Палата провела проверку программы охраны окружающей среды
Контрольно-счетная палата Новосибирской области (далее - палата) провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей среды» в 2022 году и за 11 месяцев 2023 года.
Отчет рассмотрен на заседании Комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям 13 февраля 2023 года.
Объектами контрольного мероприятия стали Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Министерство), государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» (Природоохранная инспекция), общество с ограниченной ответственностью «Новосибгеомониторинг» (ООО «Новосибгеомониторинг»).
В результате проверки установлено:
1. В 2022 году на реализацию ГП НСО «Охрана окружающей среды» (далее – Госпрограмма) направлено 77 041,9 тыс.руб. (80,0% к плану), в том числе: за счет средств областного бюджета – 45 144,1 тыс.руб. (70,4%), федерального бюджета – 31 345,4 тыс.руб. (99,5%), местных бюджетов – 552,4 тыс.руб. (100,0%). Основной причиной недоисполнения расходов является неисполнение контрагентами обязательств по контрактам.
В 2023 году плановые расходы увеличены в 2 раза, что обусловлено включением в Госпрограмму расходов Природоохранной инспекции, которые ранее финансировались как непрограммные мероприятия, а также ростом расходов на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений за счет средств федерального бюджета. За 11 месяцев 2023 года расходы составили 122 504,2 тыс.руб. (62,8% от годовых назначений), в том числе: за счет средств областного бюджета – 95 793,9 тыс.руб. (63,8%), федерального бюджета – 24 525,7 тыс.руб. (56,6%), местных бюджетов – 2 184,6 тыс.руб. (152,4%).
2. В рамках Госпрограммы на развитие водохозяйственного комплекса направлено 61,7% от расходов (68 625,1 тыс.руб. и 54 525,2 тыс.руб.), на обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов – 29,4% (860,0 тыс.руб. и 57 789,0 тыс.руб.), на геологическое изучение участков недр местного значения – 6,7% (4 650,0 тыс.руб. и 8 680,0 тыс.руб.) и на улучшение экологической обстановки в Новосибирской области – 2,2% (2 906,8 тыс.руб. и 1 500,0 тыс.руб.).
Кроме того, с 2021 года ежегодно планируются налоговые расходы в размере 996,0 тыс.руб. Показатель налоговых расходов, отраженный в отчете по Госпрограмме (факт – 996,0 тыс.руб. или 100,0% к плану), не соответствует размеру фактически предоставленных налоговых льгот (в 2022 г – 5 808,0 тыс.руб.). При значительном превышении размера предоставленных налоговых льгот за 2021-2022 гг. плановые показатели налоговых расходов на 2023-2024 гг не корректировались.
3. За 2022 год значения 12 из 16 целевых индикаторов достигнуты, Госпрограмма признана эффективной. При этом для оценки проведения мероприятий по предупреждению подтопления (затопления) территорий области и обеспечению безопасности ГТС значения 5-ти из 7 целевых индикаторов установлены на уровне 2021 года, и не предусматривали положительных изменений в 2022 году, однако их достижение на уровне 100,0% влияет на положительную интегральную оценку эффективности Госпрограммы.
В 2022 году в охотничьих хозяйствах не удалось достигнуть плановых значений роста к уровню 2018 года численности косули и соболя (94,3% и 98,9%, при плане 120,0% и 102,9% соответственно), а также отношения фактической добычи охотничьих ресурсов (бурого медведя и косули) к установленным лимитам. Вместе с тем к концу 2023 года за счет бюджетных средств существенно обновился парк автотранспортных средств, что положительно влияет на эффективность реализации полномочий Природоохранной инспекции.
4. В 2022 году администрациями муниципальных районов и сельских поселений использовано только 63,1% от полученных межбюджетных трансфертов. В 4 муниципальных образованиях (Сузунский, Усть-Тарский, Куйбышевский, Ордынский районы) работы в 2022 году не выполнены, показатели результатов использования субсидий не достигнуты. Не исполнены контракты на сумму 11 254,4 тыс.руб., заключенные на разработку проектной документации на реконструкцию ГТС в Ордынском районе (1 800,0 тыс.руб.), а также на разработку 3 деклараций безопасности ГТС (1 154,4 тыс.руб.) в Венгеровском и Куйбышевском районах.
5. В Министерстве отсутствуют достоверные данные о количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, которые служат для расчета целевого индикатора - доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (плановый показатель предусмотрен на уровне 2021 года – 11,76% и исполнен на 100,0%). По данным Сибирского управления Ростехнадзора по состоянию на 01.01.2023, из 62 ГТС, находящихся в собственности муниципальных образований, неудовлетворительный уровень безопасности установлен по 5 ГТС (8,2%), а по 55 ГТС (88,7%) уровень безопасности не определён. Капитальному ремонту и реконструкции подлежат 3 ГТС, а о 50 ГТС (80,7%) сведения о техническом состоянии отсутствуют. Данные о неудовлетворительном техническом состоянии ГТС, находящихся в собственности Новосибирской области, после проведенного в 2022 году обследования, Министерством в Ростехнадзор не представлены.
6. По отчетным данным Министерства результаты регионального проекта «Сохранение и восстановление водных объектов», в рамках которого осуществлялась очистка озера Половинное, достигнуты (количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, составило 24,7 тыс.чел.). Вместе с тем, принято решение провести рекультивацию берега водного объекта. При этом расходы областного бюджета на корректировку проекта и выполнение работ по формированию рельефа местности озера в размере 5 800,0 тыс.руб. запланированы на 2023-2024 гг. с нарушением п.4 ст.42 Федерального закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, так как законом Новосибирской области не установлен порядок использования собственного имущества Новосибирской области (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных полномочий Российской Федерации.
7. Проект строительства берегоукрепительных сооружений в районе с. Красный Яр, разработанный в 2017 году, за 6 лет не реализован, средства федерального, областного и местного бюджетов, запланированные в размере 178 698,1 тыс.руб., не использованы, в связи с несостоявшимися торгами по определению исполнителя работ. При этом в нарушение принципа эффективности (ст.34 Бюджетного кодекса РФ) Министерством предусмотрены в 2022 году средства на корректировку стоимости проекта в размере 687,5 тыс.руб. (673,1 тыс.руб. за счет средств областного бюджета и 14,4 тыс.руб. – местного бюджета).
8. Министерством ежегодно выделяются средства областного бюджета на проведение наблюдений за подземными водами. При этом скважины опорной государственной территориальной сети Новосибирской области в количестве 65 ед. на баланс Министерства как государственное имущество не поставлены, в реестре имущества Новосибирской области не отражены. При вероятности ограничения доступа на земельный участок, собственником которого является физическое (юридическое) лицо (11 скважин) и осуществлении на территории земельного участка строительных работ, существует риск утраты работоспособности скважин.
9. В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков.
9.1 Правительством Новосибирской области не утвержден перечень планируемых к созданию (упразднению) особо охраняемых природных территорий регионального значения, предусмотренный п.5.1 ст.4 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».
9.2 В положение о Министерстве, не включен ряд полномочий, предусмотренных пп.11, 13 ст.4 Закона Новосибирской области от 13.10.2008 № 264-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды».
9.3 Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам, утвержденный приложением №5 к Госпрограмме, не учитывает норму пп.2.1 п.7 Правил распределения субсидий (утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 03.03.2020 №40-п (в ред. от 27.12.2022), согласно которой порядки должны содержать уровень софинансирования Новосибирской областью объема расходных обязательств муниципальных образований, установленный в пределах уровня софинансирования, предусматриваемого распоряжением Правительства Новосибирской области.
9.4 Министерством планирование расходов по Госпрограмме осуществлялось не на основании Перечня объектов, утвержденного Приложением №2.1 к Госпрограмме (не выполнялись мероприятия по 5 объектам из 7, включённым в Перечень на 2022 – 2023 гг., планировались средства на 4 объекта, не включенные в Перечень).
9.5 Министерством не разработаны и не утверждены в отношении подведомственных государственных бюджетных учреждений:
- порядок определения нормативных затрат на выполнение работы при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания (в нарушение п.18 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства НСО от 23.11.2015 № 406-п);
- порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (в нарушение приказа Минфина России от 31.08.2018 №186н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).
9.6 В нарушение п.4.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ ряд положений соглашений, заключенных Министерством с администрациями муниципальных районов Новосибирской области, не соответствует типовой форме, утвержденной приказом МФиНП НСО от 09.01.2020 №1-НПА.
9.7 Министерство в 2023 году осуществляло распределение субсидий с нарушением методики, установленной в Порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам, так как заявки на реализацию мероприятий, администрациями рядов районов не представлялись. В 2022 году заявки администрациями Ордынского, Колыванского и Черепановского районов представлены в Министерство позже срока, установленного в Порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам.
9.8 Министерством допущен ряд нарушений положений методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития НСО от 29.12.2017 №154 (наименование детализированных мероприятий в Плане реализации Госпрограммы расширяют цели основного мероприятия; не учтено влияние на количественный показатель дополнительно запланированных и произведенных расходов; допущены ошибки в определении плановых и фактических значений показателей целевых индикаторов; целевой индикатор не увязан с мероприятиями Задачи; скорректированный годовой отчет о реализации госпрограммы не представлен в Минэкономразвития НСО).
9.9 Природоохранной инспекцией допускались нарушения п.3 ст.9 Федерального закона о бухгалтерском учете в части своевременного отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности, что привело к недостоверным отчетным данным о выполнении государственного задания за 9 месяцев 2023 года.
9.10 В нарушение законодательства в сфере закупок допущены нарушения сроков оплаты контрактов, в том числе Министерством по 4 контрактам, администрациями районов и поселений по 11 контрактам. Исполнителями контрактов допускалось нарушение сроков исполнения обязательств по 9 контрактам.
По результатам проверки палата предложила Правительству Новосибирской области утвердить перечень планируемых к созданию (упразднению) особо охраняемых природных территорий регионального значения, предусмотренный п.5.1 ст.4 Закона области от 26.09.2005 № 325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».
Для устранения выявленных нарушений Министерству природных ресурсов палатой направлено представление, срок выполнения которого, продлен по обращению Министерства и находится на контроле палаты.