления, 20 филиалов - на основании договоров аренды нежилых помещений, 8 филиалов - на основании договоров безвозмездного пользования.
При этом часть помещений, в которых размещаются филиалы ГАУ НСО «МФЦ» на основании договоров аренды нежилых помещений, не отвечают требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376. Так, три из пяти филиалов, осмотренных КСП НСО, не в полной мере соответствуют указанным правилам, что приводит к снижению комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.
3. На 01.01.2017 года на базе ГАУ «МФЦ» организовано предоставление 731 государственной и муниципальной услуги. В 2015 году в ГАУ НСО «МФЦ» обратилось 1 865 804 заявителей, в 2016 году - 2 603 164 заявителей.
Наиболее востребованными услугами являются услуги в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, социальной поддержи граждан, оформления и выдачи паспортов и регистрационного учета граждан.
4. В 2015 - 2016 годах ГАУ НСО «МФЦ» средств в сумме 715 588,0 тыс.руб. или 95,2 % от общей суммы расходов Госпрограммы направлены:
- 91 275,2 тыс.руб. на создание и оснащение филиалов;
- 4 004,9 тыс.руб. на выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт на территории Новосибирской области;
- 620 307,9 тыс.руб. на выполнение государственных заданий.
В рамках исполнения государственных заданий достигнуты следующие показатели:
- предоставлено государственных и муниципальных услуг в 2015 году в количестве 1 865 804 единиц (или 106,6% от плана), в 2016 году - 2 369 194 единиц (или 112,8% от плана);
- среднее время ожидания заявителя в очереди (при плане 15 минут) в 2015 составило 15 минут, в 2016 году - 13,08 минут;
- количество сотрудников филиалов ГАУ НСО «МФЦ» прошедших обучение (повышение квалификации) в 2015 составило 755человек (148,6% от плана), в 2016 году - 836 человек (157,7% от плана).
5. В ходе выборочной проверки в Министерстве экономического развития установлены следующие нарушения и недостатки:
5.1. Не утверждалась форма Отчета о соблюдении условий предоставления субсидий (п.14 Порядка предоставления субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п).
5.2. Государственное задание на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов ГАУ НСО «МФЦ» утверждено после начала очередного финансового года (п. 4 Порядка формирования государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п).
5.3. Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении министерства экономического развития Новосибирской области, утвержденный приказом Министерства от 27.12.2011 № 152 (в редакции приказа от 15.01.2016 № 2), содержал положение о том, что утверждение плана ФХД осуществляется министром экономического развития Новосибирской области (должен утверждаться руководителем автономного учреждения).
5.4. В Государственном задании ГАУ НСО «МФЦ» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в качестве показателя объема государственной услуги указано количество обращений граждан за получением государственных и муниципальных услуг. Однако исходя из базового и ведомственного перечней государственных (муниципальных) услуг, в качестве оказанной услуги должна рассматриваться организация предоставления одной государственной или муниципальной услуги независимо от количества обращений по поводу ее получения.
6. В ходе выборочной проверки в ГАУ НСО «МФЦ» установлены нарушения:
- законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части нарушения сроков размещения протоколов в единой информационной системе в сфере закупок; не размещения в составе конкурсной документации локального сметного расчета; несвоевременного направления информации и документов в Федеральное казначейство;
- законодательства о бухгалтерском учете, в части оформления первичных учетных документов, несвоевременного принятия к бухгалтерскому учету основных средств;
- Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н, в части не размещения или размещение с нарушением сроков на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информации о своей деятельности;
- при совершении сделок по распоряжению имуществом не соблюдались нормы, установленные Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
7. В Новосибирской области не ведется региональный реестр государственных услуг, предусмотренный ч.5 ст.11 Закона № 210-ФЗ.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области в целях повышения эффективности и качества деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению прав и законных интересов физических и (или) юридических лиц, учета и анализа видов и количества государственных услуг, а также обеспечения доступности и открытости для юридических и физических лиц сведений о государственных услугах рассмотреть вопрос по ведению реестра государственных услуг Новосибирской области.
В целях устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены в министерство экономического развития Новосибирской области и в Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».