Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на централизованную закупку медицинского оборудования в рамках реализации региональных проектов в 2023 году и за текущий период 2024 года
В декабре 2024 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на централизованную закупку медицинского оборудования в рамках реализации региональных проектов в 2023 году и за текущий период 2024 года.
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
Объектами контроля были: Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее –Министерство здравоохранения НСО), Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Служба технического контроля и развития материально-технической базы» (далее – ГКУ НСО «СТК и РМТБ», Служба технического контроля), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» (далее – ГБУЗ НСО «НОКОД») Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Мошковская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ»), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирская районная больница № 2», (далее - ГБУЗ НСО «НРБ № 2», Новосибирская районная больница № 2), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 25» (далее – ГБУЗ НСО «ГКБ № 25»), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 18» (далее – ГБУЗ НСО «ГП № 18»), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клинический центр охраны здоровья семьи и репродукции» (далее - ГБУЗ НСО «КЦОЗСиР», Центр репродукции).
В результате проверки установлено:
1. В рамках ГП Развитие здравоохранения обеспечение медицинских организаций медицинскими изделиями по централизованным закупкам предусмотрены по 5 региональным проектам. В 2023-2024 годах на обеспечение централизованных закупок медицинских изделий для медицинских организаций предусмотрено более 6,2 млрд.руб., что составляет 34,5% от общего объема средств на реализацию региональных проектов.
Наибольший объем бюджетных ассигнований на централизованные закупки медицинского оборудования предусмотрен в рамках РП Борьба с онкологическими заболеваниями – 28,8%, РП Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 24,7% и РП Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи – 22,8%.
Перечни медицинских изделий для оснащения медицинских организаций, планируемых к приобретению в рамках реализации региональных проектов Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и Борьба с онкологическими заболеваниями согласовывались с федеральными исследовательскими центрами, оснащение медицинских организаций в рамках РП Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи - с учетом согласованных Минздравом России паспортов медицинских организаций.
2. Кассовые расходы по централизованным закупкам на поставку медицинских изделий в рамках реализации региональных проектов за 2023 год и 9 месяцев 2024 года составили 4 772 450,6 тыс.руб. или 76,9% к плану (6 202 253,4 тыс.руб.), в том числе: средства федерального бюджета – 1 339 992,8 тыс.руб. (86,0% к плану), средства областного бюджета – 3 432 457,8 тыс.руб. (73,9% к плану).
На оплату контрактов, заключенных в 2022 году направлено 608 019,0 тыс.руб. или 20,6% от расходов 2023 года.
3. В 2023 году ГКУ НСО «СТК и РМТБ» в рамках реализации региональных проектов для нужд медицинских организаций заключено 340 контрактов на поставку медицинских изделий на общую сумму 3 813 834,2 тыс.руб., из них с плановой датой окончания исполнения контрактов в 2024 году заключено 93 контракта на общую сумму 1 084 719,3 тыс.руб. С единственным поставщиком заключено 52 контракта на общую сумму 196 573,3 тыс.руб. (5,2% в общем объеме закупок). По причине нарушения поставщиками своих обязательств 8 контрактов на общую сумму 198 586,4 тыс.руб. были расторгнуты.
За 9 месяцев 2024 года ГКУ НСО «СТК и РМТБ» на поставку в медицинские организации медицинских изделий заключено 155 контрактов (срок исполнения 2024 год) на общую сумму 1 366 853,5 тыс.руб., в том числе 22 контракта с единственным поставщиком на общую сумму 8 300,3 тыс.руб. (0,6% в общем объеме закупок). В связи с нарушением поставщиком обязательств по контрактам расторгнуто 3 контракта на общую сумму 5 232,4 тыс.руб.
План по закупкам медицинского оборудования в 2023 году исполнен на 100,0%, за 9 месяцев 2024 года на 97,4%.
4. Службой технического контроля начальная (максимальная) цена контракта определялась и обосновывалась на основании положений ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ посредством метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В некоторых случаях расчетная НМЦК снижалась исходя из имеющегося у ГКУ НСО «СТК и РМТБ» объема финансового обеспечения.
В ряде случаев Службой технического контроля при определении НМЦК не соблюден п. 3.19 Методических рекомендаций № 567 - использовалось менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
По результатам применения конкурентных способов определения поставщиков экономия денежных средств в 2023 году составила 143 436,2 тыс.руб. или 4,1% от суммы начальной максимальной цены контрактов. По состоянию на 01.10.2024 экономия денежных средств составила 116 564,5 тыс.руб. или 7,9% от суммы начальной максимальной цены контрактов.
5. Поставка оборудования осуществляется поставщиком в медицинские учреждения в соответствии с отгрузочной разнарядкой. В проверяемом периоде по 189 контрактам (676 ед. оборудования и медицинской мебели) (37,8% к общему количеству заключенных контрактов) нарушены сроки поставки.
Для проверки предоставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта ГКУ НСО «СТК и РМТБ» проводится экспертиза оборудования в порядке, предусмотренном ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
По результатам экспертиз, проводимым в проверяемом периоде, к поставщикам, нарушившим сроки поставки по контрактам (180 контрактов - 622 ед. оборудования и медицинской мебели) заказчиками, в соответствии с условиями контрактов, предъявлена неустойка на общую сумму 96 804,6 тыс.руб., из которой 48 895,1 тыс.руб. (50,5%) списано в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. По 9-ти контрактам направлены уведомления о ненадлежащем исполнении контрактов (поставка осуществлена ноябре-декабре 2024 года).
6. В результате проведения аудита в сфере закупок установлены недостатки и нарушения законодательства о закупках:
6.1 план-график ГКУ НСО «СТК и РМТБ» на 2023 и плановый период 2024-2025 утвержден с нарушением сроков, установленных требованиями ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ и п. 12 Порядка формирования и утверждения планов-графиков;
6.2 по 11 контрактам нарушены сроки оплаты, предусмотренные п. 9.5 контрактов и ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ (от 2 до 59 рабочих дней);
6.3 установлены нарушения ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44–ФЗ и Правил ведения реестра:
- несвоевременно размещена информация об оплате 6 контрактов (от 1 до 2 раб.дн.); информация и документы о применении мер ответственности (об уплате неустойки по 3 контрактам (от 2 до 5 раб.дн.); о размере уплаченной поставщиком неустойки по 4 контрактам (от 2 до 85 раб.дн.);
- отсутствует информация о направлении требований заказчика об уплате неустойки по 7 контрактам на общую сумму 1 112,2 тыс.руб.; об оплате неустоек, а также суммы денежных средств, истребованной и уплаченной гарантом по независимой гарантии на общую сумму 1 766,6 тыс.руб. по 9-ти контрактам; о размере списанной неустойки в общей сумме 7 995,9 тыс.руб. по 9-ти контрактам; о принятых судебных решениях по оплате неустойки на общую сумму 1 561,2 тыс.руб. по 6-ти контрактам; о направлении требований поставщика об уплате неустойки (штрафа, пени) в общей сумме 1 200,1 тыс.руб. за невыполнение условий по подготовке помещений по 1 контракту.
7. В ходе выборочных проверок в медицинских организациях установлены недостатки и нарушения законодательства о бухгалтерском учете:
7.1 в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 7 Стандарта бухгалтерского учета № 274н, п. 376 Инструкции № 157н при формировании учетной политики Новосибирской районной больницей № 2 и Центром репродукции не установлены положения по ведению аналитического учета материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению;
7.2 в нарушение ст. 9, ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ медицинское оборудование, в отдельных случаях, принималось к бухгалтерскому учету медицинскими учреждениями несвоевременно;
7.3 ГБУЗ НСО «НОКОД», ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ», ГБУЗ НСО «НРБ № 2», ГБУЗ НСО «ГКБ № 25», ГБУЗ НСО «КЦОЗСиР» в нарушение п. 9 Инструкции № 174н, при принятии к бухгалтерскому учету безвозмездно передаваемого от ГКУ НСО «СТК и РМТБ» медицинского оборудования, поступающего в оперативное управление учреждений, отражали их по дебету счета 10600 «Вложения в нефинансовые активы» вместо дебета счета 10100 «Основные средства»;
7.4 медицинские учреждения, в нарушение ст. 218, ст. 296, ст. 299 Гражданского кодекса РФ, п. 375 Инструкции № 157н, начинают использовать медицинское оборудование с момента его поставки (отгрузки) поставщиком, то есть до подписания договора безвозмездной передачи имущества, соответственно до возникновения права оперативного управления, а в отдельных случаях до возникновения права государственной собственности НСО (до подписания документа о приемке по контракту).
8. Документооборот для осуществления процесса передачи имущества не оптимизирован, поскольку каждым медицинским учреждением предоставляется большой пакет документов, в том числе: государственные контракты, договора безвозмездной передачи имущества от ГКУ НСО «СТК и РМТБ», письменное согласие ДИиЗО НСО на сделку по безвозмездной передаче имущества.
Порядок согласования сделок, установленный постановлением Правительства Новосибирской области № 352-п не соблюдался. Временной интервал от даты получения оборудования медицинскими учреждениями по контрактам до даты передачи оборудования ГКУ НСО «СТК и РМТБ» по договору безвозмездной передачи имущества составляет от 2 до 66 календарных дней.
В отдельных случаях, в нарушение Порядка учета областного имущества № 272-п внесение сведений в Реестр областного имущества, приобретенном на основании сделки, заключенной с заказчиком, осуществлено ГБУЗ НСО «ГКБ № 25», ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ», ГБУЗ НСО «НРБ № 2» с нарушением сроков от 12 дней до 178 дней.
9. Приобретение медицинских изделий в рамках реализации региональных проектов осуществляется как по централизованным закупкам ГКУ НСО «СТК и РМТБ», так и самостоятельно учреждениями за счет средств субсидий на иные цели.
Всего в проверяемом периоде, в рамках централизованных закупок, осуществлена поставка медицинского оборудования в 65 медицинских учреждений в количестве 2 396 единиц, в том числе: 5 медицинских передвижных комплексов, 29 рентгеновских аппаратов, 20 маммографических аппаратов, 4 магнитно-резонансных томографов, 11 систем компьютерной томографии, 62 ультразвуковых аппаратов.
Переоснащены/дооснащены медицинским оборудованием 5 региональных сосудистых центров и 9 первичных сосудистых отделений, 11 центров амбулаторной онкологической помощи. Создано 4 центра амбулаторной онкологической помощи.
По итогам контрольного мероприятия КСП НСО предложила:
1. Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос по оптимизации документооборота при передаче имущества, приобретенного государственными учреждениями Новосибирской области для нужд других государственных учреждений Новосибирской области, предусмотренного разделом III Порядка учета областного имущества, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 22.07.2019 № 272-п.
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области внести изменения в Регламент взаимодействия Министерства здравоохранения НСО, ГКУ НСО «СТК и РМТБ» и государственных медицинских организаций при осуществлении закупок, утвержденный приказом Министерства здравоохранения НСО от 30.12.2019 № 4184 «Об организации обеспечения государственных медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, медицинскими изделиями» с учетом фактической проводимой работы по планированию закупок медицинских изделий.
Министерству здравоохранению Новосибирской области, ГБУЗ НСО «ГКБ № 25», ГБУЗ НСО «ГП № 18», ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ», ГБУЗ НСО «НРБ № 2», ГБУЗ НСО «НОКОД», ГКУ НСО «СТК и РМТБ», ГБУЗ НСО «КЦОЗСиР» направлены представления для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 13 февраля 2025 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению.