Палата провела мониторинг реализации национальных и региональных проектов
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведен мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, национальных и региональных проектов (программ) в 2023 году. Мониторинг проводится параллельно со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Объектами мониторинга стали областные исполнительные органы государственной власти, ответственные за реализацию региональных проектов:
– Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО
– Министерство здравоохранения НСО
– Министерство культуры НСО
– Министерство образования НСО
– Министерство природных ресурсов и экологии НСО
– Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО
– Министерство сельского хозяйства НСО
– Министерство строительства НСО
– Министерство транспорта и дорожного хозяйства НСО
– Министерство труда и социального развития НСО
– Министерство физической культуры и спорта НСО
– Министерство цифрового развития и связи НСО
– Министерство экономического развития НСО
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национальных проектов (программ) по 12-ти направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
Кроме того, с 2022 года в отдельный национальный проект выделено направление «Туризм и индустрия гостеприимства», с 2023 года – «Беспилотные авиационные системы».
Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уточнены состав и формулировки национальных целей развития и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году. С учетом этих изменений национальные проекты должны быть скорректированы Правительством РФ при участии Государственного Совета РФ.
Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ предусмотрена разработка и реализация национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов. Согласно Положению федеральный проект обеспечивает достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач национального проекта и (или) достижение иных целей и показателей, выполнение иных задач по поручению и (или) указанию Президента РФ, поручению Председателя Правительства РФ, Правительства РФ, решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта.
Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта РФ, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта РФ.
Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление информации и документов, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности (в т.ч. паспортов проектов, отчетов об их реализации), осуществляются в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – Подсистема управления национальными проектами) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
Положение о проектной деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области; регламент проектной деятельности; положения о региональном Проектном комитете и региональном Проектном офисе; перечень лиц, ответственных за реализацию на территории Новосибирской области региональной составляющей национальных проектов (программ), утверждены Правительством НСО.
Региональный Проектный комитет утверждает паспорта региональных проектов, изменения паспортов региональных проектов и ежеквартальные отчеты о ходе их реализации. Состав регионального Проектного комитета утвержден распоряжением Губернатора НСО. Региональный Проектный офис организует планирование и контроль проектной деятельности на среднесрочный и краткосрочный периоды, а также отвечает за внедрение, поддержку и развитие системы проектного управления в областных органах. Функции регионального Проектного офиса осуществляет Министерство экономического развития НСО.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации расходы на национальный проект отражает четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000). Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта. Отражение расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов, осуществляется в аналогичном порядке (значение 4 – 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) должно соответствовать 4 – 5 разряду кода целевой статьи расходов федерального бюджета на реализацию соответствующих федеральных проектов).
Достижение целей национальных проектов обеспечивают 77 федеральных проектов (программ). В Новосибирской области паспорта региональных проектов (программ) утверждены по сферам действия 12-ти национальных и 48-ми федеральных проектов.
Информация о реализации национальных проектов размещена на сайте https://национальныепроекты.рф/. Информация о деятельности регионального Проектного комитета и регионального Проектного офиса размещена на Инвестиционном портале Новосибирской области http://invest.nso.ru/ru/page/817.
В 2023 году начата реализация региональных проектов «Развитие туристической инфраструктуры» и «Повышение доступности туристических продуктов». Прекращена реализация проекта «Кадры для цифровой экономики».
По национальному проекту «Наука» региональные проекты не принимались, субъекты РФ участвуют в его реализации через создание инфраструктуры, взаимодействие с научными, образовательными и иными организациями. По проектам «Молодые профессионалы» и «Социальные лифты для каждого» соглашение о реализации с федеральными органами не подписано, паспорт и отчеты о ходе реализации в Подсистеме управления национальными проектами ГИС «Электронный бюджет» не размещаются.
Национальные проекты |
Федеральные проекты (77) |
Региональные проекты (48) |
Демография |
5 |
5 |
Здравоохранение |
9 |
8 |
Образование |
8 |
8 |
Жилье и городская среда |
5 |
4 |
Экология |
10 |
4 |
Безопасные и качественные дороги |
6 |
3 |
Производительность труда |
2 |
2 |
Наука и университеты |
4 |
- |
Цифровая экономика |
10 |
4 |
Культура |
3 |
3 |
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
4 |
3 |
Международная кооперация и экспорт |
3 |
2 |
Туризм и индустрия гостеприимства |
3 |
2 |
Беспилотные авиационные системы |
5 |
- |
Согласно отчетам о ходе реализации региональных проектов за 2023 год плановый объем финансового обеспечения в областном бюджете составлял 41 967,2 млн.руб., кассовое исполнение расходов – 35 541,3 млн.руб.
Фактически в законе об областном бюджете ассигнования с кодами региональных проектов были предусмотрены в объеме 47 993,2 млн.руб., в сводной бюджетной росписи – 44 208,2 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 15 085,9 млн.руб., средств федерального Фонда развития территорий – 2 236,5 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 26 775,8 млн.руб.).
Кассовое исполнение расходов областного бюджета составило 37 899,1 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 17 260,5 млн.руб., средств федерального Фонда развития территорий – 2 013,6 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 18 625,1 млн.руб.).
В сводной бюджетной росписи областного бюджета трансферты местным бюджетам на реализацию региональных проектов были предусмотрены в объеме 12 712,5 млн.руб., перечислено в местные бюджеты – 11 341,2 млн.руб. В местных бюджетах ассигнования с кодом проекта были предусмотрены в объеме 13 438,3 млн.руб., кассовое исполнение расходов составило 11 958,3 млн.руб. (в т.ч. за счет собственных средств местных бюджетов).
По 22-м региональным проектам данные о плановых и фактических объемах финансирования, содержащиеся в отчетах о ходе реализации проектов, не совпадают с бухгалтерской отчетностью (особенно в части средств местных бюджетов). Согласно пояснениям областных органов, данные бухгалтерской отчетности на момент формирования отчетов о ходе реализации проектов не доступны. Для уточнения объемов финансирования направлено предложение об изменении срока формирования скорректированных отчетов в Подсистеме управления национальными проектами. Следует также отметить, что в ряде случаев, собственные средства областного и местных бюджетов, выделенные на реализацию региональных проектов сверх объемов, предусмотренных соглашениями о предоставлении федеральных средств, в Подсистеме управления национальными проектами не отражаются.
Реализация 8-ми региональных проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще 9 региональных проектов реализуются без использования федеральных средств. За счет дополнительного выделения собственных средств областного и местных бюджетов на реализацию региональных проектов, доля федеральных средств в финансировании составляет 50% (при этом по большинству видов субсидий, предоставляемых на реализацию проектов, установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составляет более 90%). Следует также отметить, что достижение результатов по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, строительству жилья, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению населения питьевой водой, созданию новых мест в образовательных организациях в значительной степени осуществляется за счет средств, не отнесенных к финансовому обеспечению соответствующих проектов.
По итогам 2023 года не достигнуты плановые значения отдельных показателей реализации региональных проектов:
по направлению «Здравоохранение» – обеспеченность медицинскими работниками, оказывающими скорую медицинскую помощь, врачами, оказывающими специализированную медицинскую помощь, и средними медицинскими работниками; доля зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии; доля медицинских организаций (их подразделений), перешедших на электронный медицинский документооборот, подключенных к различным подсистемам ЕГИСЗ (передающих в них данные); доля граждан, получивших возможность доступа к данным о прохождении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации в Личном кабинете пациента;
по направлению «Жилье и городская среда» – средняя стоимость модельного жилья на первичном рынке (выше планового значения);
по направлению «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
по направлению «Туризм и индустрия гостеприимства» – ввод номеров в модульных некапитальных средствах размещения, выдача социальных сертификатов на путешествие учащимся 5 – 9 классов.
В отдельных случаях к недостижению плановых значений показателей реализации проектов привело невыполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов либо перенос сроков их выполнения (строительство 6 школ в г. Новосибирске по концессионным соглашениям, школы в с. Толмачево и с. Марусино, детских садов в р.п. Чаны и с. Марусино, услуги по доработке информационной системы в сфере здравоохранения).
Кроме того, имеющихся средств недостаточно для привлечения медицинских работников на работу в государственные учреждения. Средства федерального бюджета на создание модульных средств размещения туристов были получены и направлены получателям в конце года. Неблагоприятные погодные условия не позволили учащимся воспользоваться сертификатами на путешествие. Также отмечаются недостатки методики расчета значений целевых показателей и системы сбора соответствующей информации, отсутствие на портале госуслуг веб-форм, необходимых для реализации сервисов.
Комитет Законодательного Собрания НСО по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, рассмотрел результаты мониторинга на заседании, прошедшем 11.06.2024. В решении комитет отметил не достижение плановых значений отдельных показателей реализации региональных проектов, а также рекомендовал Министерству экономического развития НСО направить в комитет информацию о проводимой работе по привлечению средств федерального бюджета на развитие туризма и развитие туристической инфраструктуры в Новосибирской области.
Комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике и комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрели результаты мониторинга на заседаниях, прошедших 19.06.2024. Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению – 25.06.2024.