КСП Новосибирской области провела анализ реализации масштабных инвестиционных проектов, проектов по созданию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
В ноябре 2022 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области был завершен анализ результативности реализации масштабных инвестиционных проектов, проектов по созданию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, для реализации которых земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов. Заключение направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
Министерство экономического развития Новосибирской области (Министерство экономического развития НСО);
Министерство строительства Новосибирской области (Министерство строительства НСО);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ НСО);
Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области (Министерство спорта НСО).
В результате анализа установлено:
1. В Новосибирской области, за период с 2016 года по 01.07.2022, в соответствии с распоряжениями Губернатора НСО принято решение о предоставлении без проведения торгов 86 земельных участков общей площадью 565,3 га. Земельные участки предоставлены 49 инвесторам для реализации 78 инвестиционных проектов. Общий объем планируемых инвестиций составил 118 965,33 млн.руб.
Проверкой документов, представленных инвесторами на соответствие установленных региональным законодательством требований, нарушений не установлено.
2. На 01.07.2022 завершено 11 проектов (14,1%), реализуются 54 проекта (69,2%), досрочно прекращены 13 проектов (16,7%). По 7 проектам продлены сроки реализации проектов. Нормативными правовыми актами Новосибирской области не установлен порядок принятия решения о продлении сроков реализации и досрочном прекращении инвестиционных проектов.
3. Реестр инвестиционных проектов, размещенный на сайте Министерства экономического развития НСО, содержит информацию о нереализуемых и досрочно прекращенных проектах, которые обозначены как завершенные (без указания причин завершения). Также в порядке ведения указанного реестра не определены уполномоченные органы, представляющие информацию об инвестиционных проектах, реализуемых со строительством жилья.
4. Длительные сроки принятия решений о предоставлении земельных участков без торгов на различных этапах, в том числе, при рассмотрении мэрией г. Новосибирска от 9 до 394 дней, на региональном уровне от 8 до 975 дней (при установленном нормативе – 72 дня) и при заключении договора аренды от 1 до 147 дней, препятствуют своевременной реализации инвестиционных проектов. В нарушение областного законодательства, утвержденного постановлениями Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 №407-п (далее ‑ Порядок №407-п) и от 16.04.2019 №138-п (далее ‑ Порядок №138-п), устанавливающего порядки рассмотрения документов на соответствие критериям, установленным Законом Новосибирской области от 01.07.2015 №583-ОЗ (далее ‑ Закон №583-ОЗ), сроки принятия решений превышают установленные нормативы по 54 проектам или 69,2% от количества проектов (уполномоченные органы: Министерство экономического развития НСО, Министерство ЖКХ НСО, Министерство строительства НСО).
Также установлены нарушения, которые, по мнению КСП НСО, могут привести к рискам увеличения сроков рассмотрения обращений потенциальных инвесторов:
- в 23 районах области не приняты порядки рассмотрения органами местного самоуправления ходатайств инвесторов о предоставлении земельных участков без проведения торгов (рекомендовано принятие в соответствии с пунктом 2 Порядка №407-п и Порядка №138-п);
- Министерством труда и социального развития Новосибирской области как уполномоченным органом не утвержден порядок подготовки заключений о возможности (невозможности) реализации проекта на земельном участке и соответствии (несоответствии) критериям, установленным Законом №583-ОЗ (в нарушение п.15 Порядка №407-п);
5. С 2016 года реализуются 32 инвестиционных проектов, без строительства жилья, под которые предоставлены земельные участки общей площадью 433 га (кадастровой стоимостью 2 558,6 млн.руб.), планируемый объем частных инвестиций – 50 200,4 млн.руб. По состоянию на 01.07.2022 завершено 3 инвестиционных проекта без строительства жилья, под которые предоставлены земельные участки общей площадью 4,4 га (кадастровой стоимостью 253,8 млн.руб.), объем частных инвестиций – 1 377,8 млн.руб. Построены Центр молекулярной визуализации, Центр фехтования в г. Новосибирске и многофункциональный спортивный центр в р.п. Краснообск, что позволило создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу.
Вместе с тем, в ТОСЭР «Линево» планировалось реализовать 9 проектов, из них 7 прекращены, в том числе, по причинам, связанным с недостаточно развитой инфраструктурой в ТОСЭР и ограниченным объемом оборотных средств организаций.
6. С целью поддержки граждан, пострадавших от действий застройщиков, на территории г. Новосибирска выделено без проведения торгов 104,5 га, кадастровой стоимостью – 5 008,8 млн.руб. для реализации 36 инвестиционных проектов для строительства 1 272,1 тыс.кв.м. жилой площади. Реализуется на 01.07.2022 в соответствии с установленными сроками 27 проектов на земельных участках площадью 83,0 га.
Общая жилая площадь построенных объектов составляет 552,8 тыс.кв.м, из них 254,3 тыс.кв.м жилой площади приходится на 6 завершенных проектов (реализованных на площади 16,5 га).
Инвесторами перечислено на завершение строительства 19 объектов, застройщики которых не исполнили свои обязательства перед гражданами, 1 520,0 млн.руб. (5 инвесторами допущено нарушение сроков перечисления денежных средств, установленных договорами аренды). На 30.09.2022 9 недостроенных ранее объектов ведено в эксплуатацию. Также инвесторами передано в собственность 177 граждан, пострадавших от действий застройщиков, жилых помещений площадью 17 357,5 кв.м.
7. С целью расселения аварийного и ветхого жилья реализуются на территории г. Новосибирска 9 проектов на земельных участках общей площадью 26,3 га кадастровой стоимостью – 1 525,7 млн.руб. Инвесторами планируется построить 272,5 тыс.кв.м жилых помещений, передать мэрии г. Новосибирска 16,3 тыс.кв.м, завершены 2 проекта ООО «ДСК КПД-Газстрой» на 3,9 га (площадь построенного жилья 41,4 тыс.кв.м).
На 01.09.2022 передано в собственность мэрии г. Новосибирска 1 012,2 кв.м жилых помещений, в установленный срок до 11.02.2023 подлежат передаче еще не менее 1 528,8 кв.м. В рамках реализованных проектов расселены мэрией г. Новосибирска из ветхого и аварийного жилья 118 человек.
8. Реализация инвестиционных проектов по строительству жилья с предоставлением земельных участков без проведения торгов является одним из механизмов оказания поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков и переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. При подготовке заключения о возможности (невозможности) реализации проекта по строительству жилья и соответствии (несоответствии) проекта критериям, установленным Законом Новосибирской области от 01.07.2015 №583-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов», Министерством строительства НСО и Министерством ЖКХ НСО не проводится оценка экономического эффекта от реализации проектов, в том числе, в сравнении с другими способами решения указанных задач, предусмотренными законодательством.
По результатам анализа Правительству Новосибирской области предложено:
рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по сокращению сроков рассмотрения ходатайств инициаторов проектов о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области;
нормативно установить порядок принятия решений о продлении сроков реализации, а также досрочного прекращения проектов, для которых предоставлены земельные участки в аренду без проведения торгов;
внести изменения в порядок формирования Реестра инвестиционных проектов, выделив прекращенные проекты, а также, определив уполномоченные органы, представляющие информацию о проектах, реализуемых со строительством жилья.
Отчет по результатам проверки рассмотрен 7 декабря 2022 года на заседании комитета Законодательного Собрания НСО по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. По результатам рассмотрения комитетом, информация, отраженная в анализе принята к сведению.