26 Декабря 2014
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством региональной политики Новосибирской области письмом от 11.12.2014 (поступило 12.12.2014), а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.minregion.nso.ru/page/7003.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на вовлечение активных граждан и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в реализацию на территории Новосибирской области приоритетных социально значимых проектов и программ. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить численность граждан Новосибирской области, участвующих в реализации социально значимых проектов (с 7 935 человек в 2014 году до 10 315 человек в 2020 году), благотворительной и добровольческой деятельности (с 62 000 человек до 72 800 человек).
2. В проекте госпрограммы не раскрываются приоритеты государственной политики по созданию механизмов (инфраструктуры) общественного развития («общественные переговорные площадки», «ресурсные центры» и др.), определению социальных ресурсов и общественных потребностей муниципальных образований (социальные паспорта и карты территорий), а также участию органов местного самоуправления в поддержке СО НКО. В рамках проекта госпрограммы также не рассматривается вовлечение граждан в общественную деятельность через развитие местного самоуправления. Цель проекта госпрограммы установлена более узко, чем в Стратегии развития области до 2025 года, в которой деятельность гражданского общества и общественные инициативы рассматриваются как механизм социально-экономического развития области в целом.
3. В проект госпрограммы включены мероприятия по созданию и развитию Портала единой информационной системы поддержки СО НКО и организации обучающих мероприятий по вопросам независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. При этом вопросы информатизации деятельности большинства областных исполнительных органов государственной власти вошли в проект госпрограммы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» (за исключением Министерства региональной политики). Проведение независимой оценки качества оказания услуг предусмотрено не только для социального обслуживания, но и для организаций в сфере культуры, охраны здоровья и образования.
4. Указанные выше результаты реализации проекта госпрограммы относятся к деятельности, осуществляемой с использованием средств государственной поддержки. Общие показатели вовлеченности граждан в процессы развития гражданского общества и реализации социально значимой деятельности отсутствуют (например, общее количество некоммерческих и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области; доля указанных организаций, получающих господдержку).
5. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами.
В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования, в т.ч. не приведены фактически имеющиеся меры финансового (субсидии, гранты) и имущественного (безвозмездное пользование областным имуществом) характера.
Требуется уточнить основания предоставления грантов (субсидий) физическим лицам и некоммерческим организациям, в частности, разделить случаи предоставления грантов (субсидий) СО НКО на некоммерческие проекты и проекты, предполагающие реализацию товаров, работ, услуг; выделить случи предоставления грантов (премий) физическим лицам.
6. Расходы на реализацию мероприятий проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют Закону Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 22.12.2014 № 500-ОЗ.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
рассмотреть вопрос о порядке включений мероприятий по информатизации управления и созданию независимой системы оценки качества государственных услуг в областные государственные программы.
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству региональной политики Новосибирской области:
раскрыть в программе особенности деятельности ресурсных центров муниципальных образований, а также участие органов местного самоуправления в поддержке общественных инициатив и проектов;
дополнить программу показателями, отражающими общий уровень вовлеченности граждан и организаций в процессы развития гражданского общества и реализации социально значимой деятельности;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере поддержки общественных инициатив и проектов;
уточнить основания предоставления грантов (субсидий) физическим лицам и некоммерческим организациям.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций...».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством региональной политики Новосибирской области письмом от 11.12.2014 (поступило 12.12.2014), а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.minregion.nso.ru/page/7003.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на вовлечение активных граждан и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в реализацию на территории Новосибирской области приоритетных социально значимых проектов и программ. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить численность граждан Новосибирской области, участвующих в реализации социально значимых проектов (с 7 935 человек в 2014 году до 10 315 человек в 2020 году), благотворительной и добровольческой деятельности (с 62 000 человек до 72 800 человек).
2. В проекте госпрограммы не раскрываются приоритеты государственной политики по созданию механизмов (инфраструктуры) общественного развития («общественные переговорные площадки», «ресурсные центры» и др.), определению социальных ресурсов и общественных потребностей муниципальных образований (социальные паспорта и карты территорий), а также участию органов местного самоуправления в поддержке СО НКО. В рамках проекта госпрограммы также не рассматривается вовлечение граждан в общественную деятельность через развитие местного самоуправления. Цель проекта госпрограммы установлена более узко, чем в Стратегии развития области до 2025 года, в которой деятельность гражданского общества и общественные инициативы рассматриваются как механизм социально-экономического развития области в целом.
3. В проект госпрограммы включены мероприятия по созданию и развитию Портала единой информационной системы поддержки СО НКО и организации обучающих мероприятий по вопросам независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. При этом вопросы информатизации деятельности большинства областных исполнительных органов государственной власти вошли в проект госпрограммы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» (за исключением Министерства региональной политики). Проведение независимой оценки качества оказания услуг предусмотрено не только для социального обслуживания, но и для организаций в сфере культуры, охраны здоровья и образования.
4. Указанные выше результаты реализации проекта госпрограммы относятся к деятельности, осуществляемой с использованием средств государственной поддержки. Общие показатели вовлеченности граждан в процессы развития гражданского общества и реализации социально значимой деятельности отсутствуют (например, общее количество некоммерческих и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области; доля указанных организаций, получающих господдержку).
5. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами.
В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования, в т.ч. не приведены фактически имеющиеся меры финансового (субсидии, гранты) и имущественного (безвозмездное пользование областным имуществом) характера.
Требуется уточнить основания предоставления грантов (субсидий) физическим лицам и некоммерческим организациям, в частности, разделить случаи предоставления грантов (субсидий) СО НКО на некоммерческие проекты и проекты, предполагающие реализацию товаров, работ, услуг; выделить случи предоставления грантов (премий) физическим лицам.
6. Расходы на реализацию мероприятий проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют Закону Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 22.12.2014 № 500-ОЗ.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
рассмотреть вопрос о порядке включений мероприятий по информатизации управления и созданию независимой системы оценки качества государственных услуг в областные государственные программы.
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству региональной политики Новосибирской области:
раскрыть в программе особенности деятельности ресурсных центров муниципальных образований, а также участие органов местного самоуправления в поддержке общественных инициатив и проектов;
дополнить программу показателями, отражающими общий уровень вовлеченности граждан и организаций в процессы развития гражданского общества и реализации социально значимой деятельности;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере поддержки общественных инициатив и проектов;
уточнить основания предоставления грантов (субсидий) физическим лицам и некоммерческим организациям.