Палата провела проверку высокодотационных муниципальных образований
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Баганского, Куйбышевского и Кыштовского Новосибирской области за 2023 год. Проверка проведена по поручению Законодательного Собрания Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) проверка проводится в муниципальных образованиях (МО), в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в 2020 – 2022 гг. превышала 50,0% доходов бюджета (без учета субвенций). В Куйбышевском районе к высокодотационным относились 16 поселений из 18-ти, в Кыштовском – 7 поселений из 17-ти. Муниципальные районы к высокодотационным МО не относятся. Предыдущие проверки высокодотационных МО Куйбышевского района проводились палатой в 2016 году, Кыштовского – в 2020 году.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Куйбышевский район может быть отнесен к территориям с относительно высоким уровнем развития промышленности. В Кыштовском районе уровень развития промышленности существенно меньше, чем в среднем по районам области. Уровень развития торговли, сферы услуг, инвестиции и заработная плата также выше в Куйбышевском районе. В 2023 году в Кыштовском районе уменьшился объем инвестиций и платных услуг населению. Объем производства сельского хозяйство уменьшился в обоих районах и в области в целом.
2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Куйбышевского района на душу населения выше, чем в Кыштовском районе, а темп их роста – выше, чем в среднем среди районов области. При этом уровень доходов в этих районах ниже, чем в среднем по районам области. Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
3. В проверенных поселениях сохраняется ряд типичных нарушений и недостатков в организации бюджетного процесса, исполнении отдельных видов доходов и расходов местных бюджетов, на которые палата ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах:
не были приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, содержание решений о местных бюджетах, реестров расходных обязательств, кассовых планов не соответствует законодательству;
финансовые и бухгалтерские работники не соответствуют установленным квалификационным требованиям, не осуществляется внутренний муниципальный финансовый контроль;
установлены случаи недостоверности бюджетной отчетности, связанные с неотражением объектов недвижимого имущества, несоответствием балансовой и кадастровой стоимости, неначислением доходов от арендной платы;
заказчики ряда поселений несвоевременно направляли информацию об исполнении для размещения в реестре контактов, искусственно разделяли (дробили) закупки и осуществляли их у единственного поставщика;
многие поселения не осуществляли переданное им полномочие в сфере административного производства, при этом в полном объеме использовали предоставленную на его осуществление субвенцию.
4. В большинстве проверенных поселений цены на тепловую энергию с 2020 года не регулируются, при этом существенно увеличились расходы местных бюджетов на оплату теплоснабжения муниципальных органов и учреждений. Дополнительная потребность при распределении финансовой помощи фактически не учитывается. Кроме того, в ряде поселений Кыштовского района твердые коммунальные отходы региональным оператором не вывозятся, у населенных пунктов образуются несанкционированные свалки.
5. В районах области распределение расходов на учреждения культуры между местными бюджетами по-прежнему организовано по-разному. В Куйбышевском районе поселения передали району полномочия в сфере культуры и предоставляют району межбюджетные трансферты на содержание зданий и оплату труда работников учреждений культуры. В Кыштовском районе содержание зданий и оплата труда работников учреждения культуры осуществляется за счет бюджета района. При этом в Куйбышевском районе не завершено перераспределение полномочий и расходов на библиотечное обслуживание, содержание помещений библиотек осуществляется за счет бюджетов поселений.
По сравнению с результатами ранее проведенных проверок можно отметить значительное повышение качества бюджетного процесса, в т.ч. за счет реализации предложений, сделанных палатой по результатам ранее проведенных мероприятий, мер областных исполнительных органов, централизации бюджетных, бухгалтерских и контрактных функций на уровне муниципальных районов. В результате проведенной работы правовые акты, регулирующие вопросы нормирования в сфере закупок, были приняты в полном объеме.
Для принятия мер по устранению и предупреждению сохраняющихся нарушений и недостатков в администрации проверенных поселений Куйбышевского и Кыштовского районов направлены представления.
В администрации Куйбышевского и Кыштовского районов направлены письма с информацией о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.
Для устранения и предотвращения типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе муниципальных образований заключение о результатах проверки высокодотационных муниципальных образований Куйбышевского и Кыштовского районов Новосибирской области размещено на сайте палаты.