Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на профессиональное обучение в 2023 – 2024 годах
В июле 2025 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на профессиональное обучение в 2023 – 2024 годах.
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Профессиональное обучение - это вид образования, который направлен на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение проводится по программам профессиональной подготовки, переподготовки и программам повышения квалификации по профессии рабочего, должности служащего.
Нормативными правовыми актами Новосибирской области не предусмотрено полномочие органов государственной власти по организации или обеспечению получения профессионального обучения иными лицами (за исключением обучающихся с ОВЗ) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах имеющих государственную аккредитацию образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в государственных образовательных организациях Новосибирской области.
Финансирование основных программ профессионального обучения обучающихся с ОВЗ и иных лиц, обучающихся по программам профессионального обучения, Законом области № 361-ОЗ не регламентировано.
2. Порядком обеспечения получения профессионального обучения обучающимися с ОВЗ, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 10.04.2018 № 142-п, предусматривается осуществление профессионального обучения обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность только по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, адаптированным для обучения указанной категории обучающихся. При этом, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, лицам с ОВЗ (с нарушением интеллекта), не имеющими основного общего или среднего общего образования, обеспечивается получение профессионального обучения не только по программам профессиональной подготовки, а также по программе переподготовки и программе повышения квалификации.
3. В Региональный перечень государственных услуг и работ включены государственные услуги, в наименованиях которых содержится два вида образовательных программ – профессиональные образовательные программы и программы профессионального обучения, в то время как согласно Федеральному закону № 273-ФЗ программы профессионального обучения не относятся к основным профессиональным образовательным программам.
4. Объем оказываемых государственных услуг, включенный в государственные задания образовательных учреждений в 2023-2024 годах формировался в отсутствии Методики оценки прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ и не учитывал кадровую потребность рынка труда по приоритетным отраслям экономики.
5. Нормативные затраты на профессиональное обучение 1-го обучающегося устанавливаются Министерством образования НСО на основе расчетов, предоставленных подведомственными учреждениями, без проведения анализа обоснованности расходов. Корректирующие коэффициенты установлены без учета Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Кроме того, Министерством образования НСО при установлении нормативных затрат не оценивается продолжительность обучения и направления профессионального обучения (профессии), в связи с чем нормативные затраты по разным направлениям профессионального обучения в одном учреждении имеют одинаковые значения, а нормативные затраты на оказание государственной услуги по обучению одной и той же профессии значительно отличаются в разрезе учреждений.
6. Расходы на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в 2023 году составили – 32 968,6 тыс.руб., в 2024 году - 31 173,0 тыс.руб., на финансовое обеспечение затрат работодателей на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса 7 388,1 тыс.руб. в 2023 году и 7 123,4 тыс.руб. в 2024 году.
По расчетам КСП НСО на организацию профессионального обучения Министерством образования НСО направлено не менее 146,0 млн.руб. в 2023 году и не менее 170,0 млн.руб. в 2024 году.
В нарушение Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, установленного приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н, финансовое обеспечение государственного задания образовательных учреждений в 2024 году осуществлялось без учета отраслевой направленности: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации и среднее профессиональное образование.
7. Согласно сведений статистического наблюдения в Новосибирской области в 2023 году прошли обучение 42 166 чел., в 2024 году – 41 870 чел., из них за счет средств консолидированного бюджета обучились 8 423 чел. (20,0% в общей численности обучающихся) в 2023 году и 11 865 чел. (28,3%) в 2024 году.
В государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения за оказанием государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан за два года обратилось 4 594 чел., из них в 2023 году обучилось 2 278 чел., трудоустроилось 1 852 чел. (81,3% от обученных); в 2024 году обучилось 2 316 чел., трудоустроилось 1 825 чел. (78,8% от обученных). Из общего числа обученных в 2023-2024 годах в государственных учреждениях прошли обучение только 19,5% (896 чел.), остальные граждане обучались в частных образовательных учреждениях.
Численность работников предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование составила в 2023 году 258 чел. или 88,9% к плану, установленному соглашениями (290 чел.), в 2024 году - 284 чел. или 102,5% к плану, установленному соглашениями (277 чел.).
8. Государственные задания по основным программам профессионального обучения в 2024 году не выполнили 3 образовательных учреждения. Не достигли установленные значения показателей качества оказания государственных услуг по профессиональному обучению в 2023 году 4 учреждения, в 2024 году 3 учреждения. В связи с невыполнением государственного задания образовательными учреждениями в бюджет Новосибирской области были возвращены средства в общей сумме 2 761,3 тыс.руб., в том числе 207,5 тыс.руб. в 2024 году и 2 553,8 тыс.руб. в 2025 году.
9. В ходе выборочной проверки в образовательных учреждениях установлено:
- нарушение требований порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений в части сроков утверждения и наличия обязательной информации и реквизитов;
- нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, в том числе в части учета фактических расходов в разрезе оказываемых государственных услуг в рамках государственного задания;
- нарушение при начислении и списании сумм неустоек по договорам;
- за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию государственных услуг по профессиональному обучению, потребителями которых государственным заданием предусмотрены физические лица ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего, 15 чел. проходили обучение 2 и более раз в Венгеровском ЦОП и 10 чел. в Центре прикладных квалификаций;
- Центром прикладных квалификаций допускались неточности при размещении информации в ФИС ФРДО.
10. В ГП Развитие профессионального образования установлен ряд показателей (индикаторов) достижения результатов реализации программы, при этом ни один из них не характеризуют эффективность профессионального обучения в Новосибирской области.
Кроме того, показатели качества оказания государственных услуг по профессиональному обучению иных лиц (за исключением обучающихся с ОВЗ), установленные в государственных заданиях образовательных учреждений не позволяют оценить результат профессионального обучения, а именно востребованность выпускников на рынке труда.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 15 октября 2025 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению и рекомендовал Министерству образования НСО на основании выводов и предложений КСП НСО рассмотреть следующие вопросы:
- о внесении изменений в Порядок обеспечения получения профессионального обучения обучающимся с ОВЗ, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 10 апреля 2018 года № 142-п;
- о внесении изменений в Региональный перечень государственных услуг и работ, утвержденный постановлением Губернатора Новосибирской области от 15 января 2018 года № 8;
- о необходимости изменений в Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» в случае востребованности в профессиональном обучении по программам подготовки по профессиям рабочих;
- о внесении изменений в Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» в части финансирования основных программ профессионального обучения, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
В срок до 31 марта 2026 года проинформировать комитет об устранении замечаний.