Вниманию муниципальных контрольно-счетных органов: опубликована резолюция по итогам семинара-совещания по вопросам цифровизации деятельности, прошедшего в Республике Бурятия
В Семинаре-совещании по обсуждению и обмену опытом по вопросам цифровизации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, состоявшемся в рамках Всероссийской конференции контрольно-счетных органов по вопросам цифровизации внешнего государственного финансового контроля (далее – Семинар, Конференция), приняли участие представители Счетной палаты Российской Федерации (в режиме ВКС); представители Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия; руководители, аудиторы и специалисты контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – КСО); представители организаций-разработчиков информационных систем для автоматизации деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля; представители прессы. От КСП Новосибирской области в работе семинара приняли участие: аудитор Мартынов С.Н. и главный эксперт Яковлев А.В.
Целью Конференции стал обмен опытом, успешными практиками работы контрольно-счетных органов по вопросам цифровизации, цифровой трансформации, автоматизации деятельности КСО, а также по иным актуальным вопросам осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля (далее – ВФК).
В ходе работы участники обсудили задачи, проблемы цифровизации и развития цифровой экосистемы ВФК в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; вопросы использования инструментов аналитики данных в работе КСО; практику применения и перспективы развития информационных систем для осуществления полномочий КСО; опыт использования ресурсов государственных и муниципальных информационных систем; вопросы интеграции данных в информационных системах и внедрения в работу КСО искусственного интеллекта, в частности, нейросетей.
В рамках Семинара состоялась презентация программных продуктов разработчиков информационных систем для автоматизации деятельности КСО, в числе которых: ПК «Финансово-бюджетный контроль» (ООО «НПО «Криста»), ИС «Финансовый контроль-СМАРТ» (ООО «Кейсистемс»), ИС «Автоматизация внешнего государственного (муниципального) контроля» (ООО «БФТ - Холдинг»), АИС «Аудит КСО» (ООО «Биэйр системы»). Рассмотрены функциональные возможности и направления развития данных информационных систем.
Заслушав и обсудив представленные доклады и выступления, участники Семинара отметили следующее:
- значимую роль цифровизации в повышении эффективности и оперативности работы сотрудников КСО за счет сокращения временных и трудовых затрат, снижения нагрузки на объекты контроля, повышения качества внешнего государственного и муниципального финансового контроля и объективности выводов, сделанных по результатам мероприятий;
- перспективность развития цифровой инфраструктуры ВФК с применением инструментов анализа данных, оптимизации трудовых, временных, финансовых и информационных ресурсов, а также технологий искусственного интеллекта при осуществлении полномочий КСО;
- принять к сведению положительный опыт КСО, участников Семинара, при осуществлении ВФК и в решении задач по обеспечению основной деятельности КСО, в том числе при:
- подготовке заключений на годовые отчеты об исполнении бюджетов муниципальных образований, проекты бюджетов муниципальных образований;
- мониторинге исполнения региональных и местных бюджетов;
- подготовке заключений по законопроектам;
- анализе годовых отчетов об исполнении государственных программ;
- лингвистической экспертизе итоговых материалов КСО;
- проверке документов на соответствие определенным требованиям;
- анализе данных, поиск недостающих данных, визуализация данных;
- автоматизации опросов, генерация гипотез;
- автоматической классификация нарушений;
- формировании проектов отчетов, актов, текстов, писем и т.п.;
- анализе рисков;
- обработке больших объемов данных и визуализации результатов обработки;
- автоматизации решений типовых задач, возникающих в ходе мероприятий.
- необходимость системного использования цифровых технологий; создания правовых и организационных инструментов в области цифровой трансформации органов ВФК, например:
- разработка федерального Стандарта информатизации органов ВФК, определяющего требования к функциям, выполняемым информационными системами (ИС) автоматизации органов ВФК, к структуре и функциональным элементам ИС, к проектированию пользовательских интерфейсов в системах автоматизации органов ВФК, безопасности ИС, порядку внесения данных в ИС;
- «рамочный» регламент информационного обеспечения ВФК, определяющий состав информационного обеспечения, организацию сбора и передачи информации, построение системы классификации и кодирования, организацию внешней и внутренней информационной базы;
- наличие проблем цифровизации органов ВФК, в том числе:
- незакрытая потребность КСО в собственных или приобретенных программных решениях для реализации полномочий, в том числе по причине недостаточности финансовых, технических и кадровых ресурсов у КСО на эти цели;
- разнородность используемых финансовыми органами программных комплексов (различные разработчики);
- невозможность (сложность) анализа существенной части массивов данных по причине неструктурированности информации и ее хранения в различных источниках, а также их низкого качества (неполные, неточные, устаревшие данные);
- значительный объем операций по обработке данных «вручную»;
- недостаточный уровень профессиональных знаний в сфере IT-технологий у сотрудников КСО;
- отсутствие (недостаточность) в КСО системных мер по защите информации;
- отсутствие единых подходов к цифровой трансформации КСО, включая стандарты и регламенты информатизации органов ВФК, централизованно рекомендованные к применению программные комплексы и т.п.;
- наличие определенных ограничений при обеспечении доступа КСО к внешним государственным информационным системам для реализации полномочий, в частности: для КСО субъектов РФ не определена категория Участника взаимодействия в Системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) электронного правительства Российской Федерации, а существующие категории не могут быть присвоены. Данное положение не позволяет получить доступ к видам сведений в СМЭВ для КСО, осложняет интеграцию и накладывает ограничения для собственных информационных систем;
- поддержать концепцию проекта федерального закона № 960721-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленного на упорядочение цифровых информационных инструментов государственной власти и предусматривающего уточнение критериев государственных информационных систем, законодательное закрепление видов государственных информационных систем (федеральные государственные системы, региональные государственные системы) и т.д.
По итогам дискуссии по тематике вопросов, рассмотренных в ходе Семинара, участники Конференции:
- Согласились с основными выводами и предложениями, содержащимися в докладах и выступлениях участников Семинара.
2. Решили обратиться к Совету контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации о рассмотрении возможности создания отдельного раздела на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (https://portalkso.ru/ ) для размещения материалов КСО об опыте организации работы и осуществления ВФК с применением искусственного интеллекта.
3. Рекомендовали контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации регламентировать использование нейросетевых технологий в должностных инструкциях и нормативных документах.
В целях повышения эффективности работы сотрудников и обеспечения правомерности использования искусственного интеллекта в служебной деятельности предлагается:
3.1. Дополнить должностные инструкции соответствующих сотрудников (аналитиков, специалистов по документообороту и др.) разделом, регулирующим:
1) порядок применения нейросетевых технологий для обработки данных, составления отчетов и иных рабочих задач;
2) запрет на использование нейросетей для обработки конфиденциальной, персональной информации и коммерческой тайны без дополнительных мер защиты;
3) обязанность проверки результатов работы нейросетей на достоверность, актуальность и соответствие законодательству.
3.2. Закрепить в локальных нормативных актах организации:
1) требования к документированию: фиксация факта использования ИИ в рабочих процессах;
2) правила выбора инструментов, в том числе разрешение к применению только нейросетей, соответствующих требованиям безопасности организации.
3.3. Провести обучение сотрудников по вопросам технических возможностей и ограничений нейросетей.
4. Решили разместить материалы Семинара на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (https://portalkso.ru/ ) в разделе «Библиотека».
5. Решили направить материалы Семинара в Союз муниципальных контрольно-счетных органов для использования в работе муниципальных контрольно-счетных органов.