29 Января 2018
Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам аудита эффективности использования государственных средств, направленных на государственную поддержку сельскохозяйственного производства на территории Новосибирской области в 2014-2016 годах, рассмотрено коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (Минсельхоз НСО, Министерство, МСХ НСО).
2. Закрытое акционерное общество «Приобское» (ЗАО «Приобское», Новосибирский район Новосибирской области).
3. Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Ишметова М.В.
4. Закрытое акционерное общество СХП «Ярковское» (ЗАО СХП «Ярковское», Новосибирский район Новосибирской области).
В результате аудита установлено:
1. В проверяемом периоде цели, принципы, субъекты и направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области определены действующим Законом Новосибирской области от 08.12.2006 №61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», и принятым в соответствии с ним Постановлении администрации области от 23.03.2009 №121-па.
1.1. Подходы к оказанию господдержки на федеральном и областном уровнях в части установления направлений, размера компенсации затрат и порядка ее выделения, различны, что привело к неоднозначности соблюдения установленного на областном уровне норматива компенсации затрат сельхозтоваропроизводителя в случаях софинансирования расходов одновременно из двух бюджетных источников.
В региональном законодательстве были установлены дополнительные условия для получения государственной поддержки за счет средств областного бюджета (требование отсутствия задолженности по налогам, страховым взносам и заработной плате), а также расширен круг получателей, так как имели место расхождения в нормативных правовых актах федерального и областного уровня при определении понятия «получатель государственной поддержки».
1.2. С 2017 года на федеральном уровне одновременно ужесточаются требования и к получателям господдержки, и к бюджетам субъектов, получающих субсидии, по соблюдению нормативов софинансирования расходов.
Изменение условий софинансирования потребует приведения в соответствие с правилами, установленными на федеральном уровне, условий и нормативов государственной поддержки по направлениям, софинансируемым из двух источников (областного и федерального уровня), в нормативных правовых актах Новосибирской области, регламентирующих направления и порядок предоставления субсидий. На момент проверки соответствующие изменения не внесены.
1.3. С 2014 года на уровне Правительства НСО, Законодательного Собрания области с привлечением профессиональных сообществ активно обсуждался вопрос о внесении изменений в Закон №61-ОЗ. На 19-ой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области 23.03.2017 в первом чтении в указанный закон приняты изменения, согласно которым оптимизируются меры государственной поддержки и исключается излишняя детализация расходов внутри направлений господдержки. Также устраняется отличный от федерального подход к определению сельхозтоваропроизводителя – получателя государственной поддержки, и закрепляется норма о предоставлении государственной поддержки субъектам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Новосибирской области.
Кроме того, исключен ряд положений Закона №61-ОЗ, которые либо устарели в силу изменений бюджетного законодательства (ч.4,5 ст.18 Закона №61-ОЗ в части срока принятия порядков предоставления субсидий и порядка финансирования и перераспределения расходов), либо на протяжении ряда лет не исполнялись. Однако в 2017 году изменения в Закон №61-ОЗ не приняты.
2. В 2014 году средства федерального бюджета на развитие сельского хозяйства выделялись при реализации мероприятий Федеральной программы, а средства областного бюджета направлены в рамках 8-ми ВЦП. С 2015 года все расходы на поддержку АПК (исключая расходы на содержание аппаратов управлений) направляются в рамках утвержденной постановлением Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Госпрограмма не содержит распределения объемов финансирования между ее мероприятиями, которое утверждается Минсельхозом НСО в плане реализации Госпрограммы на соответствующий год. Перечень основных мероприятий, предусмотренных в Госпрограмме, не совпадает с целевыми статьями расходов на реализацию Госпрограммы, предусмотренными в законах об областном бюджете.
В ходе проведения внешних проверок исполнения бюджета Новосибирской области были установлены нарушения и недостатки в части несвоевременного внесения изменений в паспорт Госпрограммы и план ее реализации и размещения изменений на официальном сайте Минсельхоза НСО. С 2017 года указанные нарушения устранены.
3. За 2014-2016 гг. на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (без учета расходов на содержание аппаратов управления) выделено 13 821 202,0 тыс.руб., или 4,0% в расходах областного бюджета (4,0%, 3,9%, 4,2% соответственно, в 2013 году – 3,8%), в том числе Минсельхозу НСО – 12 820 372,2 тыс.руб. (92,8%), Управлению ветеринарии на содержание подведомственных учреждений и мероприятия в сфере обеспечения ветеринарной безопасности – 1 000 829,8 тыс.руб. (7,2%).
3.1. Исполнение плановых назначений за три года сложилось в среднем на уровне 92,9% (103,0%, 87,0%, 90,5% соответственно). Темп роста расходов к предыдущему периоду составил – 102,3%, 102,1%, 110,4% соответственно, что в целом выше уровня роста расходов бюджета Новосибирской области (97,2%, 102,9%, 104,1%).
3.2. Перечисление средств федерального бюджета в бюджет области в 2014-2015 гг. осуществлялось неравномерно. В 2015 году Новосибирская область вошла в число субъектов Российской Федерации с наиболее низким процентом доведения средств федерального бюджета до сельхозпроизводителей (77%). В 2016 году субсидии федерального бюджета были освоены на 99,1% (по РФ в целом 98,7%, по СФО – 99,0%), что свидетельствует о проведенной Минсельхозом НСО в этом направлении работе. Вместе с тем, несовершенство сложившейся системы планирования господдержки АПК на федеральном уровне не позволяло региону формировать внятную региональную аграрную политику на этапе планирования областного бюджета.
4. Непосредственно сельхозтоваропроизводителям в форме субсидий и грантов в 2014-2016 гг. направлено 12 470 832,0 тыс.руб. или 90,2% от расходов на поддержку АПК, из них средства федерального бюджета 6 540 907,4 тыс.руб. (52,4%), средства областного бюджета 5 929 924,6 тыс.руб. (47,6%).
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства (без расходов на ветеринарию) осуществлялась по 41-му направлению, из них по 30‑ти направлениям расходы софинансировались из федерального бюджета, а по 11 – только за счет средств областного бюджета.
4.1. Доля средств федерального бюджета на софинансирование расходов бюджета Новосибирской области снизилась с 61,1% в 2013 году до 44,2% в 2016 году, что связано с опережающим ростом расходов за счет средств областного бюджета в 2014 и 2016 годах. Уровень софинансирования расходов из федерального бюджета за указанный период по направлениям, финансируемым из двух источников, составил 67,6%, 74,9% и 73,4%.
Значительная часть субсидий (72,8%), финансируемых из двух источников, выделена по 3-м направлениям: субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам – 3 532 771,6 тыс.руб.; проведение комплекса агротехнологических работ – 2 595 349,2 тыс.руб.; возмещение части затрат на 1 кг отгруженного на собственную переработку молока – 1 065 016,1 тыс.руб.
4.2. Большая часть средств областного бюджета направлялась на финансирование расходов по направлениям, установленным только на областном уровне – 3 736 252,9 тыс.руб. или 59,5% от общей суммы выделенных субсидий, на расходы, софинансируемые из федерального бюджета, направлено 2 543 212,5 тыс.руб. или 40,5%.
Основной объем (85,0%) выделен на компенсацию затрат на приобретение технических средств и оборудования – 3 168 104,1 тыс.руб., по остальным направлениям – от 16 441,2 тыс.руб. (на семена кукурузы) до 184 077,0 тыс.руб. (на проведение ярмарок, конкурсов).
5. В 2016 году резко сокращены плановые объемы финансирования поддержки отрасли льноводства – с 17 500,0 тыс.руб. до 1 900,0 тыс.руб., что связано с введением процедуры конкурсного производства в организациях, которые являлись основными получателями господдержки (ЗАО «Обской лен», ЗАО АПК «Гусельниковское» и ЗАО АПК «Маслянинский лен»). Отсутствие обязательств со стороны получателей субсидий по достижению показателей эффективности при наличии негативных результатов их экономической деятельности привело к неэффективному использованию ранее выделенных бюджетных средств в общей сумме 24 904,7 тыс.руб.
Дальнейшее участие Новосибирской области в Федеральной госпрограмме по данному направлению в настоящее время не планируется, вместе с тем, продукция льноводства остается востребованным товаром на региональном и общероссийском рынках.
6. В ходе аудита и ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлены нарушения и недостатки, часть из которых на момент окончания мероприятия устранена. Вместе с тем, требуют принятия мер следующие выявленные нарушения и недостатки, допущенные Минсельхозом НСО:
6.1. В 2014-2016 гг. ведение журнала регистрации заявлений о предоставлении господдержки не в полной мере соответствовала принятым нормативным правовым документам. Неполная информация в журнале регистрации о количестве представивших документы на получение субсидий заявителей и не получивших господдержку (в связи с отсутствием лимитов либо по другим основаниям), отсутствие у них уведомления о принятом по их заявлению решении, непрозрачность очередности оказания поддержки нарушают принцип равной доступности государственной поддержки, установленный ст.3 Закона №61-ОЗ.
6.2. В нарушение п.7 Приложения к Положению о порядке предоставления субсидий, утвержденному постановлением Правительства области от 02.02.2015 №37-п, предоставлялись субсидии сверх предельного объема господдержки (10,0 млн.руб. на одного субъекта в течение одного финансового года) на общую сумму 14 392,3 тыс.руб. 5-ти организациям.
6.3. В нарушение п.6 и п.12 Положения о порядке предоставления субсидий, утвержденного Приложением №2 к постановлению Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п, при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств не выплачены субсидии на компенсацию части затрат на приобретение технических средств и оборудования 37-ми организациям, имеющим право на получение субсидий, на общую сумму 48 628,0 тыс.руб., из них в составе кредиторской задолженности на 01.01.2017 отражено только 4 650,9 тыс.руб.
6.4. Контроль за достоверностью сведений, представленных в актах выполненных работ на закладку и уход за многолетними насаждениями и раскорчевку садов, отсутствует, первичные документы, подтверждающие фактически произведенные затраты, получателями субсидий не представляются. Привлечение некоммерческого союза «Новосибирскплодопром» и управлений сельского хозяйства муниципальных районов для контроля произведенных расходов, подлежащих компенсации, не привело к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Всеми проверенными организациями, получившими субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, в нарушение п.3 Порядка предоставления субсидий за счет федерального бюджета и п.4 Постановления №121-п, предъявлялись к субсидированию затраты, которые на момент заявления не были произведены. В результате за счет средств федерального и областного бюджетов фактически были проавансированы работы, при этом господдержка носит компенсационный характер.
7. Реализация Минсельхозом НСО программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия повлекла достижение в 2014 году 3-х из 7-ми основных целевых индикаторов, в 2015 – 8-ми из 12-ти и в 2016 – 7-ми из 13-ти.
Однако при несоблюдении запланированных темпов в целом наблюдается положительная динамика по ряду важнейших индикаторов: индексы производства продукции растениеводства и животноводства, высокопроизводительных рабочих мест, наблюдается рост посевных площадей. Увеличились объемы налоговых отчислений сельхозтоваропроизводителей в 2016 году (более чем в 2,4 раза к уровню 2013 года).
Требует усиленного внимания со стороны органов власти привлечение инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, а также развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса (только 7,8% от числа молодых специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях для АПК, принято на работу в сельхозорганизации).
8. Недостижение целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета повлекло на основании пп.16-18 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 №999 предъявление Минсельхозом РФ штрафы Правительству Новосибирской области за недостигнутые показатели 2015 года – в размере 92 323,0 тыс.руб., 2016 года – 2 092,5 тыс.руб. которые оплачены в федеральный бюджет в полном объеме.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области продолжить работу по принятию изменений в Закон Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» от 08.12.2006 №61-ОЗ.
2. Правительству Новосибирской области:
- с целью координации усилий региональных органов власти по решению проблем экспорта сельскохозяйственной продукции предусмотреть участие Министерства сельского хозяйства Новосибирской области в мероприятиях по поддержке внешнеэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций в рамках государственных программ;
- с целью развития системы страхования отраслей сельскохозяйственного производства рассмотреть проблемы в отрасли с привлечением заинтересованных сельхозтоваропроизводителей и страховых компаний, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области;
3. Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
- выйти с предложением к АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» активизировать деятельность по привлечению инвестиций в сельское хозяйство региона;
- ускорить введение в эксплуатацию системы предоставления государственной поддержки с применением информационных технологий.
- разработать план научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлено в Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведен аудит эффективности использования государственных средств, направленных на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.
Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам аудита эффективности использования государственных средств, направленных на государственную поддержку сельскохозяйственного производства на территории Новосибирской области в 2014-2016 годах, рассмотрено коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (Минсельхоз НСО, Министерство, МСХ НСО).
2. Закрытое акционерное общество «Приобское» (ЗАО «Приобское», Новосибирский район Новосибирской области).
3. Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Ишметова М.В.
4. Закрытое акционерное общество СХП «Ярковское» (ЗАО СХП «Ярковское», Новосибирский район Новосибирской области).
В результате аудита установлено:
1. В проверяемом периоде цели, принципы, субъекты и направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области определены действующим Законом Новосибирской области от 08.12.2006 №61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», и принятым в соответствии с ним Постановлении администрации области от 23.03.2009 №121-па.
1.1. Подходы к оказанию господдержки на федеральном и областном уровнях в части установления направлений, размера компенсации затрат и порядка ее выделения, различны, что привело к неоднозначности соблюдения установленного на областном уровне норматива компенсации затрат сельхозтоваропроизводителя в случаях софинансирования расходов одновременно из двух бюджетных источников.
В региональном законодательстве были установлены дополнительные условия для получения государственной поддержки за счет средств областного бюджета (требование отсутствия задолженности по налогам, страховым взносам и заработной плате), а также расширен круг получателей, так как имели место расхождения в нормативных правовых актах федерального и областного уровня при определении понятия «получатель государственной поддержки».
1.2. С 2017 года на федеральном уровне одновременно ужесточаются требования и к получателям господдержки, и к бюджетам субъектов, получающих субсидии, по соблюдению нормативов софинансирования расходов.
Изменение условий софинансирования потребует приведения в соответствие с правилами, установленными на федеральном уровне, условий и нормативов государственной поддержки по направлениям, софинансируемым из двух источников (областного и федерального уровня), в нормативных правовых актах Новосибирской области, регламентирующих направления и порядок предоставления субсидий. На момент проверки соответствующие изменения не внесены.
1.3. С 2014 года на уровне Правительства НСО, Законодательного Собрания области с привлечением профессиональных сообществ активно обсуждался вопрос о внесении изменений в Закон №61-ОЗ. На 19-ой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области 23.03.2017 в первом чтении в указанный закон приняты изменения, согласно которым оптимизируются меры государственной поддержки и исключается излишняя детализация расходов внутри направлений господдержки. Также устраняется отличный от федерального подход к определению сельхозтоваропроизводителя – получателя государственной поддержки, и закрепляется норма о предоставлении государственной поддержки субъектам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Новосибирской области.
Кроме того, исключен ряд положений Закона №61-ОЗ, которые либо устарели в силу изменений бюджетного законодательства (ч.4,5 ст.18 Закона №61-ОЗ в части срока принятия порядков предоставления субсидий и порядка финансирования и перераспределения расходов), либо на протяжении ряда лет не исполнялись. Однако в 2017 году изменения в Закон №61-ОЗ не приняты.
2. В 2014 году средства федерального бюджета на развитие сельского хозяйства выделялись при реализации мероприятий Федеральной программы, а средства областного бюджета направлены в рамках 8-ми ВЦП. С 2015 года все расходы на поддержку АПК (исключая расходы на содержание аппаратов управлений) направляются в рамках утвержденной постановлением Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Госпрограмма не содержит распределения объемов финансирования между ее мероприятиями, которое утверждается Минсельхозом НСО в плане реализации Госпрограммы на соответствующий год. Перечень основных мероприятий, предусмотренных в Госпрограмме, не совпадает с целевыми статьями расходов на реализацию Госпрограммы, предусмотренными в законах об областном бюджете.
В ходе проведения внешних проверок исполнения бюджета Новосибирской области были установлены нарушения и недостатки в части несвоевременного внесения изменений в паспорт Госпрограммы и план ее реализации и размещения изменений на официальном сайте Минсельхоза НСО. С 2017 года указанные нарушения устранены.
3. За 2014-2016 гг. на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (без учета расходов на содержание аппаратов управления) выделено 13 821 202,0 тыс.руб., или 4,0% в расходах областного бюджета (4,0%, 3,9%, 4,2% соответственно, в 2013 году – 3,8%), в том числе Минсельхозу НСО – 12 820 372,2 тыс.руб. (92,8%), Управлению ветеринарии на содержание подведомственных учреждений и мероприятия в сфере обеспечения ветеринарной безопасности – 1 000 829,8 тыс.руб. (7,2%).
3.1. Исполнение плановых назначений за три года сложилось в среднем на уровне 92,9% (103,0%, 87,0%, 90,5% соответственно). Темп роста расходов к предыдущему периоду составил – 102,3%, 102,1%, 110,4% соответственно, что в целом выше уровня роста расходов бюджета Новосибирской области (97,2%, 102,9%, 104,1%).
3.2. Перечисление средств федерального бюджета в бюджет области в 2014-2015 гг. осуществлялось неравномерно. В 2015 году Новосибирская область вошла в число субъектов Российской Федерации с наиболее низким процентом доведения средств федерального бюджета до сельхозпроизводителей (77%). В 2016 году субсидии федерального бюджета были освоены на 99,1% (по РФ в целом 98,7%, по СФО – 99,0%), что свидетельствует о проведенной Минсельхозом НСО в этом направлении работе. Вместе с тем, несовершенство сложившейся системы планирования господдержки АПК на федеральном уровне не позволяло региону формировать внятную региональную аграрную политику на этапе планирования областного бюджета.
4. Непосредственно сельхозтоваропроизводителям в форме субсидий и грантов в 2014-2016 гг. направлено 12 470 832,0 тыс.руб. или 90,2% от расходов на поддержку АПК, из них средства федерального бюджета 6 540 907,4 тыс.руб. (52,4%), средства областного бюджета 5 929 924,6 тыс.руб. (47,6%).
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства (без расходов на ветеринарию) осуществлялась по 41-му направлению, из них по 30‑ти направлениям расходы софинансировались из федерального бюджета, а по 11 – только за счет средств областного бюджета.
4.1. Доля средств федерального бюджета на софинансирование расходов бюджета Новосибирской области снизилась с 61,1% в 2013 году до 44,2% в 2016 году, что связано с опережающим ростом расходов за счет средств областного бюджета в 2014 и 2016 годах. Уровень софинансирования расходов из федерального бюджета за указанный период по направлениям, финансируемым из двух источников, составил 67,6%, 74,9% и 73,4%.
Значительная часть субсидий (72,8%), финансируемых из двух источников, выделена по 3-м направлениям: субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам – 3 532 771,6 тыс.руб.; проведение комплекса агротехнологических работ – 2 595 349,2 тыс.руб.; возмещение части затрат на 1 кг отгруженного на собственную переработку молока – 1 065 016,1 тыс.руб.
4.2. Большая часть средств областного бюджета направлялась на финансирование расходов по направлениям, установленным только на областном уровне – 3 736 252,9 тыс.руб. или 59,5% от общей суммы выделенных субсидий, на расходы, софинансируемые из федерального бюджета, направлено 2 543 212,5 тыс.руб. или 40,5%.
Основной объем (85,0%) выделен на компенсацию затрат на приобретение технических средств и оборудования – 3 168 104,1 тыс.руб., по остальным направлениям – от 16 441,2 тыс.руб. (на семена кукурузы) до 184 077,0 тыс.руб. (на проведение ярмарок, конкурсов).
5. В 2016 году резко сокращены плановые объемы финансирования поддержки отрасли льноводства – с 17 500,0 тыс.руб. до 1 900,0 тыс.руб., что связано с введением процедуры конкурсного производства в организациях, которые являлись основными получателями господдержки (ЗАО «Обской лен», ЗАО АПК «Гусельниковское» и ЗАО АПК «Маслянинский лен»). Отсутствие обязательств со стороны получателей субсидий по достижению показателей эффективности при наличии негативных результатов их экономической деятельности привело к неэффективному использованию ранее выделенных бюджетных средств в общей сумме 24 904,7 тыс.руб.
Дальнейшее участие Новосибирской области в Федеральной госпрограмме по данному направлению в настоящее время не планируется, вместе с тем, продукция льноводства остается востребованным товаром на региональном и общероссийском рынках.
6. В ходе аудита и ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлены нарушения и недостатки, часть из которых на момент окончания мероприятия устранена. Вместе с тем, требуют принятия мер следующие выявленные нарушения и недостатки, допущенные Минсельхозом НСО:
6.1. В 2014-2016 гг. ведение журнала регистрации заявлений о предоставлении господдержки не в полной мере соответствовала принятым нормативным правовым документам. Неполная информация в журнале регистрации о количестве представивших документы на получение субсидий заявителей и не получивших господдержку (в связи с отсутствием лимитов либо по другим основаниям), отсутствие у них уведомления о принятом по их заявлению решении, непрозрачность очередности оказания поддержки нарушают принцип равной доступности государственной поддержки, установленный ст.3 Закона №61-ОЗ.
6.2. В нарушение п.7 Приложения к Положению о порядке предоставления субсидий, утвержденному постановлением Правительства области от 02.02.2015 №37-п, предоставлялись субсидии сверх предельного объема господдержки (10,0 млн.руб. на одного субъекта в течение одного финансового года) на общую сумму 14 392,3 тыс.руб. 5-ти организациям.
6.3. В нарушение п.6 и п.12 Положения о порядке предоставления субсидий, утвержденного Приложением №2 к постановлению Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п, при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств не выплачены субсидии на компенсацию части затрат на приобретение технических средств и оборудования 37-ми организациям, имеющим право на получение субсидий, на общую сумму 48 628,0 тыс.руб., из них в составе кредиторской задолженности на 01.01.2017 отражено только 4 650,9 тыс.руб.
6.4. Контроль за достоверностью сведений, представленных в актах выполненных работ на закладку и уход за многолетними насаждениями и раскорчевку садов, отсутствует, первичные документы, подтверждающие фактически произведенные затраты, получателями субсидий не представляются. Привлечение некоммерческого союза «Новосибирскплодопром» и управлений сельского хозяйства муниципальных районов для контроля произведенных расходов, подлежащих компенсации, не привело к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Всеми проверенными организациями, получившими субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, в нарушение п.3 Порядка предоставления субсидий за счет федерального бюджета и п.4 Постановления №121-п, предъявлялись к субсидированию затраты, которые на момент заявления не были произведены. В результате за счет средств федерального и областного бюджетов фактически были проавансированы работы, при этом господдержка носит компенсационный характер.
7. Реализация Минсельхозом НСО программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия повлекла достижение в 2014 году 3-х из 7-ми основных целевых индикаторов, в 2015 – 8-ми из 12-ти и в 2016 – 7-ми из 13-ти.
Однако при несоблюдении запланированных темпов в целом наблюдается положительная динамика по ряду важнейших индикаторов: индексы производства продукции растениеводства и животноводства, высокопроизводительных рабочих мест, наблюдается рост посевных площадей. Увеличились объемы налоговых отчислений сельхозтоваропроизводителей в 2016 году (более чем в 2,4 раза к уровню 2013 года).
Требует усиленного внимания со стороны органов власти привлечение инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, а также развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса (только 7,8% от числа молодых специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях для АПК, принято на работу в сельхозорганизации).
8. Недостижение целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета повлекло на основании пп.16-18 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 №999 предъявление Минсельхозом РФ штрафы Правительству Новосибирской области за недостигнутые показатели 2015 года – в размере 92 323,0 тыс.руб., 2016 года – 2 092,5 тыс.руб. которые оплачены в федеральный бюджет в полном объеме.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области продолжить работу по принятию изменений в Закон Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» от 08.12.2006 №61-ОЗ.
2. Правительству Новосибирской области:
- с целью координации усилий региональных органов власти по решению проблем экспорта сельскохозяйственной продукции предусмотреть участие Министерства сельского хозяйства Новосибирской области в мероприятиях по поддержке внешнеэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций в рамках государственных программ;
- с целью развития системы страхования отраслей сельскохозяйственного производства рассмотреть проблемы в отрасли с привлечением заинтересованных сельхозтоваропроизводителей и страховых компаний, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области;
3. Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
- выйти с предложением к АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» активизировать деятельность по привлечению инвестиций в сельское хозяйство региона;
- ускорить введение в эксплуатацию системы предоставления государственной поддержки с применением информационных технологий.
- разработать план научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлено в Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.