Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на финансирование незавершенных объектов капитального строительства.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки эффективности использования средств областного бюджета Новосибирской области, направленных на финансирование объектов капитального строительства, не завершенных по состоянию на 1 января 2019 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство строительства Новосибирской области (Министерство строительства НСО, Минстрой НСО).
2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта НСО, Минтранс НСО).
3. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (ГКУ НСО «УКС»).
В результате проверки установлено:
1. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации о принятии мер по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства и вовлечения их в хозяйственный оборот, а также принятии решений о завершении строительства, реконструкции, консервации, сносе, приватизации, передаче в концессию таких объектов, разработке порядков и установлении сроков их ввода в эксплуатацию и оформления прав собственности на них, исполнительными органами государственной власти Новосибирской области в соответствии с изменениями, внесенными в Методические рекомендации по учету объектов незавершенного строительства (Приказы Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н и от 25.03.2011 № 33н) проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
2. В Новосибирской области на 01.01.2019 не завершены строительством 671 объект государственной и муниципальной собственности, из них 40 объектов числятся на балансе бюджетных и автономных учреждений. Общая сметная стоимость незавершенных объектов составила 111 243 150,4 тыс.руб., кассовые расходы – 23 759 139,7 тыс.руб., объем средств, необходимый для завершения начатого строительства – 87 484 010,7 тыс.руб.
Большая доля объектов незавершенного строительства приходится на сферы жилищно-коммунального хозяйства (62,9%), в том числе, на жилищное строительство (13,7%), на транспортную инфраструктуру (13%), здравоохранение (8,9%).
3. Количество объектов, находящихся в собственности Новосибирской области, строительство по которым было начато, но в 2018 году не завершено, составляет 148 ед. (сметная стоимость – 91 349 712,8 тыс.руб., кассовые расходы – 10 718 645,8 тыс.руб.), из них основное количество объектов находится на учете Министерства строительства НСО (99 объекта), Министерства транспорта НСО (21 объект), Министерства здравоохранения НСО (15 объектов).
4. Количество объектов, находящихся в собственности муниципальных образований Новосибирской области, строительство по которым было начато, но в 2018 году не завершено, составляет 523 ед. (сметная стоимость – 19 893 437,6 тыс.руб., кассовые расходы – 13 040 493,9 тыс.руб.), из них наибольшее количество объектов у г. Новосибирска (162 объектов), Новосибирского района (40 объектов), Татарского района (30 объектов).
5. В сводных формах 0503190 и 0503790 главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований Новосибирской области, направленных ими в Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области для формирования консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности за год и представления указанной отчетности в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, содержится недостоверная, неполная информация, имеют место ошибки, неточности и недостатки в заполнении граф, что привело к отсутствию достоверных данных о количестве объектов незавершенного строительства, сметной стоимости, а также объемах бюджетных ассигнований, необходимых для их завершения.
Деятельность органов государственной исполнительной власти и муниципальных образований Новосибирской области по объектам незавершенного строительства раскоординирована, данные по ним должны быть аккумулированы у одного балансодержателя (уполномоченного органа).
6. В целях снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства Новосибирской области постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.08.2017 № 157 создана Межведомственная комиссия по формированию целевой функции в отношении объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, на заседаниях которой рассматривались предложения областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по определению целевой функции по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства (в 2018 году проведено 5 заседаний, в 2019 году заседания не проводились).
Межведомственной комиссией рассмотрены Планы министерств НСО по списанию и сносу ряда объектов, при этом сроки списания объектов незавершенного строительства не определены. В своих Планах ГРБС из предусмотренных 8-ми целевых функций используют не более 4-х.
Практических действий со стороны ГРБС по выполнению Планов, на момент проведения проверки, не осуществлено.
По мнению КСП НСО, в соответствии с Порядком принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности области (утв. постановлением Правительства НСО от 08.12.2014 № 474-п), решение об отказе от реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности области (прекращении строительства и списании капитальных вложений) может быть принято областным исполнительным органом государственной власти (государственным заказчиком госпрограммы).
7. В составе объектов незавершенного строительства находятся 30 объектов, строительные работы по которым приостановлены более чем на шесть месяцев, при этом, в нарушение пункта 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Заказчиком их консервация не обеспечена.
Отсутствие мероприятий по консервации приостановленных строительством объектов незавершенного строительства способствует разрушению и расхищению созданных конструкций, а также снижению прочности и устойчивости объектов под воздействием климатических факторов. Эти факторы в дальнейшем потребуют корректировки проектно-сметной документации, что, в итоге, приведет к дополнительным бюджетным расходам.
8. Причинами большого количества и объема незавершенного строительства являются:
– неисполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок подготовки и начале бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Новосибирской области;
– осуществление строительства или реконструкции объектов без необходимой исходно-разрешительной документации;
– отсутствие своевременного и в полном объеме финансирования для завершения строительства объекта, осуществление капитальных вложений в новые объекты при том, что аналогичные объекты не достроены;
– принятие неверных решений по выбору приоритетных проектов и способов их реализации;
– отсутствие координации работы, как между органами исполнительной власти Новосибирской области, так и с органами местного самоуправления;
– недостаточность нормативно-правовой базы и методологии процедур списания, реализации, передачи объектов незавершенного строительства;
– некачественное проведение предпроектных и проектно-изыскательские работ, кардинальная корректировка технических решений в ходе строительства;
и другие причины.
9. В ходе анализа представленной информации и визуального осмотра отдельных объектов незавершенного строительства КСП НСО выявлены нарушения и дефекты: ряд работ предусмотренных проектом не выполнен, при этом объект введен в эксплуатацию; работы выполнены с дефектами либо не соответствуют установленным требованиям; по ряду объектов строительство не велось, при этом объекты не законсервированы и другие нарушения.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области:
– разработать и утвердить положение по учету объектов незавершенного строительства;
– определить орган, уполномоченный на учет объектов незавершенного строительства, координацию деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области и местного самоуправления по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в Новосибирской области;
– подвести итоги инвентаризации объектов незавершенного строительства, по результатам которого обеспечить формирование и реализацию конкретных мероприятий по поэтапному сокращению незавершенного строительства, в том числе по вовлечению в хозяйственный оборот с учетом приоритетности социальных объектов;
– предусмотреть инвентаризацию фактически выполненных работ на объектах незавершенного строительства, а также оценку необходимости корректировки проектной и сметной документации на остаточный объем работ, в целях завершения строительства, ввода объектов в эксплуатацию или их консервации;
– принять меры по совершенствованию взаимодействия областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по определению приоритетных объектов незавершенного строительства, организации и контроля за процессом строительства объектов, ввода в эксплуатацию и передачи объектов балансодержателю.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
– Министерству транспорта Новосибирской области;
– Министерству строительства Новосибирской области;
– ГКУ НСО «Управление капитального строительства».
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.