Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования государственных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Газификация».
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Газификация» государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 – 2022 годах» в 2018 году и за текущий период 2019 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ).
2. Администрация Чановского района Новосибирской области.
3. Администрация Тогучинского района Новосибирской области.
4. Администрация Северотатарского сельсовета Татарского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Важнейшим направлением повышения экономической, инвестиционной и социальной привлекательности региона является газификация Новосибирской области. Данное направление в Новосибирской области в настоящее время обеспечивается в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Газификация» госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области на 2015-2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 №66-п.
Для достижения цели подпрограммы по обеспечению надежного газо-снабжения потребителей и повышение уровня газификации территории Ново-сибирской области предусмотрено решение двух задач: развитие системы газоснабжения Новосибирской области и оказание содействия населению Новосибирской области при газификации домовладений.
2. Фактически на реализацию подпрограммы «Газификация» за 2018 год направлено 2 152 095,5 тыс.руб. (107,8% к плану), из них за счет средств: областного бюджета – 115 051,3 тыс.руб. (99,2%); федерального бюджета – 24 326,9 тыс.руб. (100,0%); местных бюджетов – 8 265,0 тыс.руб. (98,4%); внебюджетных источников – 2 004 452,3 тыс.руб. (108,5%).
За 5 месяцев 2019 года направлено 221 591,4 тыс.руб. (17,8% годового плана), в т.ч. за счет средств: областного бюджета – 47 409,0 тыс.руб. (11,6%), местных бюджетов – 2 846,1 (10,7%), внебюджетных источников – 171 336,3 тыс.руб.(21,6%).
Внебюджетные источники состоят из средств, использованных в рамках реализации инвестиционных программ: ООО «Газпром межрегионгаз» (36,6%) и ООО «Газпром газомоторное топливо» (16,7%), средств специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Томск» – (0,2%) и инвестиций населения на газификацию жилья – (46,4%).
Изменения госпрограммы, приводящий объем финансирования её мероприятий в соответствии с Законом о бюджете Новосибирской области на 2019 год (от 25.12.2018 №332-ОЗ), утверждены только 17.06.2019 постановлением Правительства Новосибирской области №237-п, при этом, в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
3. Вопросы развития газификации территории Новосибирской области решаются в рамках Соглашения о сотрудничестве между Новосибирской областью и ПАО «Газпром» при реализации Программ газификации регионов и ежегодных планов-графиков синхронизации.
По состоянию на 01.01.2019, Правительство Новосибирской области не выполнило часть взятых на себя обязательств, предусмотренных данными Планами-графиками, в частности, не обеспечило готовность потребителей к приему газа по ряду построенных и сданных объектов ПАО «Газпром».
Одной из причин невыполнения обязательств Новосибирской области связано с ежегодным сокращением объемов финансирования, направляемых на реализацию мероприятий по газификации населенных пунктов области. Дефицит средств областного бюджета Новосибирской области на выполнение обязательств (строительство внутрипоселковых сетей и котельных) по Программе составляет 739,6 млн.руб., в том числе на строительство внутрипоселковых сетей – 519,6 млн.руб., на строительство котельных – 220,0 млн.руб.
4. За проверяемый период средства направлены на реализацию мероприятий:
– по предоставлению субсидий муниципальным районам и городским округам Новосибирской области на строительство, проектирование и приобретение объектов систем газоснабжения – 1 863 278,3 тыс.руб. или 84,4%;
– на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станции – 335 429,9 тыс.руб. или 15,5%;
– на предоставление мер государственной поддержки гражданам при кредитовании на газификацию жилья в Новосибирской области – 796,4 тыс.руб. или 0,1%.
5. Условия, на основании которых принимались решения о выделении субсидий муниципальным районам и городским округам на мероприятия по газификации территорий населенных пунктов и заключении с ними Соглашений, соблюдены всеми участниками Подпрограммы. При этом, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 08.10.2003 №131-ФЗ:
– организация газоснабжения населения в границах поселения осуществлялась администрацией муниципального района без соглашения с муниципальным образованием о передачи поселением части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района (Чановский район);
– использование собственных финансовых средств муниципального района на осуществление переданных ему от поселений полномочий по организации газоснабжения в границах поселений осуществляется при отсутствии решения представительного органа муниципального района, устанавливающего случаи и порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального района (Тогучинский район).
6. Основные расходы на создание объектов систем газоснабжения за проверяемый период произведены: Тогучинским районом (р.п. Горный, с. Льниха и с. Буготак) на сумму 127 825,6 тыс.руб. (протяженность газопровода 7 997,0 м); Татарским районом (с. Северотатарское): – 43 044,9 тыс.руб. (15 242 м); Чановским районом (р.п. Чаны) – 9 221,6 тыс.руб (2 143,0 м); г. Новосибирском – 2 205,3 тыс.руб. (завершены работы 1 этапа по строительству сети газоснабжения жилых домов).
7. За 2018 год значения целевых индикаторов Подпрограммы изменялись три раза, как в большую, так и в меньшую сторону. По результатам реализации подпрограммы «Газификация» за 2018 год, плановые значения достигнуты по 6-ти из 7-ми показателей (исключение составляют значение количества граждан получающих государственную поддержку (при кредитовании) на цели газификации жилья (98,0%).
8. Уровень газификации жилищного фонда Новосибирской области на 31.12.2018 (по данным статистики) составляет 31,7% и превышает плановое значение на 1,7 процентных пункта. По сравнению с регионами, входящими в Сибирский Федеральный округ, Новосибирская область по уровню газификации природным газом уступает только Томской области (35,5%) (показатель по РФ – 68,1%).
При этом, следует отметить, что в настоящий момент, нормативный правовой акт, определяющий единообразную методику расчета показателей газификации (полномочия Российской Федерации) отсутствует. При использовании методики расчета ПАО «Газпром» уровень газификации жилищного фонда Новосибирской области составляет лишь 9,5%.
9. Количество домовладений (квартир), переведенных на использование природного газа, в жилищном фонде Новосибирской области на 31.12.2018 года составило 119 112 ед. (превысило плановое значение на 3 612 домовладений). При этом, за период действия Подпрограммы «Газификация» (2015-2018 годы) количество заключенных договоров на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» составило 2 257 ед. или 35,0% к плану (от 6 445 домовладений).
По состоянию на 01.06.2019 объектами газификации охвачены 17 муниципальных районов и 5 городских округов Новосибирской области.
10. Результатами эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Газификация» (на 01.01.2019) являются: доведение объемов реализации природного газа населению до 369,0 млн.м3/год и снижение почти в 6 раз оплаты коммунальных услуг за счет замещения сжиженного баллонного углеводородного газа природным сетевым газом.
11. В ходе проверки КСП НСО выявлены нарушения и недостатки при использовании субсидий, направленных на газификацию поселений Новосибирской области, в частности установлены:
– нарушения законодательства в сфере бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета не отражены принятые бюджетные обязательства; при формировании стоимости объекта не учтены затраты на инженерно-изыскательские и проектные работы: Тогучинский район – 26 973,2 тыс.руб., Чановский район – 502,6 тыс.руб.; Северотатарский сельсовет Татарского района – 2 574,8 тыс.руб.);
– нарушения законодательства в сфере закупок (информация об исполнении контракта не размещается в единой информационной системе; срок оплаты администрацией поселения принятых работ превышает сроки, установленные законодательством; приняты и оплачены работы, не предусмотренные контрактом;
– при заключении муниципальных контрактов устанавливаются сроки исполнения работ намного меньше нормативных, рассчитанных в проектах, что в значительной степени влияет на качество выполненных работ и эффективность использования бюджетных средств;
– приняты и оплачены фактически невыполненные работы (Тогучинский район – 178,6 тыс.руб.; Чановский район – 45,3 тыс.руб.; Северотатарский сельсовет Татарского района – 5 663,9 тыс.руб.);
– замечания по качеству выполненных работ (работы по узлам врезки, пунктов учета расхода газа, контрольных трубок, стоимость работ ненадлежащего качества, составляет 667,0 тыс.руб. (с. Северотатарское); фундаменты под трехветвевые опоры не соответствуют проекту; имеет место смещение опор от оси газопровода, просадка опоры, газопровод не опирается на оголовок в районе ШРП-3; не выполнены работы по врезке в действующий газопровод (с. Северотатарское).
12. Неэффективного использования бюджетных средств в 2017 и 2018 годах не установлено.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области принять меры по выполнению обязательств, принятых Новосибирской областью перед ПАО «Газпром» по Планам-графикам синхронизации Программ газификации регионов РФ.
Для устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
– министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;
– администрациям муниципальных образований Новосибирской области:
Тогучинского района;
Чановского района;
Северотатарского сельсовета Татарского района.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.