Елена Гончарова: существенных рисков в реализуемых в настоящее время муниципальных концессиях ни палата, ни депутаты не увидели
28 марта состоялась установочная встреча Счетной палаты Российской Федерации с контрольно-счетными органами, посвященная исполнению поручения Госдумы по проведению анализа реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.
На встрече выступили: аудитор СПРФ Наталья Трунова; директор Департамента аудита регионального развития и ЖКХ Михаил Ковалевич; заместитель начальника инспекции по контролю за ходом развития приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации Департамента аудита регионального развития и ЖКХ Александр Бычков; профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев.
О практическом опыте анализа концессионных соглашений рассказали: заместитель председателя КСП Челябинской области Юрий Подшивалов и аудитор СП Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Блинов.
Об анализе практики заключения и реализации концессионных соглашений в муниципальных образованиях Новосибирской области участникам встречи рассказала председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова.
В своем выступлении она отметила, что в 2022-2023 гг. палата, по поручению Законодательного Собрания НСО, провела ряд мероприятий по анализу реализации проектов государственно-частного партнерства (строительство поликлиник, инфекционной больницы, 4-го моста через Обь).
В результате было установлено существенное удорожание объектов и увеличение сроков строительства. Как следствие в разы увеличились прямые бюджетные обязательства по возмещению вложений частной стороны.
Кроме того, соглашения часто предусматривают условные бюджетные обязательства, которые могут возникнуть при наступлении неблагоприятных событий (например, недополученной выручки частной стороны из-за недостаточной загрузки объекта).
На муниципальном уровне масштаб проектов, как правило, меньше, но их количество гораздо больше, чем на областном. При этом основную часть местных бюджетов формирует финансовая помощь из областного бюджета, поэтому проблемы в муниципальных концессиях создают риски и для региона.
Поэтому КСП Новосибирской области провела анализ практики заключения и реализации концессионных соглашений и соглашений о муниципально-частном партнерстве в муниципальных образованиях.
В соответствии с федеральными законами о тепло- и водоснабжении концессионные соглашения является основным способом передачи государственных и муниципальных объектов частной стороне.
Организаций тепло- и водоснабжения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения, поэтому на областном уровне соответствующих соглашений нет.
Но поскольку тарифы на коммунальные услуги регулируются органами власти регионов, субъект Федерации в обязательном порядке должен быть третьей стороной таких концессионных соглашений.
При проведении анализа сотрудники палаты первоначально ориентировались на открытые данные. Предложения о заключении соглашений и конкурсная документация размещаются на официальном сайте для информации о торгах.
Однако в 2022 году произошел переход на новую версию сайта и в настоящее время информация о соглашениях, заключенных в прошлые годы не доступна.
В соответствии с областным законодательством ведется Государственный реестр инвестиционных проектов, в котором есть раздел с проектами ГЧП и МЧП. Но в нем есть лишь небольшой объем информации.
Основные данные содержатся в Модуле мониторинга проектов ГЧП в закрытой части ГАС Управление. Мы оперативно получили доступ к этой информсистеме, для этого оказалось достаточно быть зарегистрированными на портале Госуслуг.
В ходе анализа было установлено большое число случаев неполноты размещенной информации, несколько проектов были внесены в систему только после сверки данных с органами местного самоуправления.
В настоящее время проекты МЧП реализуются лишь в 10 из 30 муниципальных районов области. В 12 районах имеются завершенные либо планирующиеся проекты. В 8 районах практика подготовки и реализации проектов отсутствует.
Большинство проектов реализуются в форме концессионного соглашения (36 проектов из 40). В коммунальной сфере все проекты являются концессионными соглашениями.
В коммунальной сфере реализуется 23 проекта из 40. В основном это объекты теплоснабжения.
Проекты МЧП реализуются с 2007 года. В 2010 – 2022 годы в среднем ежегодно заключалось 5 соглашений.
За прошедшее время истек срок действия 10 соглашений в коммунальной сфере. Финансирование и работы по завершенным проектам, как правило, были осуществлены в установленные соглашениями сроки.
Досрочно по соглашению сторон завершены 6 проектов в коммунальной сфере. При этом финансирование и работы по расторгнутым соглашениям, как правило, были осуществлены частной стороной в установленные сроки.
По решению суда расторгнуты 2 соглашения г. Новосибирска с АО «СИБЭКО» в отношении сетей теплоснабжения. По мировому соглашению частная сторона вернула полученное муниципальное имущество и возместила в бюджет города стоимость нереализованных мероприятий.
По реализуемым в настоящее время проектам в коммунальной сфере бюджетные инвестиции предусмотрены по 12, не предусмотрены – по 11. Основные источником возмещения вложений частной стороны должна стать инвестиционная надбавка к тарифу.
По проектам с частным и бюджетным финансированием основной объем инвестиций уже осуществлен, объекты введены в эксплуатацию. Хотя есть примеры, когда частные инвестиции пока осуществлены в небольшом объеме, а бюджетные – практически в полном.
По проектам с частным финансированием основной объем частных инвестиций приходится на новое соглашение г. Новосибирска с ООО «Новосибирская теплосетевая компания». Оно заключено в феврале 2023 года и в период проведения анализа результатов его реализации еще не было. Но к концу года в городе стало видно существенное увеличение объемов работ по ремонту и замене теплотрасс.
В целом существенных рисков в реализуемых в настоящее время муниципальных концессиях ни палата, ни депутаты не увидели. Но нужно учитывать, что по федеральному законодательству к 2025 году муниципальные унитарные предприятия должны быть преобразованы или ликвидированы.
Это требование не касается неконкурентных отраслей, котором отнесено водоснабжение и водоотведение. Поэтому крупнейшее муниципальное предприятие – Горводоканал Новосибирска, преобразовывать или переводить на концессию не планируется.
Выработка тепла к естественным монополиям не отнесена. В большинстве районов области теплоснабжением занимаются муниципальные предприятия, которые необходимо преобразовывать либо передавать их имущество в концессию.
С записью и материалами встречи можно ознакомиться на Портале КСО в разделе «Видеоконференции».