Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования государственных средств, направленных на эксплуатацию и развитие информационных систем в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды.
Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам анализа эффективности использования средств областного бюджета, направленных на создание, эксплуатацию и развитие государственных информационных систем Новосибирской области в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, учета и использования земельных и природных ресурсов в 2016-2017 годах и за текущий период 2018 года, рассмотрено коллегией палаты и направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Минсельхоз НСО).
2. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Минприроды НСО)
3. Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (далее – Департамент информатизации, ДИиРТТ).
В результате проверки установлено:
1. На 01.01.2018 года в Реестре государственных информационных систем Новосибирской области зарегистрировано 8 ГИС НСО в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, учета и использования земельных и природных ресурсов, из которых ПК «ЭРА» не является ГИС НСО, 3 ГИС НСО («Учет субсидий АПК», «Экологическая карта НСО», «Особо охраняемые природные территории») созданные в 2009-2012 гг. не функционируют, 4 ГИС НСО являются официальными сайтами органов исполнительной власти, из которых три органа исполнительной власти реорганизованы.
2. В бухгалтерском учете Минприроды НСО числится только ПК «ЭРА», расходы на обслуживание которой за 2014-2017 гг. составили 49,0 тыс.руб. Расходы по сопровождению и модернизации остальных информационных систем, числящихся в Реестре ГИС НСО, как и сами системы в бухгалтерском учете Минсельхоза НСО и Минприроды НСО не отражены.
Финансовые затраты по созданию, модернизации, развитию и сопровождению сайтов органов исполнительной власти осуществляются Департаментом информатизации в рамках мероприятий ГП «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Информация, размещаемая органами исполнительной власти на официальных сайтах, соответствует требованиям Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в то же время часть информации не актуальна.
3. Минсельхозом НСО в проверяемом периоде использовались или проходят тестирование 3 информационные системы и подсистемы, не включенные в Реестр ГИС НСО, одна из которых (подсистема «Минсельхоз» ГИС МАИС), разработанная Департаментом информатизации, не функционирует в связи с выявлением в процессе эксплуатации существенных недостатков и недоработок.
3.1 При разработке и введения в эксплуатацию систем (подсистем) допущены нарушения федерального и областного законодательства, в том числе:
- не осуществлена регистрация ГИС НСО и подсистем ГИС НСО в Реестре ГИС НСО (п.5 ст.7 Закона области №138-ОЗ и п.1.1 Постановления №55-па);
- не своевременно приняты нормативные правовые акты о создании систем (ст.7 Закона области №138-ОЗ);
- не оформлены акты о завершении опытной эксплуатации и о приемке системы в эксплуатацию и акты о вводе системы в эксплуатацию (п.п. 11, 12, 13 постановления Правительства РФ от 06.07.2015№676);
- не передана информация о разработке и внедрении подсистемы в Департамент информатизации (п.4 Постановления №55-па и п.4.2 Приказа от 27.06.2014 №89-2-Д);
- не заключены договоры между оператором ГИС НСО и обладателем государственного информационного ресурса (ст.7 Закона области №138-ОЗ);
- не отражены или несвоевременно отражены разработанные программные продукты в бухгалтерском учете (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н).
3.2 ГИС «Господдержка АПК» предназначенная для автоматизации процесса оказания господдержки сельскохозяйственным предприятиям и возможности подачи заявлений на получение господдержки в электронной форме (стоимость разработки и модернизации 3 750,0 тыс.руб.) на 01.10.2018 не введена в эксплуатацию, но используется для предоставления господдержка по 12 направлениям или 63,6% от объема субсидий.
ГИС «Господдержка АПК» на момент проверки имеет функциональные недостатки, в том числе: реестр заявителей, имеющих право на получение субсидий, в системе не формируется, что затрудняет контроль за исполнением сроков и очередности ее предоставления; сельхозтоваропроизводитель не информируется о принятом по его заявлению решении; не используются подсистемы «Формирование ведомственной отчетности», «Интеграция» и «Электронная подпись», «Соглашения», не интегрирована с системами АИС бюджет.
Для устранения указанных недостатков Минсельхозом НСО совместно с Департаментом информатизации проводится работа по сопровождению и модернизации системы, что потребует дополнительных расходов областного бюджета.
3.3 АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель НСО» предназначенная для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения (стоимость разработки и наполнения информационными ресурсами 110 675,0 тыс.руб.), имеет ряд системных недостатков:
отчеты на конкретную дату в системе не формируются, что не позволяет проводить полноценный анализ показателей в динамике за прошлые периоды;
отсутствует функциональная возможность обмена данными с ГИС «Господдержка АПК НСО», что не позволяет формировать достоверные отчеты о предоставленной господдержке, и осуществлять контроль за ее обоснованностью и эффективностью ее предоставления;
не утвержден перечень подведомственных пространственных данных, размещаемых в подсистеме, периодичность и оперативность внесения этих данных и специалистов, ответственных за представление этих данных, что приводит к не обеспечению актуализации сведений (в нарушение п.5 Постановления №313-п приказами Минсельхоза НСО);
данные о пользовании землями сельскохозяйственного назначения включены без подтверждающих документальных оснований;
часть данных, полученных по агрохимическим и эколого-токсикологическим обследованиям пахотных земель, произведенным в 2015-2017 гг. за счет средств областного бюджета не внесена в подсистему;
не учитывается наличие оформленных, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прав собственности на обследуемые земельные участки.
4. В проверяемом периоде Департаментом информатизации разрабатывались две ГИС МАИС, функциональным заказчиком и обладателями информационных ресурсов которых являлось Минприроды НСО, из них Подсистемы «Охота» ГИС МАИС введена в промышленную эксплуатацию, однако в нарушение ст.7 Закона области №138-ОЗ договор между оператором ГИС МАИС (Департаментом информатизации) и обладателем информационного ресурса (Департаментом животного мира и Минприроды НСО) не заключен.
4.1 Стоимость разработки и внедрения Подсистемы «Охота» ГИС МАИС составила 8 712,0 тыс.руб. Департаментом информатизации в период 2015-2017 гг осуществлялись мероприятия по развитию и модернизации подсистемы на сумму 18 187,4 тыс.руб., при этом механизм согласования с функциональным заказчиком Минпроды НСО элементов модернизации подсистемы отсутствует.
Подсистема «Охота» предполагает широкий спектр учета и мониторинга охотничьих ресурсов, охотничьих хозяйств и добычи охотничьих ресурсов, проведение которых, в настоящее время, невозможно, в связи с отсутствием наполнения системы необходимыми сведениями.
4.2 Разрабатываемая с 2015 года подсистема «Лесное хозяйство» ГИС МАИС на момент проверки, в промышленную эксплуатацию не введена, государственные услуги с использованием данной подсистемы не оказываются, что приводит к безрезультативному использованию бюджетных средств направленных на ее разработку и модернизацию в сумме 9 900,0 тыс.руб.
По результатам мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области, для устранения выявленных нарушений и недостатков, направила представления палаты в:
- Министерство природных ресурсов Новосибирской области;
- Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» заключение направлено:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.