Палата провела экспертизу проекта областного бюджета на 2025 – 2027 годы
Контрольно-счетная палата Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Новосибирской области о бюджетном процессе провела экспертизу проекта Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» (Законопроект).
Законопроект был представлен в палату 28.10.2024, дополнительные документы и материалы к нему представлены 28.10.2024 и 31.10.2024. Законопроект также размещен на сайтах Законодательного Собрания Новосибирской области и Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрел Законопроект 18.11.2024. На заседании комитета с содокладом о результатах экспертизы Законопроекта выступил заместитель председателя палаты Павел Викторович Подковырин.
В содокладе Павел Викторович отметил, что основные параметры проекта областного бюджета основаны на прогнозе социально-экономического развития области, других документах стратегического планирования, а также национальных, федеральных и соответствующих им региональных проектах.
Прогноз социально-экономического развития области разработан в трех вариантах. За основу бюджетного планирования принят консервативный вариант, который предусматривает уменьшение темпов роста основных экономических показателей в 2025 году и их последующее увеличение в 2026 – 2027 гг.
В 2024 году оценка и текущие значения темпов роста по большинству показателей выше консервативного варианта прогноза. Консервативный прогноз на 2025 год также увеличен. Так в 2024 году темп роста реальной заработной платы составляет 109,3% при прогнозе 102,4%, прогноз на 2025 год увеличен с 102,6% до 110,8%.
Основная часть поступлений в областной бюджет прогнозируется за счет налоговых доходов (более 95%). Сокращение объема и доли безвозмездных поступлений обусловлено отсутствием в проекте федерального бюджета распределений целого ряда межбюджетных трансфертов.
Прогноз налоговых доходов Министерства финансов НСО больше прогноза Управления ФНС на 35,5 млрд.руб. (9,9%). В прогнозе Министерства финансов НСО учтены более высокие темпы роста доходов населения (на 20-25%), а также ожидается, что сокращение прибыли организаций будут меньше.
Изменения налогового законодательства не оказывают существенного влияния на доходы областного бюджета. В прогнозе налога на имущество организаций учтено расширение перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (дополнительные доходы 498 млн.руб.).
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не влияет на объемы поступлений в консолидированный бюджет области (поступления по повышенным ставкам полностью зачисляются в федеральный бюджет).
Вместе с тем, прогрессивная шкала меняет пропорции распределения налога между областным и местными бюджетами. Так, для доходов свыше 5 млн.руб. доля областного бюджета уменьшится с 67,8% до 63,9%. За счет этого доходы областного бюджета в 2025 году уменьшатся более чем на 700 млн.руб.
Также следует отметить, для впервые образуемых муниципальных округов предусмотрено увеличение отчислений от налога по упрощенной системе налогообложения с 50% до 70%, а также ряд мер по сохраняю объемов финансовой помощи.
При этом для сохранения объема дотаций для муниципальных округов увеличен целевой уровень бюджетной обеспеченности (критерий выравнивания с 1,141 до 1,191). Однако для городских округов, обладающих таким же объемом полномочий, критерий выравнивания оставлен на прежнем уровне.
На 2025 год планируется дефицит областного бюджета в объеме 33 млрд.руб., что составляет около 10% расходов. В 2023-2024 гг. бюджет также планировался со значительным дефицитом, который обеспечивает поддержание высоких темпов роста объема расходов.
Основным источником финансирования дефицита являются рыночные заимствования и увеличение объема государственного долга области. В проекте федерального бюджета предусмотрено списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (кроме инфраструктурных и казначейских кредитов). Это позволит уменьшить объем долга области на сумму более 20 млрд.руб.
В проекте областного бюджета учтено сокращение объемов погашения бюджетных кредитов (на 3,6 млрд.руб. ежегодно). Но верхний предел долга (122 млрд.руб. на 01.01.2026) предусмотрен без учета списания. Высвобождаемые средства должны быть направлены на инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ и поддержку инвестиций.
Следует также учитывать, что за счет федеральных бюджетных кредитов область предоставляла бюджетные кредиты местным бюджетам (в т.ч. в 2022 году – 2,3 млрд.руб. г. Новосибирску). В проекте областного бюджета погашение кредитов местными бюджетами запланировано в полном объеме.
С учетом этого необходимо рассмотреть вопрос о списании 2/3 задолженности местных бюджетов либо о целевом направлении 2/3 возвращаемых средств на реализацию инфраструктурных проектов. Соответствующие нормы могут быть предусмотрены в законе об областном бюджете.
По результатам экспертизы палатой отмечено сохранение ряда нарушений и недостатков в бюджетном планировании. Так, объем инвестиционного фонда по-прежнему превышает предельный размер, установленный областным законодательством. В дополнительных материалах в Законопроекту предлагается приостановить действие областной нормы, но, по мнению палаты, целесообразно уточнить порядок учета неиспользованного предельного размера прошлых лет.
Случаи предоставления ряда иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных в Законопроекте, по-прежнему не соответствуют БК РФ (необходимо принятие областного закона). У ряда главных распорядителей сохраняются нарушения методик распределения межбюджетных трансфертов.
В представленном виде Законопроект может быть внесен на рассмотрение сессии для принятия в первом чтении. Замечания и предложения палаты могут быть учтены при формировании и рассмотрении поправок ко второму чтению.
С учетом результатов экспертизы комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рекомендовал Правительству Новосибирской области:
в связи с существенным увеличением государственного внутреннего долга Новосибирской области, расходов областного бюджета на его обслуживание, а также принятых Новосибирской областью долговых обязательств будущих периодов, особое внимание уделять эффективности расходования бюджетных средств, в том числе на реализацию проектов в рамках ГЧП (концессий);
проработать вопрос о привлечении финансовых ресурсов из федерального бюджета в целях обеспечения реализации комплекса мероприятий по строительству берегоукрепительных сооружений на Обском водохранилище.