Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (реконструкции) объектов государственной собственности Новосибирский области
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (реконструкции) объектов государственной собственности Новосибирский области (муниципальной собственности) в рамках реализации региональных проектов в 2022 – 2023 годах и за текущий период 2024 года. Экспертно-аналитическое мероприятие проведено совместно со Счетной палатой Российской Федерации.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия стало Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ НСО «УКС», Учреждение).
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. В 2022 – 2023 гг. и по состоянию на 30.06.2024 в рамках 6-ти региональных проектов осуществлялось строительство (реконструкция) 149 объектов, в том числе: 131 объект здравоохранения, 12 объектов образования, 4 объекта культуры и 2 объекта спорта.
По состоянию на 30.06.2024 завершено строительство (реконструкция) 76 объектов, из них 67 объектов здравоохранения, 5 объектов образования, 2 объекта культуры и 2 объекта спорта.
На строительство (реконструкцию) объектов в рамках государственных (муниципальных) контрактов было направлено 37 074 976,2 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 14 704 800,8 тыс.руб., областного бюджета - 22 041 754,3 тыс.руб., местных бюджетов - 328 421,5 тыс.руб.
2. В ходе анализа осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (реконструкции) объектов здравоохранения установлено:
2.1. Строительство (реконструкция) и оснащение объектов здравоохранения в проверяемый период осуществлялось в рамках реализации двух региональных проектов: РП «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (за счет средств областного бюджета) и РП «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области» (за счет средств областного и федерального бюджетов).
2.2. В соглашение, заключенное между Правительством Новосибирской области и Министерством здравоохранения РФ, вносились изменения в части замены объектов. Так, объект «Реконструкция зданий поликлиники ГБУЗ НСО «Краснозерская» (ул. Ленина, 81/1, 81/3) (объем финансового обеспечения всего 122 103,9 тыс.руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета 115 736,7 тыс.руб.) был исключен в связи с рисками недостижения результата использования субсидии. В настоящее время объект не закончен. Вместо указанного объекта включено строительство 6 фельдшерско-акушерских пунктов (объем финансового обеспечения всего 112 199,3 тыс.руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета 106 348,5 тыс.руб.), которые в 2023 году введены в эксплуатацию.
2.3. Уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, согласно соглашению, составил 94,79% по всем объектам капитального строительства. При этом уровень софинансирования (по завершенным объектам), согласно заключенным государственным контрактам на строительство, составил от 94,44% до 94,79% для фельдшерско-акушерских пунктов, от 38,20% до 48,33% для врачебных амбулаторий и поликлиники.
Разница между уровнем софинансирования, указанным в соглашении, и уровнем софинансирования, сложившемся по фактически затратам, обусловлена тем, что на момент заключения соглашения проектно-сметная документация не разработана, цена рассчитана по укрупненным нормативам.
2.4. Из 6-ти проверенных объектов здравоохранения, сроки ввода в эксплуатацию были изменены по 4 объектам, цена контракта увеличена по 5 объектам.
Основными причинами внесения изменений в существенные условия контрактов по стоимости являются: увеличение сметной стоимости в соответствии с положительными заключениями государственных экспертиз, необходимость корректировки рабочей и проектной документации; по срокам: нарушение срока выполнения работ подрядчиками, а также необходимость корректировки рабочей и проектной документации.
2.5. В 2023 году, в связи с недостижением запланированных сроков ввода в эксплуатацию трех объектов, Министерством здравоохранения НСО осуществлен возврат в федеральный бюджет субсидии на общую сумму 30 068,7 тыс.руб.
2.6. Из 6-ти проверенных объектов, по 3-м объектам контракты на строительство заключены с единственным исполнителем. Изначально контракты заключены на проектирование, строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Однако на этапе проектирования были получены положительные заключения государственных экспертиз, в соответствии с которыми сметная стоимость объектов значительно превышала стоимость работ, установленных контрактами. По инициативе подрядных организаций контракты были расторгнуты. В целях сокращения времени на проведение конкурсных процедур и соблюдения срока окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию принято решение заключить контракты с единственным исполнителем.
3. В ходе анализа осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (реконструкции) объектов культуры установлено:
3.1. Строительство (реконструкция) объектов культуры осуществлялось в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)».
3.2. В соглашение, заключенное между Правительством Новосибирской области и Министерством культуры РФ, вносились изменения в части уменьшения размера субсидии на строительство объекта «Детская школа искусств Купинского района» на сумму 21 027,1 тыс.руб. в связи с неосвоением денежных средств в 2022 году (потребовалась корректировка проектной документации).
3.3. Основными причинами внесения изменений в существенные условия контрактов по срокам и стоимости являются:
- по объекту «Детская школа искусств Купинского района» внесение изменений в проектно-сметную документацию (корректировка объемов и стоимости работ), отсутствие правоустанавливающих документов на часть нежилого здания общей площадью 149,5 кв.м и земельный участок;
- по объекту «Здание музея по ул. Советская 24, в Центральном районе» замена оборудования и материалов в связи с отсутствием их на рынке, неоднократное внесение корректировок в проектно-сметную документацию в рамках авторского надзора.
4. В ходе анализа осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (реконструкции) объектов образования установлено:
4.1. Строительство (реконструкция) объектов образования в проверяемый период осуществлялось в рамках реализации регионального проекта «Современная школа».
4.2. В соглашение, заключенное между Правительством Новосибирской области и Министерством просвещения РФ, внесены изменения в части замены формы реализации 3-х объектов с концессионной модели на модель государственного (муниципального) контракта, из которых 1 объект введен в эксплуатацию в установленные сроки (2023 год), срок ввода в эксплуатацию 2-х объектов перенесен на 2024 год.
4.3. Уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, согласно соглашению, составил от 76,0% до 96,0% по всем объектам капитального строительства. При этом уровень софинансирования (по завершенным объектам), согласно заключенным государственным контрактам на строительство, составил от 13,7% до 31,0%.
Разница между уровнем софинансирования, указанным в соглашении, и уровнем софинансирования, сложившемся по фактически затратам, обусловлена тем, что на момент заключения соглашения проектно-сметная документация не разработана, цена рассчитана по укрупненным нормативам.
4.4. Из 8-ми проверенных объектов образования, по 6-ти объектам заключены государственные (муниципальные) контракты на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, по 2-м объектам заключены муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, по ранее разработанной проектно-сметной документации.
Государственный контракт, заключенный на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Здание школы в д.п. Кудряшовский Новосибирского района», расторгнут на основании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (09.07.2024), по причине некачественно выполненных проектных работ, получением отрицательного заключения экспертизы проектной документации и невозможностью выполнения строительных работ за оставшейся период времени. При этом, согласно соглашению на предоставление субсидии из федерального бюджета и результатов РП «Современная школа», ввод данного объекта в эксплуатацию запланирован на конец 2024 года.
4.5. Из 8-ми проверенных объектов образования, сроки ввода в эксплуатацию были изменены по 4-м объектам, цена контракта увеличена по 7-ми объектам.
Основными причинами внесения изменений в существенные условия контрактов по стоимости являются: увеличение сметной стоимости в соответствии с положительными заключениями государственных экспертиз, полученными в рамках исполнения контракта; недостатки проектной документации, выявленные в ходе исполнения контракта, связанные с неучтенными в проектно-сметной документации дополнительными работами, без выполнения которых строительство и ввод в эксплуатацию объекта невозможны.
Основными причинами внесения изменений в существенные условия контрактов, влияющие на сроки ввода объекта в эксплуатацию, являются: несвоевременное предоставление исходных данных (технических условий и др.) на этапах проектирования; вынос объектов с территории строительства на этапах строительства.
Комитет Законодательного Собрания НСО по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел заключение палаты 9 октября 2024 года. По результатам рассмотрения комитет решил информацию принять к сведению.