Палата провела проверку использования средств, направленных на объекты капитального строительства
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в рамках реализации региональных проектов в 2022 – 2023 годах и за текущий период 2024 года.
Объектами контрольного мероприятия стали:
- Министерство строительства Новосибирской области (Минстрой НСО);
- Государственное казённое учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (ГКУ НСО «УКС»).
В результате проверки установлено.
В Новосибирской области реализуются региональные проекты (программы) по сферам действия 12-ти национальных и 48-ми федеральных проектов.
В период с 01.01.2022 года по 01.09.2024 при участии Минстроя НСО реализовывалось 9 региональных проектов в части строительства, реконструкции 156 объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и дорожного хозяйства.
В 2022 году профинансировано 11 815 млн.руб., исполнение составило 82,7 %. За счет средств областного бюджета 7 211,6 млн.руб., федерального бюджета 4 543 млн.руб., местного бюджета 60,3 млн.руб.
В 2023 году – 9 931,3 млн.руб., исполнение составило 73,3 %. За счет средств областного бюджета – 6 336 млн.руб., федерального бюджета – 3 417 млн.руб., местного бюджета – 178 млн.руб.
В 2024 году (на 01.09.) – 4 168,4 млн.руб., исполнение составило 40,4 %. За счет средств областного бюджета – 3 039,2 млн.руб., федерального бюджета – 1 037,2 млн.руб., местного бюджета – 92 млн.руб.
Темп роста фактических расходов в 2023 году составил 84,0 %, в 2024 году при полном освоении средств областного бюджета планировался на уровне 104,0 %.
С 2022 года на финансирование данных мероприятий направлено 25 915 млн.руб. Наибольший объем средств в 2022–2024 годах направлен на реализацию региональных проектов «Современная школа» (9 367,2 млн.руб.), «Спорт – норма жизни» (6 662,2 млн.руб.), «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области» (6 398,9 млн.руб.)
Наименьший уровень исполнения расходов на региональные проекты:
- «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (2022 год – 39,9 %, в 2023 году – 77,9 %);
- «Спорт – норма жизни» (в 2023 году – 56,4 %),
- «Жилье» (в 2022 году – 60,4 %),
- «Современная школа» (в 2023 году – 66,0 %);
- «Содействие занятости» (в 2022 году – 80,5 %, в 2023 году – 74,6 %);
- «Культурная среда» (в 2022 году – 76,1 %, в 2023 году – 82,7 %).
Неисполнение обусловлено несвоевременным и ненадлежащим выполнением работ, нарушениями и отступлениями от требований ПСД, несостоявшимися торгами, переносом сроков строительства, отсутствием на рынке необходимого оборудования, а также незавершением расчетов по контрактам.
По результатам конкурентных процедур наибольшее снижение цены (31,0 %) установлено при заключении контрактов на строительство фельдшерско-акушерских пунктов Татарской, Купинской, Мошковской ЦРБ в населенных пунктах Первомихайловка, Новоключи, Емельяновский.
Наибольший рост цены контрактов в период их исполнения установлен при строительстве здания врачебной амбулатории в поселках Ложок (на 114,8%) и Тулинский (на 108,4 %), многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске (107,5 %). Причиной удорожания являются уточнение стоимости строительства объекта после уточнения проектно-сметной документации и увеличение сметной стоимости строительства.
По результатам реализации региональных проектов в сентябре 2024 года в эксплуатацию введено 10 объектов образования, 65 объектов здравоохранения, 4 объекта культуры и 1 объект спорта.
В процессе реализации региональных проектов не достигнуты следующие показатели и результаты:
– по проекту «Содействие занятости» не достигнут показатель «Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет» за 2022 год;
– по проекту «Современная школа» за 2023 год не достигнуты 2 показателя: «Создание новых мест в общеобразовательных организациях», «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором»;
– по проекту «Модернизации первичного звена здравоохранения» не достигнут показатель «Новое строительство (реконструкция) объектов медицинских организаций»;
– по проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» не достигнут показатель «Замена фельдшерско-акушерских пунктов».
В процессе проведения проверки осуществлены выездные мероприятия в отношении школ в селах Толмачево (Новосибирский район) и Ивановка (Баганский район), амбулатории в поселке Мичуринский (Новосибирский район), фельдшерско-акушерского пункта в деревне Киргинцево и детской школы искусств г. Купино (Купинский район).
Палатой выявлены недостатки строительно – монтажных работ, часть из которых устранена ГКУ НСО «УКС» в ходе проведения контрольного мероприятия.
Также палата отмечает значительные сроки передачи застройщику от ГКУ НСО «УКС» капитальных вложений (затрат).
По результатам проверки в адрес ГКУ НСО «УКС» направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам на заседании 15.01.2025 года рассмотрел отчет о результатах контрольного мероприятия.
Депутаты приняли информацию к сведению и поддержали предложение палаты по установлению сроков передачи застройщику по акту приема – передачи капитальных вложений (затрат), произведенных заказчиком в процессе проектирования, реконструкции, строительства объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета Новосибирской области.