Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение деятельности психоневрологических интернатов
В июле 2024 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в 2023 году.
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Общий порядок предоставления социального обслуживания, формы социального обслуживания и виды социальных услуг, порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг, а также полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания, определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Приказом Министерства соцразвития НСО от 23.12.2014 № 1446 утверждены стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, содержащие в том числе показатели качества предоставления социальных услуг.
2. В ведомственном подчинении Министерства соцразвития НСО находятся 6 психоневрологических интернатов, плановая мощность которых составляет 2 988 койко-мест.
Государственные задания психоневрологическим интернатам на 2023 год сформированы Министерством соцразвития НСО в пределах плановой мощности учреждений (2 894 человек). Количество незадействованных в выполнении государственных заданий мест составило 84 ед., которые предоставляются гражданам за плату (сверх государственного задания).
При этом, согласно данным программного комплекса «Территориальная информационная система «Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области» численность нуждающихся в социальных услугах психоневрологических интернатов по состоянию на 31.12.2023 - 70 чел., на 15.03.2024 - 96 чел., на 14.05.2024 - 138 чел.
3. При формировании государственных заданий психоневрологическим интернатам Министерством соцразвития НСО допущено нарушение Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п в части расчета коэффициентов платной деятельности, повлекшего неверное определение затрат на уплату налогов и завышение объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 154,6 тыс.руб. по четырем психоневрологическим интернатам.
В Министерстве соцразвития НСО отсутствует Порядок определения затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги и Методика расчета размера платы (цены, тарифа), учитываемого при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, наличие которых предусмотрено п. 15.1 и п. 24.1 Порядка № 406-п соответственно.
Кроме того, в нарушение п. 6.1 Порядка предоставления субсидий государственным учреждениям, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п, перечисление платежей, завершающих выплату субсидии, осуществлено Министерством соцразвития НСО позднее 1 декабря 2023 года.
4. Кассовые расходы психоневрологических интернатов в 2023 году составили 1 503 181,7 тыс.руб., из них: 875 424,2 тыс.руб. средства на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, 112 412,0 тыс.руб. средства субсидии на иные цели, 515 345,5 тыс.руб. средства от приносящей доход деятельности (в том числе средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
Основной объем средств приходится на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда 54,5%, на продукты питания 10,9% и на содержание имущества 9,5%.
Психоневрологическими интернатами не соблюдаются нормативы штатной численности, нормы питания и нормативы обеспечения мягким инвентарем, утвержденные Министерством соцразвития НСО в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ, что несет за собой риски невыполнения объемных и качественных показателей социальных услуг.
Штатная численность по должностям, относящимся к основному персоналу, оказывающему социальные услуги составляет менее 40% от нормативов штатной численности. Значительно ниже установленных норм питания проживающие получали: свежие овощи, фрукты, соки, кисломолочные напитки, сыры.
5. Лекарственные препараты, в том числе для лечения психических заболеваний (оказания поддерживающей терапии) и материалы, применяемые в медицинских целях, приобретались психоневрологическими интернатами как за счет средств платной деятельности (25 338,6 тыс.руб.), так и за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (14 767,9 тыс.руб.). При этом Стандартом № 1446 определено, что к социально-медицинским услугам относятся только контроль за приемом лекарств и содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями.
Проживающие в психоневрологических интернатах, относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также попадают под группу граждан и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.
Учреждения, являющиеся опекунами, не предпринимали меры по обеспечению опекаемых лекарственными препаратами для лечения психических заболеваний в льготном порядке, организуемом Министерством здравоохранения НСО.
6. В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. В ходе проверок в психоневрологических интернатах установлен ряд нарушений и недостатков:
- формы договоров на оказание платных социальных услуг (сверх государственного задания) не соответствуют Рекомендуемой форме договора, утвержденной приказом Министерством соцразвития НСО от 19.12.2014 № 1431 (разработаны учреждениями самостоятельно);
- в нарушение Федерального закона № 442-ФЗ Каменский ПНИ самостоятельно утвердил плату за стационарное обслуживание граждан, социальные услуги которым оказываются за полную оплату сверх государственного задания;
- информация о гражданах, находящихся в Учреждении на платной основе (сверх государственного задания), в ТИС СПГ не вносится, ИППСУ не составляется, группа нуждаемости не определяется;
- регистрация договоров на оказание платных услуг осуществляется в журналах произвольной формы, которые не прошнурованы, не пронумерованы. В Каменском ПНИ пять договоров на оказание платных услуг, заключенных в 2023 году, в журнале не зарегистрированы;
- акты об оказании платных услуг составлены на общую сумму без указания перечня оказанных услуг в соответствии со Стандартами № 1446. Учет социальных услуг, оказанных заказчику по договорам на оказание платных услуг (сверх государственного задания) в учреждениях не ведется;
- в нарушение п. 6 Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Новосибирской области, утвержденного приказом Министерства соцразвития НСО от 22.10.2014 № 1236, информация о стоимости социальных услуг на 2023 год (Каменский ПНИ), прейскурант на оказание платных социальных услуг на 2023 год (Завьяловский ПНИ) на сайтах учреждений не размещены;
- Каменским ПНИ не принимаются меры по своевременному списанию (перечислению) выморочного имущества в собственность РФ.
Кроме того, установлены нарушения Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части несвоевременного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (Каменский ПНИ), принятия к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, не содержащих обязательные реквизиты (Завьяловским ПНИ и Каменским ПНИ), нарушение порядка учета материальных ценностей реквизиты (Завьяловским ПНИ и Каменским ПНИ), нарушения применения контрольно-кассовой техники (Каменский ПНИ).
7. Каменский ПНИ является правообладателем 8 земельных участков общей площадью 911 393 кв.м. Находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании с 2016 года 3 земельных участка сельскохозяйственного назначения (расположены в границах микрорайонов «Близкий» и «Скандинавия» общей площадью 32 457 кв.м.) учреждением не используются.
8. Согласно сведениям отчетов о выполнении государственных заданий показатели, характеризующие объем оказания государственной услуги «Предоставления социального обслуживания в стационарной форме» выполнены на 98,2% (2 838 чел.), государственной услуге «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме» выполнены на 100,0% (4 чел.). Процент выполнения показателей, характеризующих качество государственных услуг варьируется от 95,0% до 100,0% - в пределах допустимого отклонения 5,0%.
Отчеты о выполнении государственного задания Каменского ПНИ и Завьяловского ПНИ, предоставленные в Министерство соцразвития НСО, содержат недостоверные данные в части качественного показателя «Укомплектование организации специалистами, оказывающими социальные услуги». Фактическое выполнение показателя составило: 87,0% в Каменском ПНИ, 77,3% в Завьяловском ПНИ.
По результатам контрольного мероприятия Министерству труда и социального развития Новосибирской области, ГАУССО НСО «Завьяловский психоневрологический интернат» и ГАУССО НСО «Каменский психоневрологический интернат» направлены представления для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 10 октября 2024 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению.