13 Октября 2022
КСП Новосибирской области провела анализ реализации государственной программы «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области»
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела анализ реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области» в 2020 – 2021 годах.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство образования Новосибирской области (далее – Министерство образования Новосибирской области, Министерство).
2. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив» (далее - ГБУ Новосибирской области «АПМИ», Учреждение).
В результате анализа установлено:
1. Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о молодежной политике) определено 21 направление реализации молодежной политики. При этом часть направлений деятельности в сфере молодежной политики преимущественно связана с другими сферами государственной политики (например, социальная политика), которые направлены в интересах всех граждан независимо от их возраста. В государственной программе Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области» (далее – ГП «Развитие молодежной политики», Госпрограмма) реализуется только 14 из 21 направления молодежной политики.
Принятие комплексного документа (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи, позволит определить мероприятия, осуществляемые в рамках направлений молодежной политики, и механизм их реализации на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. В Новосибирской области в 2020 году численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составляла 547,7 тыс.чел. (удельный вес в общей численности населения 19,7%). После принятия Федерального закона о молодежной политике, увеличивающего максимальный возраст молодежи до 35 лет, численность молодежи в 2021 году составила 778,5 тыс.чел (удельный вес в общей численности населения 28,0%).
3. В 2020 году расходы на реализацию ГП «Развитие молодежной политики» исполнены в объеме 117 288,2 тыс.руб. или 100,0% к плану, в том числе за счет средств областного бюджета 108 565,0 тыс.руб. (уд.вес 92,6%), федерального бюджета – 8 723,2 тыс.руб. (уд.вес 7,4%).
В 2021 году расходы исполнены в объеме 139 443,2 тыс.руб. или 99,8% к плану, в том числе за счет средств областного бюджета 133 686,7 тыс.руб. (уд.вес 95,9%), федерального бюджета – 5 756,5 тыс.руб. (уд.вес 4,1%).
В 2020-2021 годах основной объем средств направлен на организацию и проведение мероприятий по обеспечению культурного, нравственного, духовного, интеллектуального и творческого развития молодежи – 33 331,4 тыс.руб. (уд.вес 28,4%) и 50 980,0 тыс.руб. (уд.вес 36,6%) соответственно, методическому и кадровому обеспечению молодежной политики – 22 419,4 тыс.руб. (уд.вес 19,1%) и 22 552,5 тыс.руб. (уд.вес 16,2%), а также на реализацию регионального проекта «Социальная активность» - 25 683,1 тыс.руб. (уд.вес 21,9%) и 21 104,0 тыс.руб. (уд.вес 15,1%).
4. В нарушение ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, п. 32 Порядка реализации госпрограмм (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п) Министерством образования новосибирской области не обеспечено приведение параметров Госпрограммы в соответствие с Законами об областном бюджете на 2020 год и на 2021 год в установленный срок (не позднее 31 марта текущего финансового года). Кроме того, несвоевременно вносились корректировки в План реализации Госпрограммы на 2021 год.
5. Информация об исполнении Госпрограммы за 2020 год и за 2021 год содержит недостоверные сведения о количестве проведенных мероприятий. Так, в 2020 году реализовано 317 мероприятий и 4 комплекса мероприятий (по отчетным данным - 311 мероприятий и 4 комплекса мероприятий), в 2021 году реализовано 328 мероприятий и 12 комплексов мероприятий (по отчетным данным - 325 мероприятий и 12 комплексов мероприятий).
6. Министерством образования Новосибирской области сформировано Госзадание на 2021 год для ГБУ Новосибирской области «АПМИ», являющимся исполнителем мероприятий Госпрограммы, не в соответствии с Общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, что является нарушением Порядка формирования госзадания № 406-п (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п).
Кроме того, перечислялась субсидия при наличии на лицевом счете Учреждения остатка субсидии, превышающего 5% от годовых плановых назначений, что является нарушением Порядка предоставления субсидий на выполнение государственного задания (утв. Постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п).
7. В 2020 году Министерство образования Новосибирской области предоставило ГБУ Новосибирской области «АПМИ» субсидию на иные цели на оказание услуг по обучению и проведению итоговой аттестации вожатых с оформлением сертификата, при этом учреждение не могло оказать указанные услуги, так как такая деятельность не предусмотрена его Уставом. Учреждение осуществило закупку указанных услуг у образовательных организаций. Так как у Министерства образования Новосибирской области не было учреждения, которое в соответствии с основными видами деятельности могло оказывать услуги по обучению и сертификации вожатых, то закупку следовало осуществлять Министерству образования Новосибирской области самостоятельно либо через уполномоченное казенное учреждение.
Кроме того, Министерством образования Новосибирской области субсидия на иные цели перечислена Учреждению несвоевременно.
8. Министерством образования Новосибирской области допущено нарушение Порядка предоставления субсидий на иные цели, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2021 № 43-п, в части несоответствия соглашения о предоставлении субсидии на иные цели Типовой форме соглашения, утвержденной приказом МФ и НП Новосибирской области от 13.07.2020 № 55-НПА, а также несоответствия срока предоставления отчетности об использовании субсидии.
9. Министерством образования Новосибирской области в нарушение Требований к составлению и утверждению Плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н, в Порядке составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденном приказом Министерства от 29.11.2017 № 2979, не установлен срок утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности.
10. В 2020 - 2021 годах Министерство образования Новосибирской области не осуществляло формирование и ведение регионального реестра молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в Новосибирской области, как это предусмотрено ст. 15.1. Закона области о молодежной политике. Порядок формирования и ведения регионального реестра молодежных общественных объединений утвержден Правительством Новосибирской области только в апреле 2022 года.
11. В ходе проведения выборочной проверки в ГБУ Новосибирской области «АПМИ» установлено:
11.1. Отчеты ГБУ Новосибирской области «АПМИ» о выполнении Госзадания за 2020 и за 2021 год содержат недостоверные данные (указано меньшее количество выполненных мероприятий (человек) по двум и четырем работам соответственно). Кроме того, указанные отчеты представлялись в Министерство образования Новосибирской области позже установленного срока.
11.2. Допускались единичные случаи нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части внесения изменений в существенные условия контракта (увеличен срок исполнения) при отсутствии обоснования такого изменения и решения Правительства Новосибирской области; не направления в адрес исполнителя контракта требования об уплате неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом; несвоевременного направления в Единый реестр государственных и муниципальных контрактов документов о приемке оказанной услуги по контракту.
11.3. В нарушение Требований к составлению и утверждению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н, План ФХД Учреждения на 2020 год утвержден после начала финансового года, несвоевременно осуществлялось внесение изменений в показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год.
11.4. В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru размещены позже установленного срока изменения в Устав, План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год, ряд изменений в Планы финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год; приказ Министерства образования Новосибирской области о назначении директора Учреждения.
11.5. В нарушение законодательства о бухгалтерском учете допускались нарушения в части отражения на соответствующих счетах материальных ценностей, предназначенных для награждения, а также своевременности составления первичных учетных документов. Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 574 Гражданского кодекса РФ не оформлялись договоры дарения при вручении ценных призов и подарков стоимостью свыше 3,0 тыс.руб.
12. В 2020 году из 13 целевых индикаторов по 12 индикаторам плановые значения достигнуты (процент выполнения варьируется от 101,9% до 213,0%), по индикатору «Количество реализуемых (действующих) муниципальных программ по работе с молодежью» фактическое значение составило 33 ед. (при плане – 34 ед.).
В 2021 году из 11 целевых индикаторов по 10 индикаторам плановые значения достигнуты (процент выполнения варьируется от 100,0% до 680,1%), не достигнуто плановое значение целевого индикатора «Доля выполненных видов работ по ремонту и реконструкции имущественного комплекса учреждения» - факт 11,1% (при плане 16,7%).
Целевой индикатор «Численность молодых людей, проинформированных о деятельности в сфере молодежной политики Новосибирской области в рамках реализации Госпрограммы» не отвечает требованию достоверности, установленному п. 20 Методических указаний Министерства экономического развития Новосибирской области (утв. приказом от 29.12.2017 № 154), так как способ сбора и обработки исходной информации не допускает возможности проверки точности полученных данных. В 2021 году значение целевого индикатора составило 751 561 чел. или 680,1% к плану (110 500 человек).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия палата предложила Министерству образования Новосибирской области разработать комплексный документ (стратегия, концепция, программа, проект), включающий все приоритеты, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политики в различных сферах деятельности в отношении молодежи.
В целях устранения и предупреждения выявленных палатой нарушений и недостатков представление направлено в Министерство образования Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел заключение палаты 12 октября 2022 года. По результатам рассмотрения принято решение рекомендовать министерству образования Новосибирской области совместно с министерством физической культуры и спорта Новосибирской области и министерством региональной политики Новосибирской области рассмотреть вопрос о принятии комплексного документа (стратегии, концепции, программы, проекта), включающего все приоритеты, цели, задачи направления, ожидаемые результаты (целевые индикаторы, показатели) государственной политик в различных сферах деятельности в отношении молодежи.