КСП Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку субъектов инновационной деятельности
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку субъектов инновационной деятельности при подготовке, осуществлении трансферта и коммерциализации технологий в 2024 году.
Объектами проверки стали:
- Министерство науки и инновационной политики Новосибирской области (Миннауки НСО, Министерство);
- 3 субъекта инновационной деятельности (получатели субсидий).
В результате проверки установлено:
1. В 2024 году на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий за счет средств областного бюджета выделено 149 510,4 тыс.руб. или 97,7% к уточненной бюджетной росписи. Субсидии направлены 47 субъектам инновационной деятельности, в том числе, 22-м победителям конкурса 2023 года на второй год реализации проекта (76 907,3 тыс.руб.) и 25-ти победителям конкурсов 2024 года (72 603,1 тыс.руб.).
Направлено на реализацию 45 проектов 282 812,5тыс.руб., в том числе, за счет собственных средств получателей 147 535,7 тыс.руб., за счет субсидий 135 276,8 тыс.руб. Остаток неиспользованных бюджетных средств в общей сумме 10 893,8 тыс.руб. возвращен в областной бюджет. Субсидии предоставлены на финансовое обеспечение затрат, связанных только с коммерциализацией технологий.
2. Нарушений условий предоставления Миннауки НСО субсидий и нецелевого использования бюджетных средств получателями господдержки проверкой не установлено. Вместе с тем, установлен ряд нарушений и недостатков при принятии нормативных правовых актов, регулирующих Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности, утвержденный Приложением №3 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 №528-п (далее – Порядок предоставления субсидий).
2.1 Порядок предоставления субсидий не предусматривает положений о проведении технологического аудита инновационных проектов.
2.2 В Порядке предоставления субсидий (в ред. от 28.12.2024) отсутствует требование, установленное в п.15 Общих требований к НПА (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 №1782), о направлении получателями субсидий сведений о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в ЕГИС учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
2.3 В нарушение пп.7 п.38 Порядка предоставления субсидий (в ред. от 25.12.2023) в договорах с получателями субсидий (1 конкурс, 10 договоров) не установлены обязательства получателя субсидии по предоставлению в налоговый орган согласия на предоставление налоговым органом сведений о налогоплательщике, составляющим налоговую тайну в Министерство.
2.4 В п.47 Порядка предоставления субсидий (ред. от 28.12.2024) содержится формулировка, согласно которой результаты измеряются «количеством заявок, направленных в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на получение охранных документов, подтверждающих регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе и по итогам реализации проекта (далее - заявка в ФИПС)». Определение, установленное п.47 Порядка предоставления субсидий, не соответствует п.15 Общих требований к НПА, в котором предусмотрено, что при предоставлении субсидий нормативный правовой акт должен содержать положение о получении по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок результатов интеллектуальной деятельности (РИД), способных к правовой охране в качестве объекта патентных прав.
2.5 В соответствии с Общими требованиями к НПА в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление из бюджетов субъектов РФ субсидий, должны быть установлены меры ответственности за нарушение условий и порядка предоставления субсидий, в том числе, при необходимости уплата получателем субсидии пени и применение штрафных санкций к получателю субсидии. Порядком предоставления субсидий пени и штрафы за нарушение условий и порядка предоставления субсидий не предусмотрены.
2.6 Только 6 организаций из 27 победителей конкурсного отбора 2024 года предоставили в Новосибирскстат статистическую отчетность. КСП НСО предлагает включить в требования к заявителю согласие на предоставление Новосибирскстатом сведений о заявителе, направляющим отчетность, в Миннауки НСО.
2.7 Установленные в Порядке предоставления субсидий и в договорах о предоставлении субсидий результаты получения субсидии: процент выполнения работ согласно этапам реализации проекта и получение по итогам НИР или ОКР охраняемых результатов интеллектуальной деятельности не в полной мере отражают цель предоставления субсидии, указанную в п.3 Порядка предоставления субсидий – стимулирование процессов вовлечения в гражданский оборот конкурентоспособной инновационной продукции и результатов инновационной деятельности.
3. Установлены нарушения и недостатки при проведении отборов получателей субсидии.
3.1 В заявках ряда организаций, признанных соответствующими требованиям Порядка предоставления субсидий, затраты по начислениям на заработную плату запланированы ниже предельных объемов, установленных п.35 Порядка предоставления субсидий. Миннауки НСО в нарушение п.20 Порядка предоставления субсидий оснований для отклонения заявок не установлено.
По пояснениям Миннауки НСО не были учтены изменения налогового законодательства, в части применения пониженных тарифов страховых взносов. В действующей редакции Порядка предоставления субсидий (от 28.12.2024) данное противоречие устранено.
3.2 В соответствии с п.26 Порядка предоставления субсидий экспертные заключения на проекты носят рекомендательный характер. При этом стоимость 1 экспертизы составляет 12 527,65 руб.
3.3 В приказе Миннауки НСО от 24.04.2019 № 30 «Об утверждении положения об экспертизе научно-технических и инновационных проектов» не учтены изменения по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности Новосибирской области.
3.4 В нарушение п.35 Приказа Миннауки от 24.04.2019 №30 «Об утверждении положения об экспертизе научно-технических и инновационных проектов» информация по результатам экспертизы в 2024 году на сайте Миннауки НСО не размещена.
3.5 Периоды проведения конкурсов (4, 6 месяцев) в первой и второй половине года ставят в неравные условия их победителей, так как реализация проектов осуществляется в течении 2-х финансовых лет, вне зависимости от даты получения субсидии. Получатель финансовой поддержки по результатам 2 конкурса фактически должен достичь результата реализации проекта менее чем за 2 года.
3.6 В редакции Порядка предоставления субсидии от 28.12.2024 (п.17) установлено ограничение на подачу одной заявки только в пределах одного конкурса. При условиях отложенного достижения результата предоставления господдержки, следует увязать повторное участие в конкурсе с достижением результата субсидий по ранее полученной субсидии.
3.7 В конкурсах 2023-2024 годов принимали участие 12 организаций с признаками аффилированности и подконтрольности, что может свидетельствовать о дроблении бизнеса с целью получения выгоды за счет создания условий для получения субсидий на реализацию нескольких стадий одной инновационной продукции.
4. При заключении договоров, направлении и использовании бюджетных средств установлен ряд нарушений и недостатков.
4.1 Получателями субсидий подтверждаются, а Миннауки НСО принимаются затраты, которые обеспечивают хозяйственную деятельность субъектов инновационной деятельности, но, непосредственно не связаны с инновационными проектами.
4.2 В 2024 году 3 организации получили господдержку по инновационным проектам, представленным в Миннауки НСО и в Минпромторг НСО. Затраты, отраженные в отчетах ООО «Техноресурс» и ООО «Смарт Алгоритмс», направленных в Миннауки НСО и в заявках, представленных в Минпромторг НСО по двум разным проектам превышают номинал по ряду платежных поручений. В порядках предоставления субсидий отсутствует механизм проверки получателей в целях исключения дублирования затрат. При этом, ряд организаций получают финансовую поддержку из таких источников как ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», НКО «Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий».
Направление бюджетных средств на стимулирование инновационной деятельности из различных источников, без учета уровня софинансирования, не позволяет оценить эффективность государственной поддержки и влечет риски неосновательного обогащения.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос об объединении направлений государственной поддержки инновационной деятельности в одной государственной программе с определением ответственным исполнителем – Миннауки НСО.
Отчет палаты рассмотрен на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике 18 июня 2025 года. Результаты проверки доложила аудитора Саблиной Е.Н.
Заслушав доклад аудитора и рассмотрев материалы контрольного мероприятия депутаты решили: принять информацию КМП новосибирской области к сведению и согласится с предложением палаты рекомендовать рассмотреть вопрос об объединении направленной государственной поддержки инновационной деятельности в одной государственной программе с определением ответственным исполнителем – министерством науки и инновационной политики Новосибирской области.