Об итогах программы повышения квалификации для руководителей и сотрудников контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и контрольных органов муниципальных образований
Программа повышения квалификации для руководителей и сотрудников контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и контрольных органов муниципальных образований по теме: «Государственный и муниципальный финансовый контроль в субъектах федерации» была реализована в период с 3 по 12 октября 2023 года в г. Новосибирске на базе управления дополнительного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ».
Цель проведения: обновление знаний в области государственного и муниципального финансового контроля, изучение актуальных вопросов изменения законодательства, практических аспектов деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и контрольных органов муниципальных образований.
Программа проводилась комбинированным способом: 17 слушателей-очников находились в аудитории НГУЭУ, 87 слушателей из разных регионов России проходили обучение дистанционно. Преподаватели-практики вели занятия из аудитории НГУЭУ. Дистанционные слушатели были подключены к образовательному процессу в режиме реального времени посредством системы «Zoom». Подключение осуществлялось путем перехода по ссылке, направленной обучающей организацией. Так же всем слушателям были предоставлены документы, презентации и задания для закрепления изученного материала.
Особое внимание было уделено вопросам реализации полномочий органов государственного и муниципального финансового контроля в условиях изменения законодательства, анализу организации бюджетного процесса, изменениям бюджетного кодекса РФ, стратегическому аудиту, цифровой экономике и глобальным базам данных, аудиту эффективности, изменениям законодательства о бухгалтерском учете в бюджетной сфере, аудиту закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе (44-ФЗ), а так же финансовому контролю в сфере капитального строительства.
Программа рассчитана на 9 учебных дней (72 аудиторных часа) при 8 часовом режиме аудиторных занятий в день.
Организационная группа, в состав которой вошли специалисты управления дополнительного образования ФГБОУ ВО «НГУЭУ» и Контрольно-счетной палаты Новосибирской области провела большую подготовительную работу, а именно:
- сбор заявок и организационную работу со слушателями;
- решение вопросов по подключению к системе дистанционного очного обучения «Zoom»;
- привлечение к проведению занятий профессиональных преподавателей и специалистов-практиков, проведение с каждым из них индивидуальной консультации по разъяснению цели обучения и месте каждой дисциплины в реализации программы;
- составление расписания занятий.
Для реализации программы были привлечены преподаватели ФГБОУ ВО «НГУЭУ», а также специалисты-практики из Контрольно-счетных палат Новосибирской области, города Новосибирска, Контрольно-счетной палаты Кемеровской области, Счетной палаты Республики Мордовия, Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, Министерства экономического развития Новосибирской области, Управления Федерального казначейства по Новосибирской области.
С приветственной речью к слушателям курсов обратились: Председатель контрольно-счетной палаты Новосибирской области Гончарова Елена Анатольевна, проректор по науке и дополнительному образованию НГУЭУ к.э.н Куницын Дмитрий Валерьевич, начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Коложвари Эдуард Сергеевич.
Преподаватели курса:
Намжилов Цырен Цыденович – начальник отдела мониторинга национальных проектов министерства экономического развития Новосибирской области раскрыл взаимосвязь приоритетов стратегии и национальных проектов, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2018 г «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации». Он проанализировал систему достижения поставленных целей по этапам развития стратегии, обобщил мероприятия по оценке эффективности национальных проектов.
Плавник Родион Борисович, главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России, действительный член Палаты налоговых консультантов России, ведущий консультант по бюджетному, кадровому учету консалтинговой группы «Критериум» (Москва) читал лекции по теме: Актуальные изменения законодательства о бухгалтерском учете в бюджетной сфере.
Доцент кафедры финансов и кредита СГУПС к.э.н., доцент Дуплинская Елена Борисовна изложила проблемные вопросы финансового контроля за эффективностью использования бюджетных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, межбюджетных трансфертов, реализации налоговой политики на региональном и муниципальном уровне, управления государственным и муниципальным долгом.
В программе повышения квалификации принимали участие: аудиторы КСП НСО: к.э.н. Мартынов Сергей Николаевич и Гюнтер Наталья Петровна, заместитель председателя КСП г. Новосибирска Бранькова Оксана Сергеевна, аудитор КСП г.Новосибирска Нетисова Ивина Эдуардовна, к.э.н., доцент СибУПК Моисеев Владимир Владимирович, консультант Контрольно-счетной палаты Кемеровской области Пудов Евгений Валентинович, заместитель председателя Счетной палаты Республики Мордовия к.э.н. Валеев Азат Рустемович.
При составлении учебно-тематического плана доля практических занятий составила не менее 45%.
Учебный план
«Государственный и муниципальный финансовый контроль
в субъектах федерации»
|
Наименование дисциплины / модуля |
Общая трудоемкость, час. |
Форма промежуточной аттестации |
Курсовая раб/проект |
Ауд., всего час. |
Аудиторные занятия, из них час. |
СРС, час. |
ПА, час |
||
Лекции |
Лаб.раб. |
Практ. / сем. занятия |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
||||||||
1.1. |
Основные направления и законодательное обеспечение реформы бюджетного процесса в РФ |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.2. |
Система органов государственной власти и местного самоуправления, государственная и муниципальная служба |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.3. |
Цели, задачи, виды и статус контрольно-счетных органов РФ |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.4. |
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Программный бюджет. Национальные проекты. |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.5. |
Организация экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в контрольно-счетных органах РФ |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.6. |
Бюджетное планирование и бюджетирование, ориентированное на результат |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.7 |
Налоговая политика на региональном и муниципальном уровне |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.8 |
Основные подходы к оценке эффективности бюджетной деятельности и целевых программ |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.9 |
Казначейская система исполнения бюджетов |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
1.10 |
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.11 |
Межбюджетные трансферты. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.12 |
Управление государственным и муниципальным долгом |
2 |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
|
1.13 |
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.14 |
Общие элементы организации аудита эффективности. Планирование и подготовка аудита эффективности. Предварительное изучение объекта(ов) аудита. Выбор методов проведения проверки, аудиторских процедур. |
6 |
|
|
6 |
4 |
|
2 |
|
|
1.15 |
Контроль за расходами на дорожную деятельность и капитальное строительство. |
6 |
|
|
6 |
4 |
|
2 |
|
|
1.16 |
Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на: реализацию общих функций государственного управления. |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.17 |
Финансовый контроль в сфере оказания медицинской помощи, образования, культуры и спорта |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
1.18 |
Круглый стол «Направления совершенствования деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов» |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
2. |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
|
||||||||
2.1. |
Итоговый зачет по программе |
2 |
тесты |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
ИТОГО: |
72 |
|
|
72 |
38 |
|
32 |
|
2 |
Всего в работе курсов приняли участие 104 сотрудника региональных и муниципальных органов финансового контроля из семи Федеральных округов РФ: Сибирского, Уральского, Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного и Дальневосточного.
Представительство по субъектам РФ
Наибольшее количество слушателей было представлено из Иркутской области (10 чел), Пермского края (8 чел), Архангельской области (7 чел), Калининградской области (6 чел), Кемеровской области (6 чел), Новосибирской области (6 чел), Вологодской области (5 чел), (Свердловской области (5 чел).
В числе обучающихся 25 слушателей - представители КСО субъектов РФ, 79 слушателей - представители КСО муниципальных образований.
По ходу реализации программы повышения квалификации проводился мониторинг удовлетворенности обучающихся организацией и содержанием образовательного процесса, который показал, что уровень предложенной программы полностью соответствовал уровню потребностей слушателей в обновлении профессиональных знаний.
Слушателями отмечено качество работы преподавателей, которые на высоком научно-теоретическом и практическом уровне, увлеченно, доходчиво провели свои учебные занятия.
Участникам программы были предоставлены обширные практические материалы и презентации по тематике курса.
Общий вывод.
1. Учебно-тематический план выполнен в полном объёме.
2. Слушателей устроило содержание программы обучения, которое было подтверждено результатами итоговой аттестации и опросом слушателей.
По итогам проведения программы 104 слушателям были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца.