Палата проанализировала реализацию проекта государственно-частного партнерства по строительству инфекционной больницы
В апреле 2023 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) был завершен анализ заключения и реализации соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении проектирования, строительства, финансирования и технического обслуживания объекта здравоохранения в Новосибирской области (инфекционной больницы). Мероприятие было включено в план работы палаты по предложению комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Разработка технологического и медицинского задания на строительство Инфекционной больницы проводилась Министерством здравоохранения Новосибирской области в 2020 году.
В апреле 2021 года с предложением о реализации проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) по строительству инфекционной больницы выступило ООО «Проекты развития 2».
После рассмотрения всеми заинтересованными лицами данного предложения, Правительством Новосибирской области в июне 2021 года принято Решение о реализации проекта. При этом Министерством финансов Новосибирской области положительное заключение о наличии средств на реализацию проекта не выдавалось.
В Решении о реализации проекта не определены такие существенные условия соглашения как конкретные сроки выполнения обязательств, предусмотренные графиками реализации инвестиционного и эксплуатационного этапов, объем расходов сторон, за исключением средств капитального гранта. Объем Возмещения фактически определен только в Соглашении о ГЧП, а объем собственных и заемных инвестиций частного партнера только в финансовой модели.
Ранее КСП НСО по результатам анализа соглашения о ГЧП по семи поликлиникам предлагала принять нормативные правовые актов Новосибирской области по вопросам реализации соглашений о ГЧП, в том числе по отражению в Решении о реализации проектов всех существенных условий соглашения. В КСП НСО отсутствует информация о реализации Правительством Новосибирской области предложений палаты.
В адрес Министерства здравоохранения Новосибирской области было подано одно заявление о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП, которое было отклонено в связи с отсутствием надлежаще оформленной банковской гарантии. При отсутствии других заявок, Министерством здравоохранения Новосибирской области принято решение о заключении соглашения о ГЧП с инициатором проекта без проведения конкурса.
Соглашение о ГЧП подписано 29.09.2021 и предполагает проектирование, строительство и техническое обслуживание частным партнером, за счет собственных и заемных средств, инфекционной больницы мощностью 504 койки в поселке Садовый Новосибирской области.
Публичный партнер частично финансирует создание объекта, возмещает расходы частного партнера на создание объекта, финансирует техническое обслуживание объекта и в лице привлеченного медицинского учреждения осуществляет и финансирует эксплуатацию объекта.
Срок реализации соглашения о ГЧП – 6 лет. По истечении установленного срока частный партнер передает объект в собственность публичного партнера.
На разработку проектной документации отводится не более 50 дней с момента подписания договоров аренды земельных участков. Предполагаемая дата получения разрешения на ввод в эксплуатацию – в течение 9 месяцев с даты получения частным партнером разрешений на строительство.
В составе инфекционной больницы предусмотрено шесть лечебных отделений на 40 боксов, хирургическое отделение с операционным блоком в комплексе с родовым отделением, отделение реанимации и интенсивной терапии, рентгенологическое отделение, диагностические кабинеты, КДЛ, бактериологическая лаборатория, лаборатории ИФА- и ПЦР-диагностики. Также на территории инфекционной больницы предусмотрена вертолетная площадка для санитарной авиации. Общая площадь зданий инфекционной больницы составляет: 40 590,53 кв. м.
На территорию больницы предусмотрено 4 въезда – три с северной стороны с разделением на заезд по зонам – в чистую и условно заразную и один с южной с заездом в техническую чистую зону.
Проектной документацией предусмотрено строительство подъезда только с южной стороны. Строительство подъезда с северной стороны участка обеспечивается инвестором масштабного инвестиционного проекта «Строительство Логопарка «ПФО Север» по отдельной проектной документации. Согласно пояснениям Министерства транспорта Новосибирской области, ввод в эксплуатацию подъезда с северной стороны участка будет обеспечен не позднее июня 2023 года.
Хочется отметить, что при отсутствии подъездной дороги с северной стороны инфекционная больница не будет соответствовать требованиям СанПиН, а положительное заключение Роспотребнадзора является обязательным условием для получения лицензии на медицинскую деятельность и эксплуатации объекта.
В соответствии с условиями соглашения, частным партнером в октябре 2021 года было разработано и направлено на согласование публичному партнеру задание на проектирование, которое было согласовано Министерством здравоохранения Новосибирской области, Министерством строительства Новосибирской области и Министерством ЖКХ Новосибирской области в конце ноября 2021 года, с нарушением срока, предусмотренного Порядком согласования.
В задание на проектирование в течение 8 месяцев вносились изменения, в том числе в связи с новыми федеральными санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных болезней, включая требования к объектам здравоохранения; а также возложением на частного партнера обязанности по обеспечению подведения внешних сетей инженерно-технического обеспечения к границам участка.
В марте 2022 года частным партнером проектная документация была направлена на государственную экспертизу. КСП установлено, что при проведении государственной экспертизы в проектную документацию вносились правки практически во все разделы. С 20 мая по 8 июля 2022 года по инициативе публичного партнера проводилась оптимизация стоимости строительства. Снижение сметной стоимости составило 1 442,6 миллиона рублей.
После получения положительного заключения государственной экспертизы в июле 2022 года, актуализирована финансовая модель и расчеты необходимые для изменения размера Возмещения, которые включают в себя инвестиционный платеж и платеж за поддержание ТЭП.
Стоимость строительства объекта составила 13 516,0 млн.руб. (в ценах 1 квартала 2022 года). Увеличение стоимости строительства в 2,9 раза в основном произошло в связи с изменением группы патогенности объекта с III-IV до I-II, что повлекло за собой корректировку технологических решений, а также увеличение количества (с 10 892 ед. до 15 322 ед.) и стоимости (с 1 200,0 млн.руб. до 3 704,0 млн.руб.) медицинского оборудования.
Соответствующие изменения в сентябре 2022 года внесены в соглашение о ГЧП. Размер возмещения за весь срок действия соглашения о ГЧП увеличился с 6 867,0 млн.руб. до 16 495,0 млн.руб., или на 140,2% (инвестиционный платеж - 15 307,0 млн.руб., платеж за поддержание ТЭП - 1 187,6 млн.руб.), а также увеличен совокупный размер капитального гранта до 2 075,0 млн.руб.
Кроме того, изменениями предусмотрена корректировка размера ключевой ставки Банка России относительно 8,0% (увеличение на 3,0%) с даты начала проектирования до даты начала эксплуатации и относительно 6,5% (увеличение на 1,5%) на эксплуатационном этапе, при которой размер инвестиционного платежа, подлежит перерасчету за соответствующий квартал. При этом финансовой моделью от 25.08.2022 в расчете инвестиционного платежа в 1 и 2 квартале 2022 года уже была учтена ключевая ставка в размере 12,2% и 13,9% соответственно.
Срок инвестиционного этапа был продлен по соглашению сторон до сентября 2023 года. Предполагаемая дата получения разрешения на ввод в эксплуатацию отложена на 4 месяца. При этом срок разработки проектной документации остался неизменным.
В перечень органов и юридических лиц, выступающих на стороне публичного партнера, являющийся приложением к соглашению о ГЧП, не включено Министерство транспорта Новосибирской области, которое в соответствии с Решением о реализации проекта № 243-п наделено отдельными обязанностями публичного партнера.
Кроме того, Министерством здравоохранения Новосибирской области при согласовании проектной документации на предмет ее соответствия описанию и технико–экономическим показателям, заданию на проектирование, а также требованиям законодательства не привлекалось Министерство жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, что подтверждает выводы КСП, сделанные ранее, о необходимости усиления взаимодействия органов исполнительной власти, выступающих на стороне публичного партнера.
При заключении соглашения о ГЧП, а также при внесении изменений в него в сентябре 2022 года, Министерством здравоохранения Новосибирской области были приняты бюджетные обязательства с превышением доведенных лимитов на сумму 2 399,8 млн.руб. и 5 841,2 млн.руб. соответственно. В связи с чем, в отношении должностного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области составлен протокол об административном правонарушении.
Нормативный правовой акт Правительства Новосибирской области о предоставлении капитального гранта не определяет цели предоставления субсидий, положения, регулирующие условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета, которые были предусмотрены только в соглашении о ГЧП. Ранее КСП также предлагало Правительству Новосибирской области установить цели, условия и порядок предоставления субсидий частным партнерам.
В 2022 году средства капитального гранта перечислены частному партнеру в полном объеме. Перечисление части капитального гранта в сумме 2 000,0 млн.руб. осуществлено позже установленного срока на 9 дней. При этом согласно условиям Соглашения о ГЧП, за несвоевременную выплату капитального гранта и/или возмещения начисляются проценты в соответствии с положениями гражданского законодательства.
По состоянию на 31.12.2022 частным партнером привлечено 3 843,4 млн.руб., в том числе займы учредителя в объеме 363,9 млн.руб., банковские кредиты – 3 479,5 млн.руб.
Выплата инвестиционного платежа должна начаться с даты получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию, еще до передачи здания и дополнительного оборудования оператору по эксплуатации (ГБУЗ НСО «ГИКБ № 1») и начала его работы. При этом инвестиционный платеж за дополнительное оборудование также должен выплачиваться с даты получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию, даже если фактически на эту дату оборудование не будет поставлено и установлено в полном объеме. Кроме того, выявление недостатков здания и оборудования может препятствовать началу работы, но не является основанием для приостановки выплаты Возмещения.
С момента передачи частным партнером права владения и пользования объектом соглашения ГБУЗ НСО «ГИКБ № 1» предусмотрена выплата арендной платы в объеме 495,53 млн.руб. за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
По мнению КСП НСО, существует риск, что средств фонда обязательного медицинского страхования будет недостаточно для осуществления арендных платежей ГБУЗ НСО «ГИКБ № 1». Более вероятный вариант оплаты аренды – за счет средств субсидий из областного бюджета (увеличение платежа за поддержание ТЭП).
В соответствии с соглашением о ГЧП, в связи с просрочкой исполнения обязательств по получению частным партнером положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации публичным партнером в августе 2022 года направлена претензия.
После проведения досудебной процедуры урегулирования спора, исковое заявление по спору о взыскании неустойки с ООО «Проекты развития 2» в размере 39,0 млн.руб. Министерством здравоохранения Новосибирской области было направлено в Арбитражный суд Новосибирской области 30.12.2022.
Согласно информации Министерства здравоохранения Новосибирской области по состоянию на 12.04.2023 общий процент строительной готовности оценивается в 17,2%, привлечено 455 рабочих и специалистов.
Отставание от графика строительства оценивается в 2 недели и будет ликвидировано с увеличением рабочей силы и синхронизации строительных работ.
По итогам проведенного анализа КСП НСО предложила Министерству здравоохранения Новосибирской области:
- включить Министерство транспорта Новосибирской области в Перечень органов и юридических лиц, выступающих на стороне публичного, предусмотренный соглашением о ГЧП;
- совместно с частным партнером и Минэкономразвития Новосибирской области уточнить формулы расчета размера дополнительных расходов частного партнера в связи с изменением размера ключевой ставки Банка России;
- рассмотреть вопрос об изменении даты начала выплаты возмещения с учетом сроков передачи объекта и дополнительного оборудования оператору по эксплуатации.
Заключение по результатам анализа рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, прошедшем 27 июня 2023 года. Комитет отметил положительные темпы строительства Объекта соглашения, а также его соответствие требованиям СанПиНа 3.3686-21 (с учетом введенных в действие с 01.09.2021) по развертыванию госпитальных баз при возникновении случаев заболеваний, вызванных микроорганизмами I - II групп патогенности, новых инфекционных болезней, вызванных неизвестными возбудителями, отнесенными к I или II группе патогенности.
По результатам рассмотрения заключения Контрольно-счетной палаты Новосибирской области комитет рекомендовал:
1) Правительству Новосибирской области обеспечить эффективное взаимодействие и координацию деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений;
2) Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области в срок до конца августа 2023 года обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию подъездной дороги для обеспечения подъезда с северной стороны к объекту соглашения, для своевременного получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора и лицензии на медицинскую деятельность и эксплуатацию объекта соглашения;
3) Министерству здравоохранения Новосибирской области в срок до 1 сентября 2023 года:
3.1) уточнить достаточность средств, получаемых из фонда обязательного медицинского страхования для осуществления арендных платежей оператору по эксплуатации объекта соглашения - ГБУЗ НСО «ГИКБ № 1»;
3.2) разработать маршрутизацию пациентов и медицинского персонала в инфекционную больницу.