19 Декабря 2014
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Под гипнозом инвесторов
На последнем заседании бюджетного комитета аудитор КСП Елена Саблина рассказала о результатах проверки двух министерств — промышленности и экономического развития. Анализировалась эффективность налоговых льгот и других налоговых мер господдержки инвесторов и товаропроизводителей.
Налоговые льготы в 2012 году составили 476 млн руб., в 2013-м — 536 млн. Из них 57 млн предоставлены шести товаропроизводителям и около 955 млн — 22 инвесторам, прошедшим конкурсный отбор. Отсрочки и рассрочки по уплате налогов, инвестиционные налоговые кредиты, хотя это предусмотрено законом, не предоставлялись. В целом бюджетный, экономический и социальный эффект от налоговых льгот аудиторы КСП оценивают как положительный. Однако отмечают низкую востребованность этого вида господдержки в связи с жёсткими условиями предоставления. В результате поддержка не оказывает существенного влияния на производство и создание новых рабочих мест в промышленности.
Зато существенно различается порядок предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам. Первые получают льготу, если обеспечен рост производства и выполнены другие условия господдержки — по уровню рентабельности, выручки, зарплаты. Инвесторы же имеют льготу до реализации своего проекта. Из-за этого зачастую возникает ситуация, когда льгота получена, а запланированные показатели инвестпроекта, с которыми организации выходили на конкурс, не достигнуты.
Как показали проверки, положительный бюджетный эффект на 88 % обеспечен только двумя организациями: Сибирским ликёро-водочным заводом и ЗАО «Сибирский антрацит». КСП установила нарушение условий господдержки (нет бюджетного эффекта и необоснованно предоставлена помощь) по пяти организациям — на 481 млн руб. Из них половина приходится на ООО «Лиотех».
Если в установленный законом срок налоговые поступления от товаропроизводителя в бюджет не превысили объём господдержки, это является основанием для прекращения помощи, и получатель субсидий обязан вернуть их в бюджет. Однако норма закона, в которой установлен порядок возврата, требует при определении величины возвращаемой суммы вычитания уплаченных налогов дважды — из фактически предоставленной субсидии и из налоговых льгот. В результате, по расчётам минэкономразвития, возвращению в бюджет подлежит всего 155 млн руб. При этом, например, в отношении ООО «Сады гиганта» принято решение не о прекращении, а приостановлении господдержки, что не влечёт возврата в областной бюджет 6,3 млн руб. В связи с этим КСП предлагает заксобранию и правительству внести изменения в статью 10 закона о госрегулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капвложений, чтобы устранить двойное вычитание суммы уплаченных налогов и чётко определить объём господдержки.
Кроме того, КСП выступила с предложением установить такой механизм предоставления налоговых форм поддержки, который бы давал право на налоговую льготу после достижения запланированных показателей инвестпроекта. Например, заключать с инвестором соглашение о представлении инвестиционного налогового кредита. Если инвестпроект окажется эффективным, можно предоставить и налоговую льготу на сумму кредита. Это повысит ответственность инвестора.
Председатель комитета Виктор Осин пожалел, что депутатам не дали справку о получателях поддержки. Товаропроизводители настойчиво просят помощь, правительство неоднократно помогает, и потом по многим объектам ничего нет. «Я говорю о поддержке не через министерство промышленности, а напрямую через совет по инвестициям при губернаторе», — уточнил он. Майис Мамедов предложил оказывать поддержку на семь—девять лет, а не на пять. И — после запуска объекта. С ним категорически не согласился Валерий Червов: напротив, в условиях кризиса должны быть короткие вложения, с отдачей в бюджет через год-полтора. Он одобрил предложение КСП о налоговом кредите, который можно перевести в налоговую льготу только после успешной реализации проекта. Валентин Сичкарёв отметил, что некоторым давали деньги зря, и область от этого потеряла. Надо исключить субъективизм в господдержке.
Министр экономического развития Ольга Молчанова рассказала, что ещё в начале августа инвесткомиссия остановила поддержку как раз на основе анализа конкретных организаций. Недавно на заседании правительства утверждены два документа: о прекращении помощи ряду организаций и возврате средств в бюджет. По трём получателям поддержки решения будут приняты в ближайшее время. «Мы понимаем ситуацию и согласны с КСП, что нужно менять закон, формулировка которого противоречит экономическому смыслу: дважды засчитываем одни и те же суммы. Будем работать», — заверила министр. Такой настрой одобрил Виктор Осин: «Надо прекращать поддержку по принципу: вхож или не вхож в кабинет. Хватит персонально лоббировать интересы. По персоналиям мы наработали так, что сейчас не знаем, как вернуть деньги в бюджет».
Зоя ЛАВРОВА
№64(1375) от 19.12.2014
КСП выступила с предложением установить такой механизм предоставления налоговых форм поддержки, который бы давал право на налоговую льготу после достижения запланированных показателей инвестиционного проекта.
Налоговые льготы в 2012 году составили 476 млн руб., в 2013-м — 536 млн. Из них 57 млн предоставлены шести товаропроизводителям и около 955 млн — 22 инвесторам, прошедшим конкурсный отбор. Отсрочки и рассрочки по уплате налогов, инвестиционные налоговые кредиты, хотя это предусмотрено законом, не предоставлялись. В целом бюджетный, экономический и социальный эффект от налоговых льгот аудиторы КСП оценивают как положительный. Однако отмечают низкую востребованность этого вида господдержки в связи с жёсткими условиями предоставления. В результате поддержка не оказывает существенного влияния на производство и создание новых рабочих мест в промышленности.
Зато существенно различается порядок предоставления налоговых льгот товаропроизводителям и инвесторам. Первые получают льготу, если обеспечен рост производства и выполнены другие условия господдержки — по уровню рентабельности, выручки, зарплаты. Инвесторы же имеют льготу до реализации своего проекта. Из-за этого зачастую возникает ситуация, когда льгота получена, а запланированные показатели инвестпроекта, с которыми организации выходили на конкурс, не достигнуты.
Как показали проверки, положительный бюджетный эффект на 88 % обеспечен только двумя организациями: Сибирским ликёро-водочным заводом и ЗАО «Сибирский антрацит». КСП установила нарушение условий господдержки (нет бюджетного эффекта и необоснованно предоставлена помощь) по пяти организациям — на 481 млн руб. Из них половина приходится на ООО «Лиотех».
Если в установленный законом срок налоговые поступления от товаропроизводителя в бюджет не превысили объём господдержки, это является основанием для прекращения помощи, и получатель субсидий обязан вернуть их в бюджет. Однако норма закона, в которой установлен порядок возврата, требует при определении величины возвращаемой суммы вычитания уплаченных налогов дважды — из фактически предоставленной субсидии и из налоговых льгот. В результате, по расчётам минэкономразвития, возвращению в бюджет подлежит всего 155 млн руб. При этом, например, в отношении ООО «Сады гиганта» принято решение не о прекращении, а приостановлении господдержки, что не влечёт возврата в областной бюджет 6,3 млн руб. В связи с этим КСП предлагает заксобранию и правительству внести изменения в статью 10 закона о госрегулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капвложений, чтобы устранить двойное вычитание суммы уплаченных налогов и чётко определить объём господдержки.
Кроме того, КСП выступила с предложением установить такой механизм предоставления налоговых форм поддержки, который бы давал право на налоговую льготу после достижения запланированных показателей инвестпроекта. Например, заключать с инвестором соглашение о представлении инвестиционного налогового кредита. Если инвестпроект окажется эффективным, можно предоставить и налоговую льготу на сумму кредита. Это повысит ответственность инвестора.
Председатель комитета Виктор Осин пожалел, что депутатам не дали справку о получателях поддержки. Товаропроизводители настойчиво просят помощь, правительство неоднократно помогает, и потом по многим объектам ничего нет. «Я говорю о поддержке не через министерство промышленности, а напрямую через совет по инвестициям при губернаторе», — уточнил он. Майис Мамедов предложил оказывать поддержку на семь—девять лет, а не на пять. И — после запуска объекта. С ним категорически не согласился Валерий Червов: напротив, в условиях кризиса должны быть короткие вложения, с отдачей в бюджет через год-полтора. Он одобрил предложение КСП о налоговом кредите, который можно перевести в налоговую льготу только после успешной реализации проекта. Валентин Сичкарёв отметил, что некоторым давали деньги зря, и область от этого потеряла. Надо исключить субъективизм в господдержке.
Министр экономического развития Ольга Молчанова рассказала, что ещё в начале августа инвесткомиссия остановила поддержку как раз на основе анализа конкретных организаций. Недавно на заседании правительства утверждены два документа: о прекращении помощи ряду организаций и возврате средств в бюджет. По трём получателям поддержки решения будут приняты в ближайшее время. «Мы понимаем ситуацию и согласны с КСП, что нужно менять закон, формулировка которого противоречит экономическому смыслу: дважды засчитываем одни и те же суммы. Будем работать», — заверила министр. Такой настрой одобрил Виктор Осин: «Надо прекращать поддержку по принципу: вхож или не вхож в кабинет. Хватит персонально лоббировать интересы. По персоналиям мы наработали так, что сейчас не знаем, как вернуть деньги в бюджет».
Зоя ЛАВРОВА
№64(1375) от 19.12.2014
КСП выступила с предложением установить такой механизм предоставления налоговых форм поддержки, который бы давал право на налоговую льготу после достижения запланированных показателей инвестиционного проекта.