КСП Новосибирской области провела обследование использования средств бюджета, направленных на организацию бесплатного горячего питания учащихся
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области было завершено обследование использования средств областного бюджета, направленных на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, в 2020 и 2021 годах. Заключение направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия стало министерство образования Новосибирской области (далее - Министерство, Министерство образования НСО).
В результате обследования установлено:
1. В соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с сентября 2020 года обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях подготовки пищеблоков к обеспечению 100% охвата бесплатным горячим питанием обучающихся 1-4 классов проводились работы по ремонту пищеблоков, а также приобреталось необходимое оборудование и инвентарь в соответствии с требованиями санитарного законодательства. На начало нового учебного 2020/2021 года во всех 933 общеобразовательных учреждениях Новосибирской области на 964 объектах организовано горячее питание, из них столовых, работающих на продовольственном сырье 613 ед. или 63,6% от общего количества объектов, столовых работающих на полуфабрикатах 322 ед. или 33,4%, буфетов-раздаточных 29 ед. или 3,0%.
2. В принцип расчета объема субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, заложены составляющие, установленные Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно численность учащихся представлена в разбивке на 1-е и 2-4 классы, с использованием установленного количества учебных дней для обучающихся в 1-4 классах по 5-ти и 6-ти дневной неделе. При этом, Порядками предоставления субсидий на организацию бесплатного горячего питания обучающихся в областных и муниципальных общеобразовательных организациях не установлен источник информации о количестве обучающихся 1-4 классов и дата, на которую принимается численность.
Стоимость питания на одного обучающегося по образовательным программам начального общего образования в государственных общеобразовательных организациях Новосибирской области установлена постановлением Правительства Новосибирской области от 21.09.2020 № 406-п из расчета 62,20 руб. в день, в дни фактического посещения ими общеобразовательной организации (с 21.02.2022 предусмотрено увеличение норматива расходов на 1 обучающегося в день до 66,50 руб.).
Администрациями муниципальных районов и городских округов стоимостные нормативы на обеспечение горячим бесплатным питанием на 1 обучающегося установлены в размере от 63,08 руб. до 65,5 руб. В нормативных правовых актах муниципальных образований области указана разная кратность обеспечения бесплатным горячим питанием в день – не менее 1 раза в день (Куйбышевский район), 1 раз в день (Здвинский, Карасукский, Купинский, Сузунский районы и др.), 2 раза (Кочковский район), или не указывалась кратность питания (Доволенский, Колыванский, Коченевский районы).
3. Согласно отчетным данным в 2020 и 2021 годах на организацию бесплатного горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях направлено 1 902 853,0 тыс.руб. или 69,7% к плану, из них средства федерального бюджета – 1 421 023,7 тыс.руб., средства областного бюджета – 401 519,3 тыс.руб., средства местных бюджетов – 80 309,9 тыс.руб.
Отчеты муниципальных образований и Министерства образования НСО об использовании средств субсидии на организацию бесплатного горячего питания содержат недостоверные данные об остатках средств областного бюджета (отклонение 516,5 тыс.руб., в том числе 402,8 тыс.руб. средства федерального бюджета).
Средняя стоимость питания на 1 обучающегося, обеспечивающегося бесплатным горячим питанием, согласно расчетам КСП НСО (без учета фактической посещаемости), в 2020 году составила 50,4 руб., в 2021 году – 51,1 руб.
КСП НСО отмечает, что отчетами не предусматривается наличие информации о фактических днях посещения обучающимися общеобразовательной организации. В связи с чем установить фактическую стоимость горячего питания на 1 обучающегося начальных классов в день не предоставляется возможным.
4. Закон области о регулировании отношений в сфере образования № 361‑ОЗ и Закон области о поддержке многодетных семей № 533-ОЗ предусматривают организацию льготного питания детей из многодетных и малоимущих семей, организацию бесплатного питания обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и бесплатным двухразовым питанием – обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях Новосибирской области. В указанные законы, а также в Закон области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных организаций (Закон области от 02.04.2014 № 424-ОЗ) и в Порядки организации льготного питания (Постановления Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 № 81-п и от 13.07.2015 № 251-п) не внесены изменения с учетом нормы, установленной статьей 37 Федерального закона об образовании об обеспечении бесплатным горячим питанием обучающихся начальных классов.
Постановлением № 253-п о соцподдержке отдельных категорий обучающихся установлены нормативы обеспечения бесплатным питанием детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с выделением обучающихся 1-4 классов в разрезе возрастов: от 7 до 10 лет включительно и от 11 лет и старше, часть расходов по которым производится за счет средств на обеспечение горячим бесплатным питанием, то есть обучающиеся указанных категорий обеспечены бесплатным горячим питанием в соответствии с нормой, установленной ст. 37 Федерального закона об образовании об обеспечении бесплатным горячим питанием обучающихся начальных классов. При этом Методика расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях (утверждена законом Новосибирской области от 02.04.2014 № 424-ОЗ) предусматривает распределение количества обучающихся и соответствующих нормативов только по возрасту обучающихся, без деления на обучающихся 1–4 классов и 5‑11 классов.
5. В нарушение п.8 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам (приложение № 23 к ГП «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области») Соглашения о предоставлении субсидии не соответствуют утвержденной Типовой форме в части отсутствия ряда условий предоставления и расходования субсидии, в том числе: целевое использование субсидии и условия сокращения объема субсидии. Также отсутствуют пункты об ответственности за нецелевое использование субсидии, об осуществлении органами государственного финансового контроля Новосибирской области контроля за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидий, о возврате средств субсидии при несоблюдении уровня софинансирования расходных обязательств муниципального образования и порядок возврата субсидии в случае ее нецелевого использования, предусмотренные Правилами предоставления субсидий (постановление Правительства области от 03.03.2020 № 40-п).
6. В 2021 году у 31 муниципального образования объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на софинансирование реализации мероприятия по организации бесплатного горячего питания, был предусмотрен в размере ниже 5% от суммы, направляемой на реализацию мероприятия за счет средств областного бюджета, при этом Министерством образования НСО размер субсидии, предоставляемой местному бюджету, не был сокращен, что является нарушением п.12 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам.
7. Министерством образования НСО при расчетах объемов субвенций муниципальным образованиям на 2021 год, в ряде случаев норматив обеспечения бесплатным питанием детей с ОВЗ и детей-инвалидов не корректировался на средства, предусмотренные на горячее бесплатное питание.
8. В нарушение пп. 4 п. 3 Условий предоставления и расходования субсидий по модернизации образования (Приложение №3 к постановлению Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 №576-п) Министерством предоставлялись субсидии муниципальным образованиям на проведение ремонтных работ в пищеблоках общеобразовательных учреждений до предоставления документов о выполненных работах.
9. В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетных органов муниципальных образований Новосибирской области по вопросам организации бесплатного горячего питания установлены нарушения Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания (отсутствие ежедневного меню, несоответствие фактического рациона питания, утвержденному меню, приготовление блюд с нарушением технологических карт, рецептурных сборников, несоответствие массы блюд нормам, утвержденным СанПин и другое), необоснованное списание продуктов питания, отсутствие учета фактического посещения столовой учащимися, получающими бесплатное горячее питание, а также раздельного учета целевых средств.
По данным Управления Роспотребнадзора по НСО в 2020 и 2021 годах основными нарушениями в организации школьного питания являлись: нарушения режимных вопросов работы пищеблока; несоответствие качества готовых блюд требованиям, в том числе по массе блюд; несоответствие фактического рациона питания утвержденному и согласованному меню.
10. Согласно отчета о реализации ГП Развитие образования фактическое значение целевого индикатора «Доля обучающихся, получающих начальное общее образование в общеобразовательных организациях, обеспеченных бесплатным горячим питанием, от общего числа обучающихся, получающих начальное общее образование» за 2020 год и 2021 год составило 100,0%, при этом по данным Управления Роспотребнадзора по НСО в 2021 году охват горячим питанием учащихся начальных классов составил 99,5% (в 2020 году 99,97%), не получают организованное горячее питание 741 обучающийся начальной школы, в связи с нахождением на домашнем обучении.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Правительству Новосибирской области и министерству образования Новосибирской области в связи с вступлением в силу с 01.09.2020 изменений ст.37 «Организация питания обучающихся» Федерального закона об образовании было предложено:
- подготовить изменения в Законы области, определяющие меры социальной поддержки отдельных категорий обучающихся, в Закон области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных организаций;
- внести изменения в Порядки организации льготного питания (постановление Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 № 81-п, постановление Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 № 251-п);
- в Порядке обеспечения питанием № 406-п рассмотреть возможность использования экономии средств субсидии на организацию горячего питания на обеспечение повышения качества и наполнения предоставляемого рациона питания и/или увеличения кратности предоставления бесплатного горячего питания обучающимся 1-4 классов.
Министерству образования Новосибирской области направлено представление для принятия мер по устранению и предупреждению установленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного Собрания НСО по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел заключение палаты по результатам обследования на заседании, состоявшемся 14 сентября 2022 года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению.