25 Февраля 2012
Эта реформа направлена на закрепление за бюджетами всех уровней собственных доходных источников на долгосрочной основе, а также — на формирование прозрачных и обоснованных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности и создание стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. О том, каким образом оптимально реализовать эти справедливые принципы на практике, говорилось на заседании совета органов государственного и муниципального контроля НСО, прошедшем по инициативе областной Контрольно-счётной палаты (КСП).Ни одна система управления, а тем более система управления финансовыми ресурсами, не может обойтись без функции контроля, считает Елена Гончарова, председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области.
Целью и государственного, и муниципального контроля является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления объективной информацией о действительном состоянии дел. Ведь эта информация, в свою очередь, должна являться основой для принятия управленческих решений.
Если система органов государственного финансового контроля, которая включает в себя Счётную палату РФ и КСП субъектов РФ, фактически была сформирована ещё в начале 2000-х годов, то на муниципальном уровне контрольные органы, как правило, создавались в крупных региональных центрах, которые имеют большие самостоятельные бюджеты. И, безусловно, это не могло в полной мере обеспечить выполнение задач по повышению эффективности всей бюджетной системы России, так как это под силу только выстроенной единой системе внешнего финансового контроля, которая может обеспечить единство целей и принципов, а также — согласованность действий по контролю над федеральными, региональными и муниципальными средствами.
В Новосибирской области в 2006—2007 годах были созданы контрольно-счётные органы во всех городских округах и муниципальных районах, а также — в большинстве поселений. Но в основном тогда они работали на общественных началах и назывались ревизионными комиссиями.
Такая ситуация не способствовала повышению эффективности системы финансового контроля, потому что, как показывали проверки областной КСП высокодотационных муниципальных образований, контрольные органы, созданные на общественных началах, либо вообще не проводили предусмотренные законом мероприятия — прежде всего, экспертизы проектов бюджетов и отчётов об исполнении бюджетов, — либо не выявляли своевременно тех проблем, которые потом обнаруживались при проверках областной КСП.
Ещё в 2007 году КСП НСО разработала общие принципы создания системы финансового контроля в Новосибирской области. Они предусматривали создание в муниципальных образованиях контрольных финансовых органов на штатной основе. Это касалось МО первого уровня — городских округов и муниципальных районов. Также предусматривалась передача контрольных функций поселениями районным органам финансового контроля.
Это нашло отражение и в концепции развития государственно-муниципального финансового контроля, одобренной ассоциацией контрольно-счётных органов. Кроме того, в 2007 году был разработан пакет документов для реализации этих принципов на практике. Все материалы были переданы в Законодательное Собрание Новосибирской области и доведены до сведения муниципалитетов. В том же году — для оказания методической помощи муниципалитетам — КСП НСО заключила соответствующие соглашения со всеми МО. Но сам процесс создания системы муниципального финансового контроля оказался довольно длительным.
В 2009—2010 годах эти принципы организации государственно-муниципального финансового контроля были реализованы в трёх районах: Колыванском, Сузунском и Убинском. Свои полномочия по осуществлению контрольных функций районам передало 41 поселение. Затем в этом направлении началась работа и в Ордынском районе.
Вступление в силу с октября 2011 года Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и МО» законодательно закрепил принцип построения полноценной системы муниципального финансового контроля и ускорил процесс формирования муниципальных контрольно-счётных органов на территории субъектов Федерации, в частности — Новосибирской области.
К началу 2011 года штатные сотрудники контрольно-счётных органов работали в контрольно-счётных органах четырёх городских округов из пяти, в 13 районах из 30, а также — в трёх поселениях из 455. Штатная численность их, как правило, не превышала одного человека. Исключение составляли КСП г. Новосибирска, а также Ордынского и Убинского районов.
На 1 января 2012 года на профессиональной основе работали уже 25 районных органов. В остальных муниципальных районах и п. Кольцово вопросы по организации КСО должны быть рассмотрены на сессиях районных советов в ближайшее время.
Среди муниципальных поселений сохранить либо создать собственный счётный орган решили г. Барабинск, г. Куйбышев, р. п. Краснообск, р. п. Линёво, Баганский и Лозовский сельсоветы Баганского района. А решения о передаче полномочий по финансовому контролю в районы приняли уже почти 300 поселений. Более 200 из них уже заключили об этом соглашения. В трёх городских округах, 13 муниципальных районах и двух поселениях контрольно-счётные органы наделены правами юридических лиц.
Поэтому сегодня, по мнению председателя областной Контрольно-счётной палаты, процесс создания системы муниципального финансового контроля находится в активной стадии и близок к завершению. «Это — большой прогресс, — считает Елена Гончарова, — ведь мы занимаемся этим уже 10 лет. Конечно, есть ещё много вопросов, нерешённых проблем, включая и непонимание целей этой работы, которое, к сожалению, встречается порой и среди депутатов Законодательного Собрания, и в органах исполнительной власти. Но у меня нет никаких сомнений, что благодаря нашей совместной деятельности, такая система в Новосибирской области будет создана.
Счётная Палата России во главе с Сергеем Степашиным много лет ставила вопрос о том, что невозможно говорить об эффективности расходования бюджетных средств, когда бюджетный процесс разделён на три уровня. Мало того, что местное управление выведено за рамки государственного, так ещё и каждое поселение должно от начала до конца самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, начиная с планирования расходов и заканчивая контролем.
Наш опыт показывает, что профессионально работать ревизионные комиссии на общественных началах не могут. В лучшем случае они создаются из бывших налоговых инспекторов, а чаще всего — из депутатов местных советов: учителей, врачей, представителей других профессий, не имеющих экономического образования.
Мы прекрасно понимаем, что 490 МО, даже если в каждом будет по одному профессиональному аудитору, потребуют огромных финансовых средств, не говоря о проблеме подбора такого количества квалифицированных кадров. Именно поэтому мы предложили организовать структуру контрольно-счётных органов на базе муниципальных районов, которым поселения смогут передать свои контрольные полномочия. Мы, со своей стороны, будем оказывать методологическую помощь этим органам, предоставлять возможности для постоянного повышения квалификации сотрудникам контрольно-счётных органов, а также сможем постоянно аккумулировать информацию, касающуюся бюджетного процесса в МО в целом по области.
Однако все мы должны понимать, что это — не самоцель, не финал, а наоборот — только начало работы, направленной на то, чтобы сделать процесс расходования бюджетных средств эффективным, а качество управления общественными ресурсами — более прозрачным».
№7(1182) от 17.02.2012
Ирина РОГОТНЕВА
Фото Валерия ПАНОВА
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Аудиторов хватит на всех.

Эта реформа направлена на закрепление за бюджетами всех уровней собственных доходных источников на долгосрочной основе, а также — на формирование прозрачных и обоснованных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности и создание стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. О том, каким образом оптимально реализовать эти справедливые принципы на практике, говорилось на заседании совета органов государственного и муниципального контроля НСО, прошедшем по инициативе областной Контрольно-счётной палаты (КСП).Ни одна система управления, а тем более система управления финансовыми ресурсами, не может обойтись без функции контроля, считает Елена Гончарова, председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области.
Целью и государственного, и муниципального контроля является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления объективной информацией о действительном состоянии дел. Ведь эта информация, в свою очередь, должна являться основой для принятия управленческих решений.
Если система органов государственного финансового контроля, которая включает в себя Счётную палату РФ и КСП субъектов РФ, фактически была сформирована ещё в начале 2000-х годов, то на муниципальном уровне контрольные органы, как правило, создавались в крупных региональных центрах, которые имеют большие самостоятельные бюджеты. И, безусловно, это не могло в полной мере обеспечить выполнение задач по повышению эффективности всей бюджетной системы России, так как это под силу только выстроенной единой системе внешнего финансового контроля, которая может обеспечить единство целей и принципов, а также — согласованность действий по контролю над федеральными, региональными и муниципальными средствами.
В Новосибирской области в 2006—2007 годах были созданы контрольно-счётные органы во всех городских округах и муниципальных районах, а также — в большинстве поселений. Но в основном тогда они работали на общественных началах и назывались ревизионными комиссиями.
Такая ситуация не способствовала повышению эффективности системы финансового контроля, потому что, как показывали проверки областной КСП высокодотационных муниципальных образований, контрольные органы, созданные на общественных началах, либо вообще не проводили предусмотренные законом мероприятия — прежде всего, экспертизы проектов бюджетов и отчётов об исполнении бюджетов, — либо не выявляли своевременно тех проблем, которые потом обнаруживались при проверках областной КСП.
Ещё в 2007 году КСП НСО разработала общие принципы создания системы финансового контроля в Новосибирской области. Они предусматривали создание в муниципальных образованиях контрольных финансовых органов на штатной основе. Это касалось МО первого уровня — городских округов и муниципальных районов. Также предусматривалась передача контрольных функций поселениями районным органам финансового контроля.
Это нашло отражение и в концепции развития государственно-муниципального финансового контроля, одобренной ассоциацией контрольно-счётных органов. Кроме того, в 2007 году был разработан пакет документов для реализации этих принципов на практике. Все материалы были переданы в Законодательное Собрание Новосибирской области и доведены до сведения муниципалитетов. В том же году — для оказания методической помощи муниципалитетам — КСП НСО заключила соответствующие соглашения со всеми МО. Но сам процесс создания системы муниципального финансового контроля оказался довольно длительным.
В 2009—2010 годах эти принципы организации государственно-муниципального финансового контроля были реализованы в трёх районах: Колыванском, Сузунском и Убинском. Свои полномочия по осуществлению контрольных функций районам передало 41 поселение. Затем в этом направлении началась работа и в Ордынском районе.
Вступление в силу с октября 2011 года Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и МО» законодательно закрепил принцип построения полноценной системы муниципального финансового контроля и ускорил процесс формирования муниципальных контрольно-счётных органов на территории субъектов Федерации, в частности — Новосибирской области.
К началу 2011 года штатные сотрудники контрольно-счётных органов работали в контрольно-счётных органах четырёх городских округов из пяти, в 13 районах из 30, а также — в трёх поселениях из 455. Штатная численность их, как правило, не превышала одного человека. Исключение составляли КСП г. Новосибирска, а также Ордынского и Убинского районов.
На 1 января 2012 года на профессиональной основе работали уже 25 районных органов. В остальных муниципальных районах и п. Кольцово вопросы по организации КСО должны быть рассмотрены на сессиях районных советов в ближайшее время.
Среди муниципальных поселений сохранить либо создать собственный счётный орган решили г. Барабинск, г. Куйбышев, р. п. Краснообск, р. п. Линёво, Баганский и Лозовский сельсоветы Баганского района. А решения о передаче полномочий по финансовому контролю в районы приняли уже почти 300 поселений. Более 200 из них уже заключили об этом соглашения. В трёх городских округах, 13 муниципальных районах и двух поселениях контрольно-счётные органы наделены правами юридических лиц.
Поэтому сегодня, по мнению председателя областной Контрольно-счётной палаты, процесс создания системы муниципального финансового контроля находится в активной стадии и близок к завершению. «Это — большой прогресс, — считает Елена Гончарова, — ведь мы занимаемся этим уже 10 лет. Конечно, есть ещё много вопросов, нерешённых проблем, включая и непонимание целей этой работы, которое, к сожалению, встречается порой и среди депутатов Законодательного Собрания, и в органах исполнительной власти. Но у меня нет никаких сомнений, что благодаря нашей совместной деятельности, такая система в Новосибирской области будет создана.
Счётная Палата России во главе с Сергеем Степашиным много лет ставила вопрос о том, что невозможно говорить об эффективности расходования бюджетных средств, когда бюджетный процесс разделён на три уровня. Мало того, что местное управление выведено за рамки государственного, так ещё и каждое поселение должно от начала до конца самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, начиная с планирования расходов и заканчивая контролем.
Наш опыт показывает, что профессионально работать ревизионные комиссии на общественных началах не могут. В лучшем случае они создаются из бывших налоговых инспекторов, а чаще всего — из депутатов местных советов: учителей, врачей, представителей других профессий, не имеющих экономического образования.
Мы прекрасно понимаем, что 490 МО, даже если в каждом будет по одному профессиональному аудитору, потребуют огромных финансовых средств, не говоря о проблеме подбора такого количества квалифицированных кадров. Именно поэтому мы предложили организовать структуру контрольно-счётных органов на базе муниципальных районов, которым поселения смогут передать свои контрольные полномочия. Мы, со своей стороны, будем оказывать методологическую помощь этим органам, предоставлять возможности для постоянного повышения квалификации сотрудникам контрольно-счётных органов, а также сможем постоянно аккумулировать информацию, касающуюся бюджетного процесса в МО в целом по области.
Однако все мы должны понимать, что это — не самоцель, не финал, а наоборот — только начало работы, направленной на то, чтобы сделать процесс расходования бюджетных средств эффективным, а качество управления общественными ресурсами — более прозрачным».
№7(1182) от 17.02.2012
Ирина РОГОТНЕВА
Фото Валерия ПАНОВА