КСП Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на поддержку деятельности государственных музеев
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на поддержку деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2021 году.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство культуры Новосибирской области (Министерство культуры НСО, Министерство).
2. Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» (ГАУК НСО «НГКМ»).
3. Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» (ГАУК НСО «НГХМ»).
В результате проверки установлено:
1. Министерству культуры НСО подведомственны два государственных музея:
- государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей»;
- государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей».
По состоянию на 01.01.2022 общий состав фондов: ГАУК НСО «НГКМ» составил 278 997 ед., из них 200 880 ед. предметов – основной фонд, 78 117 ед. предметов – научно-вспомогательный фонд; ГАУК НСО «НГХМ» составил 13 751 ед., из них 12 773 ед. – основной фонд, 978 ед. – научно-вспомогательный фонд.
Поддержка деятельности государственных музеев Новосибирской области осуществляется в рамках реализации ГП «Культура НСО». В 2021 году на указанные цели двум государственным музеям было направлено 267 871,8 тыс.руб., в том числе на:
- финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУК НСО «НГКМ» - 136 247,5 тыс.руб., ГАУК НСО «НГХМ» - 114 732,8 тыс.руб.;
- предоставление субсидий на иные цели ГАУК НСО «НГКМ» - 8 591,5 тыс.руб., ГАУК НСО «НГХМ» - 8 300 тыс.руб.
2. Министерством культуры НСО финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУК НСО «НГКМ» и ГАУК НСО «НГХМ» определено с нарушением Порядка формирования государственного задания (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п).
Кроме того, в нарушение Порядка предоставления субсидий на выполнение государственного задания (утв. Постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п) Министерство культуры НСО перечисляло субсидии на выполнение государственных заданий при наличии на лицевых счетах учреждений неиспользованных остатков субсидий, превышающих 5% от годовых плановых назначений.
3. ГАУК НСО «НГКМ» допущено неэффективное использование средств областного бюджета (субсидии на иные цели) на сумму 151,2 тыс.руб. (приобретено напольное покрытие в меньшем количестве, чем требовалось для замены старого, в связи с чем ремонтные работы не производились).
Кроме того, при выполнении ремонтных работ по восстановлению штукатурного слоя на фасаде здания музея в нарушение ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке ГАУ НСО «НГКМ» были изменены (уменьшены) объемы работ и соответственно была изменена цена договора более чем на десять процентов.
4. В 2021 году показатели, характеризующие объем и качество государственных услуг (работ), предусмотренных государственным заданием, ГАУК НСО «НГХМ» были выполнены, за исключением показателя «Доля предметов, зачисленных в фонды музея, от числа представленных на ЭФЗК», который составил 63,9% (при плане 90,0%).
Показатели, характеризующие объем и качество государственных услуг (работ), предусмотренные государственным заданием, ГАУК НСО «НГКМ» были выполнены и перевыполнены.
5. В нарушение п. 10 Порядка ведения учета имущества в Реестре государственной собственности Новосибирской области (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.07.2019 № 272-п) ГАУК НСО «НГКМ» и ГАУК НСО «НГХМ» не предоставили в департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области документы по 2 737 ед. и 172 ед. соответственно музейных предметов, поступивших в основной фонд музеев в 2021 году, находящихся в областной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, для включения их в Реестр государственной собственности Новосибирской области, как особо ценное движимое имущество.
Кроме того, учреждениями и ранее не направлялась информация по музейным предметам и музейным коллекциям, находящихся в областной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, для включения их в Реестр государственной собственности Новосибирской области, как особо ценное движимое имущество.
6. В нарушение п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 1 Порядка определения видов особо ценного движимого имущества (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2019 № 326-п) Министерством культуры НСО не определены перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений.
7. В ходе выборочной проверки в ГАУК НСО «НГКМ» установлено:
7.1. Перечень особо ценного движимого имущества ГАУК НСО «НГКМ», ведущийся на основании данных бухгалтерского учета, не соответствует п. 3 Порядка определения видов особо ценного движимого имущества.
7.2. Допускались нарушения законодательства о бухгалтерском учете в части: отражения наименований музейных предметов; выбытия 15 объектов основных средств (предметы научно-вспомогательного фонда учреждения) с балансового счета на забалансовый; не отражения на забалансовом счете 169 477 ед. музейных предметов и музейных коллекций, являющихся федеральной или областной собственностью; ошибочного отражения 26 093 ед. музейных предметов и музейных коллекций, являющиеся собственностью Новосибирской области (отражены на забалансовом счете дважды).
7.3. В 2021 году работы по реставрации и консервации музейных предметов, музейных коллекций проводились двумя научными сотрудниками, не прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право проведения реставрационных работ, что не соответствует ст. 5 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
7.4. В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 6, п. 15 Порядка представления информации государственным учреждением, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.11 № 86н, на официальном сайте www.bus.gov.ru. несвоевременно размещались изменения, внесенные в Государственное задание № 11 и План ФХД.
8. В ходе выборочной проверки в ГАУК НСО «НГХМ» установлено:
8.1. В нарушение п. 3 Порядка определения видов особо ценного движимого имущества не ведется перечень особо ценного движимого имущества по музейным предметам и музейным коллекциям на основании сведений бухгалтерского учета.
Перечень особо ценного движимого имущества по другому имуществу не соответствует Порядку определения видов особо ценного движимого имущества (отсутствуют инвентарные (учетные) номера и реестровые номера государственного имущества Новосибирской области).
8.2. В 2021 году 128 ед. предметов, поступивших по договорам пожертвования, приняты к учету на забалансовый счет, без отражения их на балансе (до включения в состав Музейного фонда РФ).
8.3. Здание-памятник культуры «Дом областных организаций (Сибревком)» расположено на двух земельных участках, принадлежащих Новосибирской области, при этом земельный участок площадью 3 057 кв.м. на праве постоянного (бессрочного) пользования ГАУК НСО «НГХМ» не предоставлялся. Кроме того, в Реестре государственной собственности Новосибирской области на 01.01.2022 указанный земельный участок не учитывается.
9. С Министерством культуры НСО не согласовано положение и состав экспертной фондово-закупочной комиссии ГАУК НСО «НГХМ» и состав экспертной фондово-закупочной комиссии ГАУК НСО «НГКМ». Кроме того, учреждениями в ряде случаев осуществлялся прием предметов для проведения экспертизы с целью закупки, получения в дар, в качестве пожертвования без письменного обращения (заявления) владельца предметов в музей.
По результатам контрольного мероприятия палата направила представления во все проверенные организации для устранения и предупреждения выявленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного Собрания НСО по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике рассмотрел отчет палаты 12 октября 2022 года. По результатам рассмотрения комитет решил рекомендовать министерству культуры Новосибирской области:
- усилить контроль за достоверностью данных, указанных в отчетах о выполнении государственных заданий подведомственными учреждениями;
- определить перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений.