Палата провела проверку обеспеченности материально-технической базы профессиональных образовательных организаций
В декабре 2022 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций среднего и дополнительного профессионального образования в 2021 году и за 9 месяцев 2022 года.
Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали Министерство образования Новосибирской области (далее – Министерство образования НСО), ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» (далее – Бердский политехнический колледж), ГБПОУ НСО «Чулымский межрайонный аграрный лицей» (далее – Чулымский аграрный лицей), ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж питания и сервиса» (далее – Колледж питания).
В результате проверки установлено:
1. Укрепление и развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций предусматривается в рамках 2-х задач Госпрограммы: по обеспечению стабильного функционирования системы профессиональных образовательных организаций и по модернизации системы профессиональных образовательных организаций в соответствии с перспективными задачами социально-экономического развития Новосибирской области, путем реализации 6-ти мероприятий Госпрограммы.
За 2021 год и 9 месяцев 2022 года на реализацию мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций направлено всего 980 924,4 тыс.руб. или 97,2% к плановым затратам, из них 681 857,3 тыс.руб. или 91,2% - средства областного бюджета, 72 112,8 тыс.руб. или 100,0% - средства федерального бюджета, 226 954,3 тыс.руб. или 119,8% - внебюджетные средства.
Основной объем средств (60,2%) в проверяемом периоде запланирован и использован на реализацию Регионального проекта «Молодые профессионалы» - расходы составили 590 204,8 тыс.руб. (96,2% к плану).
Министерством строительства НСО на реконструкцию здания общежития ГБПОУ НСО «Доволенский аграрный колледж» направлено 194,1 тыс.руб. или 0,3% к плану (60 008,9 тыс.руб.) - оплачено инженерно-техническое обследование объекта и произведен аванс за техническое присоединение к электрическим сетям.
В Министерстве образования НСО отсутствует информация об объемах внебюджетных средств, в том числе привлеченных средств работодателей для модернизации учебно-лабораторных комплексов профессиональных образовательных организаций.
2. Согласно системы основных мероприятий Госпрограммы в рамках 3-х основных мероприятий предусматривалось создание новой инфраструктуры среднего профессионального образования, внедрение новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса путем проведения ремонтных работ, модернизации материально-технической базы учебно-лабораторного комплекса, в том числе приобретение особо ценного движимого и недвижимого имущества.
Средства на ремонт одних и тех же помещений (мастерских), а также закупка учебно-лабораторного оборудования осуществлялась в рамках нескольких основных мероприятий Госпрограммы.
Отсутствие четкого разграничений направления расходов в рамках каждого мероприятия не позволяет произвести объективную оценку эффективности реализации мероприятий.
3. Министерством образования НСО не соблюдался Порядок предоставления субсидий на иные цели: заявки на предоставление субсидий принимались при отсутствии документов обоснования. Соглашения с отдельными учреждениями на реализацию мероприятий Госпрограммы заключались с нарушением сроков, установленных Порядком. В приложениях к соглашениям нет единообразия в единицах измерения результатов предоставления субсидии.
Перечисление субсидии Министерством образования НСО осуществлялось с нарушением сроков, установленных графиками перечисления субсидий.
4. В рамках реализации РП «Молодые профессионалы» профессиональным образовательным учреждениям предоставлялись субсидии на оснащение мастерских и проведение демонстрационного экзамена в соответствии с перечнем необходимого оборудования, инструментов, расходных материалов и других предметов, необходимых для оснащения рабочего места и проведения практической подготовки, предусмотренных инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия, а также оплату услуг экспертов по проведению демонстрационного экзамена.
При этом ни в одном областном документе, регламентирующем оснащение и проведение демонстрационного экзамена нет упоминаний об инфраструктурных листах. В нормативных документах Министерства образования НСО оплата услуг экспертов не регламентирована.
Объем закупаемых материальных запасов отдельными учреждениями превышает в разы нормы, определенные инфраструктурными листами. Согласно сведениям сайта Ворлдскиллс Россия, инфраструктурные листы по разным компетенциям имеют разные сроки действия (от 1 года до 3 лет). Таким образом существуют риски невостребованности материальных запасов, не использованных во время проведения демонстрационного экзамена, в связи с изменением перечня расходных материалов и других предметов, необходимых для проведения демонстрационного экзамена при актуализации инфраструктурных листов.
5. Отчеты учреждений о достижении значений результатов предоставления субсидий составлены не корректно – содержат не результаты, а информацию о расходах. Кроме того, установлена недостоверность отчетных данных по количеству созданных мастерских и количеству приобретенного оборудования.
6. В ходе выборочных проверок в профессиональных образовательных организациях установлены нарушения:
- ведения бухгалтерского учета, в том числе в части своевременного оформления первичных учетных документов, необоснованного списания материальных запасов, определения первоначальной стоимости оборудования (Колледж питания), учета основных средств (Чулымский аграрный лицей, Бердский политехнический колледж, Колледж питания);
- законодательства о закупках, в том числе несвоевременной оплаты и поставке товаров, работ и услуг по контрактам (договорам) (Чулымский аграрный лицей, Бердский политехнический колледж, Колледж питания), отсутствия начисления неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств поставщиками (Чулымский аграрный лицей, Бердский политехнический колледж);
- Порядка учета государственного имущества в части несвоевременного направления информации в ДИЗО НСО о приобретенном оборудовании для внесения сведений в Реестр государственной собственности Новосибирской области (Чулымский аграрный лицей);
- Порядка предоставлении информации государственными учреждениями на официальном сайте www.bus.gov.ru (Чулымский аграрный лицей, Бердский политехнический колледж, Колледж питания).
- Федерального закона № 174-ФЗ в части работы Наблюдательного совета (Колледж питания).
7. В нарушение распоряжения Правительства НСО от 17.11.2020 № 525‑рп Министерством образования НСО не проведена актуализация Реестра ОСИ, размещенного на официальном сайте министерства.
8. По отчетным данным Министерства образования НСО значения 6-ти целевых индикаторов, установленные Госпрограммой, исполнены в полном объеме по 4 показателям в 2021 году, по 3 показателям за 9 месяцев 2022 года.
Согласно Порядка расчета целевых индикаторов (таблица № 2 Плана реализации Госпрограммы), источником получения данных для расчета целевых индикаторов является ведомственная информация Министерства образования НСО. При этом, для определения значений целевых индикаторов, Министерством образования НСО используется информация, предоставленная автономной некоммерческой организацией «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». Кроме того, Министерством образования НСО не соблюдается периодичность сбора информации по достижению результатов целевых индикаторов, а также методика расчета фактических значений целевых индикаторов.
По результатам контрольного мероприятия Министерству образования НСО, Бердскому политехническому колледжу, Чулымскому аграрному лицею и Колледжу питания направлены представления для принятия мер по устранению и предупреждению установленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного Собрания НСО по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел заключение палаты по результатам экспертизы на заседании, состоявшемся 8 февраля 2023 года. По результатам рассмотрения комитет предложил Министерству образования НСО рассмотреть вопрос о систематизации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области» в части укрепления и модернизации материально-технической базы образовательных организаций среднего и дополнительного профессионального образования.