31 Декабря 2015
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела аудит эффективности реализации программ и мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой.

Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской по результатам аудита эффективности реализации программ и мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой в 2014 году и за текущий период 2015 года рассмотрено на заседании коллегии палаты и направлено председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ);
Администрация Егорьевского сельсовета Маслянинского района;
Администрация Кандауровского сельсовета Колыванского района;
Администрация Северного сельсовета Северного района;
Администрация Убинского сельсовета Убинского района;
Администрация Искровский сельсовета Черепанвского района.
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. Проблема обеспечения населения питьевой водой в достаточном объеме и нормативного качества является одной из самых острых задач, стоящих в Новосибирской области. Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих МО Новосибирской области и создает серьезную опасность для здоровья населения.
Из 35 муниципальных образований Новосибирской области (административных центров муниципальных районов и городских округов) только в 19 имеются системы централизованного канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 11 МО, в том числе г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска.
Удельный вес проб воды (отобранных из разводящей сети), не соответствующих гигиеническим нормам в 2012–2014 годах по данным Управления Роспотребнадзора Новосибирской области, находится в пределах 25,9–25,4%. Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. По состоянию на 01.01.2015 удельный вес городского населения Новосибирской области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составляет 88,3%, жителей сельских поселений - 46,1%, из чего следует, что около 600 тыс.чел., потребляют питьевую воду не соответствующего качества и продолжают проживать в районах повышенного риска по воздействию питьевой воды на здоровье.
2. Решение проблемы по обеспечению населения качественной водой в Новосибирской области за период с 2000 по 2015 годы осуществляется путем реализации мероприятий, намеченных в ряде федеральных и региональных целевых программ: ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; ОЦП «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2000 - 2010 годы»; ОЦП «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой» на 2008 - 2011 годы»; ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»; подпрограмма «Чистая вода» ГП Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 - 2020 годах»; ВЦП «Содействие муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации программ комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области на 2011 - 2013 годы».
Кроме того, ряд мероприятий в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с водоснабжением населения проводился и финансировался из резервного фонда Правительства области.
3. За период с 2000 по 2015 годы на мероприятия по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном количестве, за счет всех источников финансирования было направлено 4 347 119,2 тыс.руб., из них за счет: федерального бюджета – 115 411,4 тыс.руб. (2,7%); областного бюджета - 3 254 664,5 тыс.руб. (74,9%); местных бюджетов – 370 274,2 тыс.руб. (8,5%); внебюджетных источников – 606 769,1 тыс.руб. (13,9%).
Основная часть средств, выделенных из областного бюджета (70,2%) или 2 365 037,2 тыс.руб. была направлена в последние годы (с 2012 по 2015 годы) в рамках реализации программы «Чистая вода».
4. Среднеобластное значение объема бюджетных ассигнований на 1 жителя муниципального образования, в отношении которого планировалось улучшение качества предоставляемой воды, направленных за период с 2012 по 2014 годы составило 2,3 тыс.руб. на чел., при этом удельный вес проб воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям за данный период сократился на 4,9%, а по микробиологическим - увеличился на 0,4%.
Наибольший объем бюджетных ассигнований на 1 жителя МО с достижением значений целевых (социальных) показателей отмечен в районах: Доволенском (участвовало 6 МО, направлено бюджетных ассигнований 10,7 тыс.руб./чел.), Здвинском (8 МО, 6,6 тыс.руб./чел.), Чановском (5 МО, 5,9 тыс.руб./чел.), Черепановском (10 МО, 4,6 тыс.руб./чел.); наименьший: в Купинском (6 МО, 2,6 тыс.руб./чел.) и Карасукском (5 МО, 0,9 тыс.руб./чел.) районах.
Вместе с тем анализ проведенного анкетирования показал, что значительное количество поселений области (230 МО или 50,0% от всех МО НСО), имеющих проблемы в водохозяйственном комплексе (изношенность сетей, скважин и т.д.) не участвовало в программных мероприятиях.
КСП НСО обращает внимание, что основная часть намеченных программами мероприятий не была направлена на создание объектов водоподготовки, водоочистки и др. В основном, предусматривались и выполнялись мероприятия, направленные на восстановление и развитие системы водоснабжения и водоотведения (замена и строительство сетей водоснабжения и водоотведения, скважин и др.).
Проектом изменений в госпрограмму «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» (после её утверждения), предусматривается создавать объекты водоподготовки, водоочистки в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода», а мероприятия по строительству водопроводных и канализационных сетей, бурение скважин и других объектов – в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства».
5. Анализ плановых показателей, предусмотренных целевыми программами, свидетельствует о том, что ряд намеченных мероприятий за период с 2000 по 2014 годы не удалось выполнить в полном объеме, например:
– построено, реконструировано и отремонтировано 627,5 км водопроводных сетей при плане 913,8 км или 68,7%;
– построено и реконструировано 80 водопроводных скважин при плане 381 ед. (21,0%);
– построено 15 объектов водоподготовки при плане 1 281 ед. (1,2%);
– построен один резервуар чистой воды при плане 6 ед. (16,7%);
– построено две насосно-фильтровальные станции при плане 4 ед. (50,)%);
– начаты, но не завершены (по настоящее время) работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве;
– не выполнены работы по обустройству водозаборных сооружений для подачи вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с целью обеспечения питьевой водой граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации в 7 МО, срок завершения по которым (до конца 2013 года) установлен Постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па (г. Новосибирск, р.п. Краснообск, р.п. Дорогино, р.п. Горный, г. Бердск, г. Искитим, р.п. Линево). Работы по проектированию и строительству резервных источников водоснабжения в г. Бердск, г. Искитим, р.п. Линево (р. Бердь) намечены на 2015 год (Распоряжение Правительства НСО от 05.03.2015 №74-ра).
КСП НСО отмечает, что ни одна из реализованных с 2000 по 2014 годы целевых программ не предусматривала целевого индикатора, позволяющего оценить достижение поставленной цели по улучшению состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в НСО.
6. Анализ отчета о реализации ДЦП «Чистая вода» на 2012-2017 годы» за 2012-2014 годы показал, что значения ряда целевых индикаторов, установленных Программой и выбранных КСП НСО для оценки эффективности использования бюджетных средств – достигнуты, в частности:
– увеличена доля обеспечения населения питьевой водой нормативного качества на 1,4 п.п. (с 76,6% до 78,0%);
– сокращена доля уличных водопроводных сетей, нуждающихся в замене на 3,5 п.п. (с 39,2% до 35,7%) и числа аварий в системах водоснабжения на 17 аварий в год/тыс.км сетей (с 29 до 112);
– сокращено числа аварий в системе водоотведения и очистке сточных вод на 2,5 аварии в год/тыс.км сетей (с 44,5 до 42);
– увеличена доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения на 1,2п.п. (с 95,0% до 96,2%) и доли сточных вод очищенных до нормативных значений на 0,7 п.п. (с 95,4% до 96%);
– увеличена доля населения обеспеченного услугами централизованного водоотведения на 0,7 п.п. (с 67,8% до 68,5%).
При этом ряд количественных показателей, оказывающих прямое влияние на их достижение - не выполнен, в частности количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов за период с 2012 по 2014 годы составило:
– объектов водоснабжения и водоотведения - 135 шт. (при плане – 159 шт.);
– водопроводных сетей – 208,7 км (при плане – 480,0 км);
– водозаборных скважин – 27 шт. (при плане – 35 шт.);
– инженерных сетей и сооружений систем водоснабжения в городских округах и районах области – 88 шт. (при плане – 92 шт.);
– инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и районах области – 11 шт. (при плане – 31 шт.).
КСП НСО обращает внимание, что по данным органа статистики (используемым в отчетности Министерством ЖКХ и Э) с 2012 по 2014 годы прослеживается положительная динамика по изменению доли населения области, обеспеченного питьевой водой полностью соответствующей гигиеническим нормативам (с 76,6% до 78,0%), а по данным Роспотребнадзора данный показатель имеет отрицательную динамику (с 76,6% до 76,1%).
По данным Роспотребнадзора только в 5-ти МО (Болотнинский и Тогучинский районы, г. Обь, г. Бердск и г. Новосибирск) все 100,0% отобранных проб соответствовали нормативам по санитарно-химическим показателям и в 21-м МО - по микробиологическим показателям.
7. Динамика заболеваемости населения по ряду болезней, причиной которой (в разной степени) являются недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой (по данным Роспотребнадзора) указывает на ухудшение ситуации с 2012 по 2014 годы, например, увеличился уровень заболеваемости: острыми кишечными инфекциями на 3,77 тыс.чел. (с 19,68 до 23,67); вирусными гепатитами на 0,12 тыс.чел. (с 0,16 до 0,28).
КСП НСО отмечает, что отчет о результатах реализации ДЦП «Чистая вода» за 2012-2014 годы не содержит информации о достижении намеченных Программой показателей социального эффекта (снижение уровня заболеваемости у населения органов пищеварения - на 1,90 тыс.чел. (с 70,10 до 68,20); брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами - на 0,22 тыс.чел. (с 16,17 до 15,95); онкологическими заболеваниями - 0,05 тыс.чел. (с 32,17 до 32,12); вирусными гепатитами - на 0,01 тыс.чел. (с 0,28 до 0,27).
8. По оценке Министерства ЖКХ, в соответствии с интегральной оценкой эффективности программы, ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» за 2012 - 2014 годы признана эффективной.
Вместе с тем, КСП НСО отмечает, что плановое значение ряда показателей («доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества», «количество объектов, введенных в эксплуатацию», «строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений водоснабжения в городских округах и районах области», «строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и районах области») за 2012-2014 годы не достигнуто.
Остались не решенными проблемы по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с целью обеспечения питьевой водой граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации в городах и населенных пунктах.
Кроме того, в ряде населенных пунктов области существует проблема с дефицитом воды в летние периоды (г. Барабинск, ст. Мочище Новосибирского района, с. Репьево Тогучинского района, с. Барлак Мошковского района и др.).
Основные цели, поставленные целевыми Программами (улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в НСО) по мнению КСП НСО – достигнуты частично, следовательно, средства областного бюджета, направленные на реализацию мероприятий по обеспечению населения качественной водой в Новосибирской области, использованы недостаточно эффективно.
9. КСП НСО в ходе проверок МО, участвовавших в реализации мероприятий целевых программ, направленных на обеспечение населения области качественной питьевой водой, выявлены нарушения и недостатки, подтверждающие вывод о недостаточно эффективном использовании бюджетных средств, в частности:
– из 33-х населенных пунктов, в которых проведены мероприятия по строительству (реконструкции) объектов водоснабжения: в 13-ти - качество воды соответствовало нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» до проведения мероприятий, решались задачи по строительству реконструкции водопроводных сетей с заменой изношенных труб на полиэтиленовые, с учетом подключения домовладений к сетям; в 6-ти решалась задача только по обеспечению населения водой без приведения качества питьевой воды к нормативу; в 5-ти населенных пунктах в результате реализации мероприятий Программ качество воды приведено в соответствие с нормами СанПиН 2.1.4.1074-01; в 15-ти населенных пунктах улучшение качества воды по санитарно-химическим показателям не достигнуто;
– при строительстве водопроводов не все домовладения подключены к водопроводной сети;
– в нарушение ст. 54 ГрК РФ, извещения о начале строительства (реконструкции) объектов капитального строительства Застройщиками в Инспекцию государственного строительного надзора Новосибирской области рядом МО не направлялись, в связи с чем, для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, Заказчику понадобятся дополнительные затраты для проведения независимой экспертизы на соответствие построенных (реконструированных) объектов требованиям технических регламентов и проектной документации;
– отсутствие государственного строительного надзора и недостаточного строительного контроля со стороны заказчиков, в большинстве МО, привело к отступлению от проектных решений, нарушению технологии строительства и низкому качеству работ, что в дальнейшем может привести к сокращению срока службы объектов, затруднению по обслуживанию водопроводных сетей и не достижению основной цели по обеспечению населения качественной питьевой водой;
– в большинстве МО, при выполнении работ нарушены проектные решения (не выполнена герметизация узлов прохода трубопроводов через стенки колодцев и гидроизоляция наружной поверхности стен колодцев; при обустройстве колодцев отсутствуют вторые утепляющие крышки, скобы в горловинах колодцев, бетонные упоры на углах поворота трубопровода; повсеместно чугунные люки заменены на полимерные без внесения в установленном порядке изменений в проектную и сметную документацию; не выполнено крепление пожарных гидрантов, допущено смещение гидрантов в плане и по высоте относительно горловины колодца; не выполнено условие по соблюдению санитарной зоны вокруг водозаборных скважин).
По результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос об установлении в госпрограмме «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах» целевых индикаторов, позволяющих оценить влияние качества потребляемой воды на состояние здоровья населения Новосибирской области.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
– министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области;
– администрации Егорьевского сельсовета Маслянинского района;
– администрации Кандауровского сельсовета Колыванского района;
– администрации Северного сельсовета Северного района;
– администрации Убинского сельсовета Убинского района;
– администрации Искровский сельсовета Черепановского района.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ);
Администрация Егорьевского сельсовета Маслянинского района;
Администрация Кандауровского сельсовета Колыванского района;
Администрация Северного сельсовета Северного района;
Администрация Убинского сельсовета Убинского района;
Администрация Искровский сельсовета Черепанвского района.
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. Проблема обеспечения населения питьевой водой в достаточном объеме и нормативного качества является одной из самых острых задач, стоящих в Новосибирской области. Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих МО Новосибирской области и создает серьезную опасность для здоровья населения.
Из 35 муниципальных образований Новосибирской области (административных центров муниципальных районов и городских округов) только в 19 имеются системы централизованного канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 11 МО, в том числе г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска.
Удельный вес проб воды (отобранных из разводящей сети), не соответствующих гигиеническим нормам в 2012–2014 годах по данным Управления Роспотребнадзора Новосибирской области, находится в пределах 25,9–25,4%. Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. По состоянию на 01.01.2015 удельный вес городского населения Новосибирской области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составляет 88,3%, жителей сельских поселений - 46,1%, из чего следует, что около 600 тыс.чел., потребляют питьевую воду не соответствующего качества и продолжают проживать в районах повышенного риска по воздействию питьевой воды на здоровье.
2. Решение проблемы по обеспечению населения качественной водой в Новосибирской области за период с 2000 по 2015 годы осуществляется путем реализации мероприятий, намеченных в ряде федеральных и региональных целевых программ: ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; ОЦП «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2000 - 2010 годы»; ОЦП «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой» на 2008 - 2011 годы»; ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»; подпрограмма «Чистая вода» ГП Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 - 2020 годах»; ВЦП «Содействие муниципальным образованиям Новосибирской области в реализации программ комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области на 2011 - 2013 годы».
Кроме того, ряд мероприятий в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с водоснабжением населения проводился и финансировался из резервного фонда Правительства области.
3. За период с 2000 по 2015 годы на мероприятия по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном количестве, за счет всех источников финансирования было направлено 4 347 119,2 тыс.руб., из них за счет: федерального бюджета – 115 411,4 тыс.руб. (2,7%); областного бюджета - 3 254 664,5 тыс.руб. (74,9%); местных бюджетов – 370 274,2 тыс.руб. (8,5%); внебюджетных источников – 606 769,1 тыс.руб. (13,9%).
Основная часть средств, выделенных из областного бюджета (70,2%) или 2 365 037,2 тыс.руб. была направлена в последние годы (с 2012 по 2015 годы) в рамках реализации программы «Чистая вода».
4. Среднеобластное значение объема бюджетных ассигнований на 1 жителя муниципального образования, в отношении которого планировалось улучшение качества предоставляемой воды, направленных за период с 2012 по 2014 годы составило 2,3 тыс.руб. на чел., при этом удельный вес проб воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям за данный период сократился на 4,9%, а по микробиологическим - увеличился на 0,4%.
Наибольший объем бюджетных ассигнований на 1 жителя МО с достижением значений целевых (социальных) показателей отмечен в районах: Доволенском (участвовало 6 МО, направлено бюджетных ассигнований 10,7 тыс.руб./чел.), Здвинском (8 МО, 6,6 тыс.руб./чел.), Чановском (5 МО, 5,9 тыс.руб./чел.), Черепановском (10 МО, 4,6 тыс.руб./чел.); наименьший: в Купинском (6 МО, 2,6 тыс.руб./чел.) и Карасукском (5 МО, 0,9 тыс.руб./чел.) районах.
Вместе с тем анализ проведенного анкетирования показал, что значительное количество поселений области (230 МО или 50,0% от всех МО НСО), имеющих проблемы в водохозяйственном комплексе (изношенность сетей, скважин и т.д.) не участвовало в программных мероприятиях.
КСП НСО обращает внимание, что основная часть намеченных программами мероприятий не была направлена на создание объектов водоподготовки, водоочистки и др. В основном, предусматривались и выполнялись мероприятия, направленные на восстановление и развитие системы водоснабжения и водоотведения (замена и строительство сетей водоснабжения и водоотведения, скважин и др.).
Проектом изменений в госпрограмму «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» (после её утверждения), предусматривается создавать объекты водоподготовки, водоочистки в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода», а мероприятия по строительству водопроводных и канализационных сетей, бурение скважин и других объектов – в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства».
5. Анализ плановых показателей, предусмотренных целевыми программами, свидетельствует о том, что ряд намеченных мероприятий за период с 2000 по 2014 годы не удалось выполнить в полном объеме, например:
– построено, реконструировано и отремонтировано 627,5 км водопроводных сетей при плане 913,8 км или 68,7%;
– построено и реконструировано 80 водопроводных скважин при плане 381 ед. (21,0%);
– построено 15 объектов водоподготовки при плане 1 281 ед. (1,2%);
– построен один резервуар чистой воды при плане 6 ед. (16,7%);
– построено две насосно-фильтровальные станции при плане 4 ед. (50,)%);
– начаты, но не завершены (по настоящее время) работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в г. Куйбышеве;
– не выполнены работы по обустройству водозаборных сооружений для подачи вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с целью обеспечения питьевой водой граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации в 7 МО, срок завершения по которым (до конца 2013 года) установлен Постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 № 254-па (г. Новосибирск, р.п. Краснообск, р.п. Дорогино, р.п. Горный, г. Бердск, г. Искитим, р.п. Линево). Работы по проектированию и строительству резервных источников водоснабжения в г. Бердск, г. Искитим, р.п. Линево (р. Бердь) намечены на 2015 год (Распоряжение Правительства НСО от 05.03.2015 №74-ра).
КСП НСО отмечает, что ни одна из реализованных с 2000 по 2014 годы целевых программ не предусматривала целевого индикатора, позволяющего оценить достижение поставленной цели по улучшению состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в НСО.
6. Анализ отчета о реализации ДЦП «Чистая вода» на 2012-2017 годы» за 2012-2014 годы показал, что значения ряда целевых индикаторов, установленных Программой и выбранных КСП НСО для оценки эффективности использования бюджетных средств – достигнуты, в частности:
– увеличена доля обеспечения населения питьевой водой нормативного качества на 1,4 п.п. (с 76,6% до 78,0%);
– сокращена доля уличных водопроводных сетей, нуждающихся в замене на 3,5 п.п. (с 39,2% до 35,7%) и числа аварий в системах водоснабжения на 17 аварий в год/тыс.км сетей (с 29 до 112);
– сокращено числа аварий в системе водоотведения и очистке сточных вод на 2,5 аварии в год/тыс.км сетей (с 44,5 до 42);
– увеличена доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения на 1,2п.п. (с 95,0% до 96,2%) и доли сточных вод очищенных до нормативных значений на 0,7 п.п. (с 95,4% до 96%);
– увеличена доля населения обеспеченного услугами централизованного водоотведения на 0,7 п.п. (с 67,8% до 68,5%).
При этом ряд количественных показателей, оказывающих прямое влияние на их достижение - не выполнен, в частности количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов за период с 2012 по 2014 годы составило:
– объектов водоснабжения и водоотведения - 135 шт. (при плане – 159 шт.);
– водопроводных сетей – 208,7 км (при плане – 480,0 км);
– водозаборных скважин – 27 шт. (при плане – 35 шт.);
– инженерных сетей и сооружений систем водоснабжения в городских округах и районах области – 88 шт. (при плане – 92 шт.);
– инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и районах области – 11 шт. (при плане – 31 шт.).
КСП НСО обращает внимание, что по данным органа статистики (используемым в отчетности Министерством ЖКХ и Э) с 2012 по 2014 годы прослеживается положительная динамика по изменению доли населения области, обеспеченного питьевой водой полностью соответствующей гигиеническим нормативам (с 76,6% до 78,0%), а по данным Роспотребнадзора данный показатель имеет отрицательную динамику (с 76,6% до 76,1%).
По данным Роспотребнадзора только в 5-ти МО (Болотнинский и Тогучинский районы, г. Обь, г. Бердск и г. Новосибирск) все 100,0% отобранных проб соответствовали нормативам по санитарно-химическим показателям и в 21-м МО - по микробиологическим показателям.
7. Динамика заболеваемости населения по ряду болезней, причиной которой (в разной степени) являются недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой (по данным Роспотребнадзора) указывает на ухудшение ситуации с 2012 по 2014 годы, например, увеличился уровень заболеваемости: острыми кишечными инфекциями на 3,77 тыс.чел. (с 19,68 до 23,67); вирусными гепатитами на 0,12 тыс.чел. (с 0,16 до 0,28).
КСП НСО отмечает, что отчет о результатах реализации ДЦП «Чистая вода» за 2012-2014 годы не содержит информации о достижении намеченных Программой показателей социального эффекта (снижение уровня заболеваемости у населения органов пищеварения - на 1,90 тыс.чел. (с 70,10 до 68,20); брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами - на 0,22 тыс.чел. (с 16,17 до 15,95); онкологическими заболеваниями - 0,05 тыс.чел. (с 32,17 до 32,12); вирусными гепатитами - на 0,01 тыс.чел. (с 0,28 до 0,27).
8. По оценке Министерства ЖКХ, в соответствии с интегральной оценкой эффективности программы, ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» за 2012 - 2014 годы признана эффективной.
Вместе с тем, КСП НСО отмечает, что плановое значение ряда показателей («доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества», «количество объектов, введенных в эксплуатацию», «строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений водоснабжения в городских округах и районах области», «строительство и реконструкция инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в городских округах и районах области») за 2012-2014 годы не достигнуто.
Остались не решенными проблемы по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с целью обеспечения питьевой водой граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации в городах и населенных пунктах.
Кроме того, в ряде населенных пунктов области существует проблема с дефицитом воды в летние периоды (г. Барабинск, ст. Мочище Новосибирского района, с. Репьево Тогучинского района, с. Барлак Мошковского района и др.).
Основные цели, поставленные целевыми Программами (улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в НСО) по мнению КСП НСО – достигнуты частично, следовательно, средства областного бюджета, направленные на реализацию мероприятий по обеспечению населения качественной водой в Новосибирской области, использованы недостаточно эффективно.
9. КСП НСО в ходе проверок МО, участвовавших в реализации мероприятий целевых программ, направленных на обеспечение населения области качественной питьевой водой, выявлены нарушения и недостатки, подтверждающие вывод о недостаточно эффективном использовании бюджетных средств, в частности:
– из 33-х населенных пунктов, в которых проведены мероприятия по строительству (реконструкции) объектов водоснабжения: в 13-ти - качество воды соответствовало нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» до проведения мероприятий, решались задачи по строительству реконструкции водопроводных сетей с заменой изношенных труб на полиэтиленовые, с учетом подключения домовладений к сетям; в 6-ти решалась задача только по обеспечению населения водой без приведения качества питьевой воды к нормативу; в 5-ти населенных пунктах в результате реализации мероприятий Программ качество воды приведено в соответствие с нормами СанПиН 2.1.4.1074-01; в 15-ти населенных пунктах улучшение качества воды по санитарно-химическим показателям не достигнуто;
– при строительстве водопроводов не все домовладения подключены к водопроводной сети;
– в нарушение ст. 54 ГрК РФ, извещения о начале строительства (реконструкции) объектов капитального строительства Застройщиками в Инспекцию государственного строительного надзора Новосибирской области рядом МО не направлялись, в связи с чем, для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, Заказчику понадобятся дополнительные затраты для проведения независимой экспертизы на соответствие построенных (реконструированных) объектов требованиям технических регламентов и проектной документации;
– отсутствие государственного строительного надзора и недостаточного строительного контроля со стороны заказчиков, в большинстве МО, привело к отступлению от проектных решений, нарушению технологии строительства и низкому качеству работ, что в дальнейшем может привести к сокращению срока службы объектов, затруднению по обслуживанию водопроводных сетей и не достижению основной цели по обеспечению населения качественной питьевой водой;
– в большинстве МО, при выполнении работ нарушены проектные решения (не выполнена герметизация узлов прохода трубопроводов через стенки колодцев и гидроизоляция наружной поверхности стен колодцев; при обустройстве колодцев отсутствуют вторые утепляющие крышки, скобы в горловинах колодцев, бетонные упоры на углах поворота трубопровода; повсеместно чугунные люки заменены на полимерные без внесения в установленном порядке изменений в проектную и сметную документацию; не выполнено крепление пожарных гидрантов, допущено смещение гидрантов в плане и по высоте относительно горловины колодца; не выполнено условие по соблюдению санитарной зоны вокруг водозаборных скважин).
По результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счётной палаты Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос об установлении в госпрограмме «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах» целевых индикаторов, позволяющих оценить влияние качества потребляемой воды на состояние здоровья населения Новосибирской области.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
– министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области;
– администрации Егорьевского сельсовета Маслянинского района;
– администрации Кандауровского сельсовета Колыванского района;
– администрации Северного сельсовета Северного района;
– администрации Убинского сельсовета Убинского района;
– администрации Искровский сельсовета Черепановского района.