Газета «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области»: Ничего личного — только цифры
В поисках главного
Контрольно-счётная палата Новосибирской области ежегодно проводит десятки проверок, в том числе и по обращениям Законодательного собрания, об использовании средств регионального бюджета в рамках реализации различных областных госпрограмм. Затем на заседаниях профильных комитетов аудиторы КСП зачитывают отчёты по результатам проверок. Двумя ключевыми задачами этих исследований становятся законность использования средств и эффективность. Если с законностью в последние годы становится всё лучше, хотя отдельные мелкие недочёты и нарушения всё равно выявляются, то вопрос с эффективностью в данном контексте видится самым важным. Можно куда-то вложить сотни миллионов и даже миллиарды рублей, что-то построить, сделать и наладить, но что толку, если ожидаемый эффект от бюджетных инвестиций не достигнут. Отчёт, который на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике представил аудитор КСП Василий Круковский, был посвящён использованию средств, направленных на приобретение (модернизацию) комплексов фото- и видеофиксации (КФВФ) нарушений правил дорожного движения в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” в Новосибирской области» в 2022–2023 годах и за текущий период 2024 года. Чем хороша эта и другие проверки палаты — в них практически нет места эмоциям и различным интерпретациям. Только цифры. Но, соотнеся их с реальностью, можно сделать определённые выводы. Или, как минимум, задаться вопросами.
ЦИФРА - 1,956 млрд рублей принесли в 2023 году в бюджет (дорожный фонд) Новосибирской области комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
Плато аварийности
Уже не первый год каждое заседание транспортного комитета начинается с текущего анализа аварийности на дорогах региона. И это неслучайно, ведь, как отметил председатель комитета Валерий Ильенко, несмотря на некую положительную в 2024 году динамику по погибшим и раненым в ДТП с пострадавшими (а в статистику входят именно такие), глобальных улучшений нет уже несколько лет, а по итогам восьми месяцев количество ДТП с пострадавшими к уровню прошлого года всё равно выросло. Да, немного, всего на 0,7%, но выросло. Кроме того, как рассказал начальник отдела по подготовке оперативной информации областного ГАИ Вячеслав Анисимов, резкий рост — более чем в 3 раза — отмечен по авариям с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), проще говоря — самокатов, с пострадавшими в них людьми и детьми. Пусть самокатчики и не являются полноценными участниками дорожного движения, но это тоже тревожный сигнал. Да и сама сухая статистика Госавтоинспекции за последние пять лет — с 2019 по 2023 год — подтверждает, что регион не снижает показатели и уровень социального риска на дорогах, а скорее находится на плато аварийности. «Кривая» количества ДТП за последние пять лет выглядит так — 1 982, 2 177, 1 799, 2 184 и 2 662 аварии с пострадавшими в 2023 году. По снижению числа погибших на дорогах мы тоже продвинулись вперёд — с 274 человек в 2019-м до 281 человека в прошлом году. По раненым, как и по погибшим, небольшое снижение к уровню предыдущих лет было отмечено в 2021 году, но затем резкий скачок: 2 103 человека за год, 2 741 и 3 286 — в прошлом году. В этом году по пострадавшим и погибшим пока есть небольшое снижение к уровню 2023 года. Но в лучшем случае мы опять вернёмся назад, и новый всплеск может последовать в будущем когда угодно.
Не камерами едиными, но…
Неоднократно отмечалось, что безопасность на дорогах — это вопрос комплексный, а КФВФ — лишь один из элементов, неспособный в одиночку исправить ситуацию. Хотя, с другой стороны, одним из мотивов использования комплексов фиксации нарушений ПДД является дисциплинирование водителей и ликвидация мест концентрации ДТП, где аварии происходят чаще, чем в других местах. Но, что любопытно, за тот же самый пятилетний период выросло как число мест концентрации ДТП, так и число погибших и раненых в этих местах. Единственное исключение — опять 2021 год, когда наблюдалось незначительное уменьшение и этого показателя тоже.
В Новосибирской области, кстати, не так много КФВФ, особенно в сравнении с другими регионами России. Просто цифры: в Татарстане 4 723 единицы различных КФВФ (стационарных, мобильных, передвижных), в Москве — 3 969, в Свердловской области — 2 705. В Новосибирской области — всего 269. Число КФВФ растёт с каждым годом, на их закупку и обслуживание выделяются немалые бюджетные средства, но порядок цифр с регионами-лидерами просто несопоставим.
КОММЕНТАРИЙ Валерий ИЛЬЕНКО, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Есть какие-то отдельные улучшения в статистике дорожно-транспортных происшествий. Пьяных, например, устраивающих аварии, стало сильно меньше. Но по другим показателям идёт рост. И многие требования федеральной программы по снижению социального риска на дорогах наш регион, к сожалению, не выполняет. Всё это требует ещё более скоординированной и точечной работы, и наш комитет останется местом, где эта проблематика будет рассматриваться в первую очередь.
Не будет ошибкой предположить, что о расположении подавляющего большинства комплексов водители прекрасно знают, что, судя опять же по статистике, не делает их более дисциплинированными на дороге. Да, можно сказать, что продолжается рост автомобилизации региона, и это также влияет на число ДТП, но не такими же темпами. В 2021 году число нарушений, зафиксированных КФВФ в Новосибирской области составило 2,52 млн, или 88% от общего числа, в 2022-м — 3,4 млн (92,3%), а в прошлом году — 4,67 млн нарушений, что составило 94% от общего числа. Как отметил аудитор КСП, целевые индикаторы госпрограммы в плане процента выявленных нарушений КФВФ успешно перевыполняются. Пополняя попутно и региональный бюджет. И в целом складывается впечатление, что этого и достаточно.
— В областной госпрограмме «Безопасный город» отсутствуют показатели эффективности КФВФ, указывающие на снижение количества населения, погибшего или пострадавшего в происшествиях, сокращение экономического ущерба от происшествий, уменьшение социального риска, — подчеркнул Василий Курковский. — Таким образом, сделать вывод об эффективности установленных в Новосибирске и регионе КФВФ не представляется возможным. Мы направили предложение в правительство Новосибирской области о рассмотрении вопроса об установлении целевого индикатора, отражающего эффективность использования КФВФ.
КСТАТИ
Установленные в России КФВФ распознают 59 видов нарушений правил дорожного движения, которые попадают под административные правонарушения в области дорожного движения. В Новосибирской области под контроль КФВФ попадают всего 16 видов нарушений ПДД.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА и пресс-службы ЗС НСО