Палата провела проверку законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области»
Контрольно-счетная палата Новосибирской области (далее – палата) провела проверку законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» в 2022-2023 годах (далее – Госпрограмма).
Объектами обследования стали:
- Министерство экономического развития НСО
- Администрация Сузунского района Новосибирской области
- Администрация Маслянинского района Новосибирской области
- индивидуальные предприниматели.
В результате проверки установлено:
1. Законом области о развитии туризма определены полномочия органов государственной власти и приоритетные направления в сфере туризма.
Перечень приоритетных направлений развития туризма в Новосибирской области, установленный статьей 5 Закона области о развитии туризма не соответствует приоритетным направлениям, установленным в ст.3.2 Федерального закона об основах туристской деятельности и п.10 ст.3 Закона области о развитии туризма (социальный, сельский, детский и самодеятельный туризм). В Новосибирской области экологический туризм не отнесен к приоритетным, актуальным или перспективным видам туризма.
Реализация мер по поддержке сельского туризма отнесена к полномочиям Министерства экономического развития НСО (п.10 ст.3 Закона области о развитии туризма), фактически осуществляется Министерством сельского хозяйства НСО в рамках государственной программы в сфере развития сельского хозяйства.
2. В Новосибирской области с 2022 года с целью создания условий для реализации туристического потенциала, конкурентоспособных туристских продуктов, а также продвижения туристских продуктов на российский и зарубежный рынки реализуется ГП НСО «Развитие туризма в Новосибирской области» с объемом финансирования на 2022-2030 гг. – 1 067 026,4 тыс.руб., что значительно превышает объем государственной поддержки развития туризма за 2012-2021 гг. (122 142,6 тыс.руб.).
За два года для решения 4-х задач Госпрограммы выделено 442 796,0 тыс.руб., из них в 2022 году – 92 760,8 тыс.руб. (90,6% к плану), в 2023 году – 350 035,2 тыс.руб. (90,1%). Темп роста к 2022 году – 377,4% обусловлен привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации двух региональных проектов. Всего за счет средств областного бюджета направлено 53,0%, федерального бюджета – 46,2%, местных бюджетов – 0,8% от расходов по Госпрограмме.
3. На стимулирование развития актуальных и перспективных видов туризма (Задача 1.3) по четырем основным мероприятиям по результатам конкурсов направлено в форме субсидий юридическим (физическим) лицам 321 211,8 тыс.руб. (73,1% от общего объема бюджетных средств), муниципальным образованиям – 64 962,0 тыс.руб. (14,8%).
При исполнении мероприятий в рамках остальных трех задач Минэкономразвития НСО и ГКУ Центр регионального развития произведены закупки по 105 контрактам на сумму 53 341,8 тыс.руб. (12,1% от расходов), в том числе на: проведение исследования для определения туристического потенциала области – 9 206,0 тыс.руб.; повышение качества услуг в сфере туризма – 2 086,5 тыс.руб., повышение узнаваемости туристических продуктов – 42 049,3 тыс.руб.
4. На поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма предоставлен 31 грант на сумму 101 170,2 тыс.руб. При увеличении предельного размера гранта с 3 млн.руб. в 2022 году до 5 млн.руб. в 2023 году объем бюджетных средств на мероприятие снизился с 60 000,0 тыс.руб. до 50 000,0 тыс.руб., что на фоне роста заявленной потребности в государственной поддержке привело к сокращению количества получателей грантов в 2,2 раза и позволило удовлетворить заявки только на 18,3% (в 2022 году на 40,8%). Гранты предоставлены предпринимателям из 7 районов области, городов Новосибирска, Бердска и Карасука (не подавали заявки предприниматели из 13 районов области). Не использованы и возвращены в областной бюджет в полном объеме средства 2022 года 2 грантополучателями (6 000,0 тыс.руб.).
4.1. В нарушение Порядка предоставления грантов грантополучателем не достигнут результат реализации проекта, предусмотренный соглашением. Порядком предоставления грантов недостижение результата и показателей проекта влечет возврат полученных средств.
Контроль за достижением показателей и результатов, установленных соглашением, в нарушение Порядка предоставления грантов Министерством не осуществлялся. Согласно положениям Соглашений, заключенных в 2022-2023 гг., при недостижении получателем гранта установленных соглашением результатов предоставления гранта (иных показателей в 2022 году, характеристик в 2023 году), предусмотрено расторжение соглашений в одностороннем порядке. Соглашение с грантополучателем Министерством не расторгнуто.
4.2. В нарушение положений соглашений, заключенных в 2022 году, 3-мя грантополучателями несвоевременно представлена в Министерство отчетность по использованию средств.
4.3. Порядок предоставления грантов имеет ряд недостатков, которые могут влиять на эффективность использования бюджетных средств:
- предусмотрена возможность ежегодного предоставления гранта одному и тому же заявителю при установленном сроке реализации проекта 18 месяцев, что создает риски выделения субсидий при неосвоении в полном объеме ранее предоставленных бюджетных средств и недостижении результатов реализуемых проектов;
- при отказе получателя от средств гранта не предусмотрено их перераспределение другим заявителям, прошедшим конкурсный отбор, что приводит к неосвоению бюджетных ассигнований по мероприятию и влияет на уровень достижения показателя целевого индикатора;
- не предусмотрен контроль за соблюдением ряда установленных требований при приобретении транспортных средств, в том числе не предусмотрено представлять грантополучателем копии паспорта транспортного средства с указанием года выпуска и документов, подтверждающих постановку на учет в уполномоченных органах;
- не ограничено осуществление расходов за счет средств грантов без учета налога на добавленную стоимость, для получателей государственной поддержки, являющихся плательщиками НДС;
- не предусмотрено в формах отчетности отражение объема собственных средств, направленных на реализацию проекта, а также представление подтверждающих первичных документов (при этом Порядком предоставления грантов предусмотрено условие софинансирования проекта соискателем гранта в объеме не менее 30% от стоимости проекта за счет собственных средств), Министерством соблюдение условия не контролируется;
- с 2023 года определение результата и показателей использования средств гранта направлено только на своевременное освоение бюджетных средств и не увязано ни с критериями оценки заявок, ни с достижением экономических показателей (создание дополнительных мест размещения, дополнительных рабочих мест, прирост налоговых платежей).
5. В рамках мероприятий Госпрограммы поддержано 11 муниципальных инициатив, направленных на развитие туризма (в 2022 году - 4 при плане 5 ед., в 2023 году - 7 ед. при плане 6 ед.). Муниципальными образованиями реализовано в 2022 г. только 3, в 2023 г. – 5 проектов, так как подрядными организациями допущены нарушения сроков исполнения муниципальных контрактов, проект администрацией муниципального образования в полном объеме не реализован. На 01.05.2024 израсходовано 58 656,0 тыс.руб. (90,3% от выделенных субсидий). Не подавали заявки на участие в Госпрограмме муниципальные образования из 15 районов области.
5.1. Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям не приведен в соответствие с постановлением Правительства НСО от 03.03.2020 №40-п, в котором установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям.
5.2 Министерством в 2022-2023 гг. в нарушение Порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям при перечислении субсидий муниципальным образованиям не соблюдены условия о наличии контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (изменения в соглашения с МО в части корректировки графиков перечисления субсидий при отсутствии заключенных контрактов Министерством не вносились).
5.3 В нарушение Порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям (в ред. от 30.12.2021) информация о проведении конкурсного отбора в 2022 году размещена на сайте Министерства экономического развития НСО позднее установленного срока.
Длительность сроков проведения конкурсного отбора и заключения соглашений с муниципальными образованиями (от 95 до 98 дней – 2022 г., от 119 до 129 дней – 2023 г.) при дальнейшем определении исполнителей работ в соответствии с Законом о контрактной системе влияет на сроки реализации муниципальных проектов.
5.4 В нарушение Порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям и положений соглашений Администрациями 7 районов области допущены нарушения сроков предоставления отчетности о выполненных работах и об осуществлении расходов от 1 до 23 дней;
6. При реализованных проектах по развитию актуальных и перспективных видов туризма, в том числе обустройство экологических троп, информация своевременно не размещается в Туристском реестре Новосибирской области, а туристские реестры, размещенные на сайте Министерства, не содержат актуальных сведений.
7. В рамках регионального проекта «Развитие туристской инфраструктуры» предоставлено 7 грантов (200 617,6 тыс.руб.) для реализации инвестиционных проектов на строительство модульных некапитальных средств размещения. Получателями грантов представлены документы, подтверждающие направление собственных средств на проекты, на сумму 654 427,6 тыс.руб. (в 2023 году – 406 325,0 тыс.руб., в 2024 году – 248 102,1 тыс.руб.), при этом в Госпрограмму внебюджетные источники в указанном размере не включены. Мероприятие имеет отложенный эффект, так как фактически бюджетные средства предоставлены в конце 2023 года, завершение строительства предусмотрено в декабре 2024 года.
8. В рамках регионального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» возмещены затраты 6 туристическим организациям на сумму 19 424,0 тыс.руб. за предоставленные услуги по осуществлению туристических поездок по Новосибирской области школьников 5-9 классов по 2 428 социальным сертификатам. Недостижение целевого показателя регионального проекта и Госпрограммы (80,9% к плану, 3 000 сертификатов) обусловлено длительной разработкой и согласованием нормативных правовых актов Новосибирской области при внедрении нового механизма предоставления социальной услуги. В 2024 году расходы на мероприятия в рамках РП «Повышение доступности туристических продуктов» не запланированы. Вместе с тем, получателями государственных услуг (сертификатов на туристические поездки по области) даны положительные оценки новому направлению государственной поддержки развития туризма.
9. В нарушение Закона о контрактной системе исполнителями по 10 контрактам не своевременно выполнены работы (оказаны услуги), 5 контрактов расторгнуто. Несвоевременное исполнение (неисполнение) контрактов на размещение туристской навигации (3 925,5 тыс.руб.) привело к недостижению целевого индикатора «количество муниципальных образований НСО, на территории которых внедрена система туристской навигации».
10. В 2022-2023 гг. реализация Госпрограммы признана эффективной (в 2022 году достигнуты 7 из 11 целевых индикаторов, в 2023 году - 7 из 12 целевых индикаторов).
Показатели двух основных целевых индикаторов Госпрограммы, характеризующих развитие туристической отрасли, достигнуты:
- количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Новосибирской области - 1 301,3 тыс.чел. и 1 318,4 тыс.чел. соответственно (1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 14 место в Российской Федерации);
- объем платных услуг населению в сфере туризма – 18 014,6 млн.руб. и 16 742,7 млн.руб. (1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 11 место в Российской Федерации).
Недостижение показателя по количеству иностранных туристов, въехавших на территорию Новосибирской области, обусловлено внешеэкономическими факторами.
По данным Росстата, за 2023 год туристический поток в Новосибирскую область составил 2,7 млн. поездок, что в 1,5 раза выше уровня 2022 года (1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 10 место в Российской Федерации). По итогам 2023 года Новосибирская область также заняла 11 место в Национальном туристическом рейтинге привлекательности среди регионов России, поднявшись за 2019 – 2023 гг. в рейтинге на 5 позиций.
Вместе с тем, учитывая масштабность заявленной цели, конкурсный характер выделения средств из федерального бюджета субъектам РФ следует усилить взаимодействие между органами государственной власти Новосибирской области, с органами местного самоуправления в части развития различных видов туризма, в том числе, подготовку качественных проектов для получения государственной поддержки на федеральном уровне.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила:
Правительству Новосибирской области:
- внести изменения в Закон области от 05.07.2017 №187-ОЗ «Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области», в части приведения в соответствие приоритетных видов развития туризма и полномочий по поддержке развития сельского туризма;
- внести изменения в Порядки предоставления грантов и субсидий МО;
- рассмотреть вопрос о дальнейшем финансировании мероприятий по повышению доступности туристических продуктов для отдельных категорий граждан;
- рассмотреть вопрос о внесении в ГП НСО «Развитие туризма в Новосибирской области» отдельных мероприятий (проектов) по развитию экологического туризма.
Министерству экономического развития Новосибирской области направлено представление для устранения выявленных нарушений.