Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам
В июле 2024 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2023 год и текущий период 2024 года.
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Продолжается совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями как на федеральном, так и на региональном уровне. С 2019 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими. Правительством Российской Федерации установлены единые правила формирования Списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С 2021 года в Новосибирской области установлена дополнительная мера социальной поддержки граждан, которые ранее относились к категории детей-сирот в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
2. Согласно отчетным данным общий объем расходов муниципальных образований НСО на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями за 2023 год составил 4 164 378,4 тыс.руб. или 97,0% к плану (4 295 092,9 тыс.руб.), в том числе за счет субвенции на приобретение жилого помещения 3 426 294,8 тыс.руб. или 99,98% к плану (из них средства федерального бюджета 297 463,1 тыс.руб.), за счет субвенции на строительство жилых помещений – 738 128,6 тыс.руб. или 85,0% к плану. Расходы муниципальных образований на социальную выплату, предоставляемую гражданам, которые ранее относились к категории детей-сирот для приобретения в собственность жилых помещений составили 1 769 751,6 тыс.руб.
За 4 месяца 2024 года общий объем расходов муниципальных образований НСО составил 1 525 694,6 тыс.руб. или 35,5% к плану (4 292 158,7 тыс.руб.), в том числе за счет субвенции на приобретение жилого помещения 1 498 146,6 тыс.руб. или 45,8% к плану (из них средства федерального бюджета 327 094,2 тыс.руб.), за счет субвенции на строительство жилых помещений – 27 548,0 тыс.руб. или 2,7% к плану. Расходы на социальную выплату составили 831 734,8 тыс.руб.
3. В нарушение п. 3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов Министерством соцразвития НСО не утвержден административный регламент предоставления органами местного самоуправления, осуществляющими отдельные государственные полномочия, государственной услуги по предоставлению социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Новосибирской области гражданам, которые ранее относились к категории детей-сирот.
Кроме того, Министерством соцразвития НСО не внесены изменения в Административный регламент по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в части нормы площади предоставляемого жилого помещения, утвержденной Законом Новосибирской области от 06.05.2022 № 203-ОЗ.
4. По состоянию на 01.01.2023 года численность детей-сирот, включенных в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составила 7 749 чел., из них не реализовали право на получение жилого помещения – 5 398 чел.
В 2023 году обеспечено жилыми помещениями 1 176 чел. Фактически доля детей‑сирот, обеспеченных жильем, от общего числа нуждающихся в жилых помещениях детей данной категории, основания у которых уже возникли и не реализованы составила в 2023 году – 21,8% при плановом значении целевого индикатора 21,9%.
В 2024 году предусмотрено обеспечить жилыми помещениями 1 032 чел. По состоянию на 01.05.2024 исключено из Списка детей-сирот в связи с предоставлением жилых помещений (социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения) 344 чел. или 33,3% к плану.
По расчетам КСП НСО для ликвидации сложившейся очереди до 2030 года ежегодное обеспечение жилыми помещениями должно составлять не менее 1 250 чел., с необходимым объемом бюджетных средств более 5,4 млрд.руб. в год.
5. В ходе проверок деятельности органов местного самоуправления по исполнению ими отдельных государственных полномочий Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот установлено:
5.1. Нарушение сроков принятия решений о включении и исключении из Списка, предусмотренные Правилами формирования списка детей-сирот, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (Карасукский район).
5.2. Нарушение сроков принятия решений о предоставлении социальной выплаты, предусмотренные в постановлении Правительства Новосибирской области от 20.07.2021 № 284-п (Коченевский и Карасукский районы).
5.3. Нарушение сроков проведения проверок с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и оформления заключения о наличии (отсутствии) обстоятельств в год окончания срока действия договора найма специализированных жилых помещений, предусмотренные в постановлении Правительства Новосибирской области от 29.06.2015 № 238-п (Карасукский район).
5.4. Не утвержден порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, наличие которого предусмотрено ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (Карасукский район).
5.5. Включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот осуществлялось при отсутствии заключения о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, что не соответствует Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (Карасукский, Коченевский и Маслянинский районы).
5.6. В положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот не внесены изменения в части нормы предоставления площади жилого помещения, утвержденной Законом области № 203-ОЗ с 16.05.2022 (Коченевский и Маслянинский районы).
5.7. Администрациями районов не соблюдаются требования Административного регламента по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного приказом Министерства соцразвития НСО от 29.01.2015 № 583 (Карасукский, Маслянинский и Коченевский районы).
5.8. При предоставлении жилых помещений площадью менее 30 кв.м. детям-сиротам, включенным в Список до принятия Закона области № 203-ОЗ, заявления о возможности обеспечения по норме не менее 24 кв.м. не запрашивались (Карасукский район).
5.9. В договорах найма специализированных жилых помещений отсутствуют реквизиты свидетельства о государственной регистрации права, наличие которых предусмотрены Типовым договором найма, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 548 (Коченевский район).
5.10. Не обеспечено ведение реестра жилых помещений детей-сирот, предназначенного для осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими, предусмотренного приказом Министерства соцразвития НСО от 02.03.2020 № 169 (Карасукский район).
6. В результате проведения аудита в сфере закупок установлены недостатки и нарушения законодательства о закупках:
6.1. нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ:
- в Администрации Карасукского района в части перечисления денежных средств на расчетный счет продавца (ч. 13.1 ст. 34) – по двум контрактам срок нарушен на 1 день;
- в Администрации Маслянинского района в части размещения необходимой информации в реестре контрактов (ч.3 ст.103) – по одному контракту срок нарушен на 2 рабочих дня;
- в Карасукском и Маслянинском районах допущено несоблюдение требования о применении мер ответственности в случае нарушения подрядчиком условий муниципального контракта, выразившееся в не предъявлении и не начислении подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по муниципальным контрактам на общую сумму 267,4 тыс.руб. и 4,1 тыс.руб. соответственно.
6.2. В нарушение п. 2, пп. «а» п. 3 Правил списания неустоек Администрацией Карасукского района в 2024 году необоснованно списана неустойка по 2-м муниципальным контрактам на общую сумму 86,2 тыс.руб., начисленная за невыполнение 1-го этапа работ до исполнения подрядчиком обязательств по контракту в полном объеме (31.10.2024).
6.3. МКУ Коченевского района НСО «Центр закупок Коченевского района» при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке жилых помещений для детей-сирот использованы коммерческие предложения физических лиц, без возможности сопоставления с условиями планируемой закупки (техническими характеристиками товара), что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
6.4. МКУ «Центр закупок и материально-технического обеспечения Карасукского района НСО» при определении НМЦК использовались коммерческие предложения на продажу жилых помещений, находящихся на территории г. Карасука более шести месяцев без проведения актуализации ценовой информации, проведение которой предусмотрено Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
По результатам контрольного мероприятия министерству труда и социального развития Новосибирской области предложено внести изменения в Административный регламент по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений в части нормы площади предоставляемого жилого помещения, утвержденной Законом Новосибирской области от 06.05.2022 № 203-ОЗ, а также утвердить административный регламент предоставления органами местного самоуправления, осуществляющими отдельные государственные полномочия, государственной услуги по предоставлению социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Новосибирской области гражданам, которые ранее относились к категории детей-сирот.
Для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков. направлены представления в министерство труда и социального развития Новосибирской области, в Администрации Коченевского, Маслянинского и Карасукского районов Новосибирской области.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 18 сентября 2024 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению, министерству труда и социального развития Новосибирской области рекомендовано учесть замечания, изложенные в Отчете Контрольно-счетной палаты и внести изменения в Административный регламент по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в части нормы площади предоставляемого жилого помещения, а также усилить контроль за деятельностью органов местного самоуправления по исполнению ими отдельных государственных полномочий Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.