Председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова приняла участие в расширенном заседании Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации
24 сентября 2021 года в городе Краснодаре состоялось расширенное заседание Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. Темой мероприятия стало развитие системы внешнего финансового контроля и совершенствование нормативного правового регулирования в условиях новаций Федерального закона 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных образований». В заседании приняли участие заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ Лисютин Е.В., директор Департамента международного и регионального сотрудничества аппарата СП РФ Махмутов Т.А., помощник Председателя СП РФ Семенов А.Х., первый заместитель председателя Правления Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления РФ Дручек С.В., руководители ряда контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, председатели контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Председатель комиссии Совета контрольно-счетных органов при СП РФ по правовым вопросам, председатель КСП Новосибирской области Гончарова Е.А. приняла участие в заседании Президиума и рабочей группе Президиума Союза МКСО и выступила с докладом о реализации норм Федерального закона от 01.07.2021 N 255-ФЗ о внесении изменений в закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В своем выступлении Елена Анатольевна отметила, что большинство внесенных в 6-ФЗ изменений имеют прямое действие и для их применения не требуется издание каких-либо региональных и муниципальных правовых актов. Исключение составляют нормы о принятии СП РФ и региональными КСО порядка проверки соответствия кандидатур на должность председателя установленным квалификационным требованиям. При этом возможность обратиться за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя регионального КСО уже была предусмотрена в Законе о СП РФ с 2017 года (изменения в 6-ФЗ сделали такое обращение обязательным). Для муниципального уровня такая возможность предусмотрена впервые (и это именно право, а не обязанность представительного органа).
Возможность обратиться за заключением и рекомендациями по деятельности КСО также уже была предусмотрена в Законе о СП РФ (при этом муниципальный КСО может обратиться и в СП РФ, и в региональный КСО, представительный орган – только в СП РФ).
В основном требуется техническое приведение текста региональных и муниципальных правовых актов (в т.ч. внутренних документов КСО) в соответствие с новой редакцией 6-ФЗ. Объем этих изменений зависит от принятых в конкретном регионе или муниципалитете подходов. Где-то текст 6-ФЗ практически полностью дублируется в региональных и муниципальных правовых актах. Где-то в правовые акты включаются преимущественно только те положения, которые согласно 6-ФЗ должны регулироваться в региональных и муниципальных правовых актах. Первый вариант, конечно, потребует более объемных изменений.
Теперь председатель, заместитель председателя, аудитор МКСО могут быть только муниципальными должностями; опыт работы кандидатов на эти должности должен составлять не менее 5 лет; КСО района и округа должен обладать правами юридического лица; штатная численность КСО должна утверждаться по представлению председателя КСО. Если в региональных и муниципальных правовых актах эти вопросы регулируются по-другому, их нужно привести в соответствие с новой редакцией 6-ФЗ.
В частности, из регионального законодательства нужно исключить нормы, относящие председателя, заместителя председателя, аудитора КСО к должностям муниципальной службы (это закон о реестре должностей муниципальной службы и закон регулирующий отдельные вопросы организации и деятельности муниципальных КСО). На муниципальном уровне, прежде всего, необходимо принять правовые акты регулирующие вопросы материального и социального обеспечения, а также антикоррупционные ограничения для лиц, замещающих муниципальные должности КСО. Скорее всего, для этого будет недостаточно простого механического переноса норм из разделов для муниципальных служащих в разделы для муниципальных должностей. Например, состав выплат по оплате труда муниципальных служащих и муниципальных должностей разный. При этом важно, чтобы объем, уровень гарантий при изменении статуса должности не уменьшился. В том числе размер оплаты труда, продолжительность отпуска, будущая доплата к пенсии.
В части перехода должностей муниципальной службы в муниципальные должности следует отметить полученное по инициативе Счетной палаты РФ разъяснение Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому с 30 сентября 2021 года правовых оснований для замещения соответствующих должностей государственной и муниципальной службы не имеется. Это предполагает назначение к указанному сроку председателей, заместителей и аудиторов муниципальных КСО на муниципальную должность в новом порядке на новый срок. В отдельных регионах и муниципальных образованиях принимаются решения о продолжении осуществления полномочий в пределах ранее установленного срока, но с учетом требований федерального законодательства в статусе муниципальных должностей. Данный подход представляется небесспорным и требующим детальной нормативно-правовой проработки.
Внесенные в 6-ФЗ изменения направлены на повышение независимости и профессионализма работы КСО, в том числе, через повышение статуса должностных лиц КСО. При этом, реализация изменений 6-ФЗ не должна приводить к нарушению основных принципов внешнего финансового контроля. КСО является постоянно действующим органом, его деятельность не может быть приостановлена. Муниципальные правовые акты, процедуры прекращения трудовых договоров муниципальных служащих и обеспечение исполнения полномочий по соответствующим должностям в новом статусе должны быть приведены в соответствие в ближайшее время и не находиться в противоречии с федеральным законом.
В части наличия прав юридического лица согласно старой редакции 6-ФЗ это могло быть предусмотрено в уставе и (или) решении представительного органа. Соответственно в налоговую службу для регистрации достаточно было предоставить только решение представительного органа, наличие нормы о правах юрлица в уставе было не обязательно. В новой редакции 6-ФЗ для КСО районов и округов этот вопрос не регулируется. Соответственно действует только ст. 41 131-ФЗ, согласно которой основанием для регистрации является устав и решение о создании органа с правами юрлица. Поэтому норму о наличии у КСО прав юрлица целесообразно включить и в устав, и в новую редакцию положения о КСО. Для налоговой службы при регистрации, скорее всего, будет достаточно наличие КСО в уставе в качестве органа местного самоуправления.
Ряд других изменений 6-ФЗ предоставляет регионам и муниципалитетам дополнительные права (возможности) регулирования вопросов организации и деятельности КСО: представительный орган может предусмотреть более одной должности заместителя председателя, определить перечень должностей инспекторов КСО; КСО может учреждать ведомственные награды, привлекать другие органы, организации, экспертов и специалистов. Реализация указанных возможностей потребует принятия соответствующих правовых актов (или заключения соглашений, договоров).
Также в выступлении было отмечено несколько проблемных вопросов, работа над которыми будет продолжена. Так, при работе над законопроектом не удалось реализовать предложение комиссии по методологии, поддержанное комиссией по правовым вопросам, ограничить количество проектов правовых актов, направляемых в КСО на экспертизу. Предлагалось делегировать на уровень регионов и муниципалитетов право устанавливать случаи проведения экспертизы (категории правовых актов, подлежащих экспертизе). Это позволило бы учесть потребности и специфику конкретного региона и муниципалитета, а также избежать дублирование многочисленных экспертиз, проводимых в соответствии с законодательством.
Поправками между чтениями была установлена периодичность предоставления информации о ходе исполнения бюджета в представительный орган и высшему должностному лицу (ежеквартально). В поддержанном Советом КСО варианте предлагалось – регулярно. На мой взгляд, поправка усилила «регуляторное давление федерального законодательства», поскольку периодичность направления информации между органами регионов и муниципалитетов целесообразно регулировать на региональном и муниципальном уровне.
Поправками полномочие по проведению аудита в сфере закупок было дополнено ссылкой на Закон о контрактной системе. В поддержанном Советом КСО варианте предлагалось сформулировать полномочие по аналогии с Законом о СП РФ – в отношении всех закупок объектов контроля. Это позволило бы решить проблему, что часть объектов контроля, использующих бюджетные средства на закупки, по Закону о контрактной системе не работают и формально под аудит закупок не попадают.
Многие изменения формулировок полномочий были направлены на приведение 6-ФЗ в соответствие с БК РФ. Но в ходе работы с проектами новой редакции БК РФ комиссия по правовым вопросам пришла к выводу, что из БК РФ целесообразно максимально исключить нормы, регулирующие деятельность КСО и оставить их только в 6-ФЗ. Это позволит избежать несоответствий между двумя законами и необходимости периодического приведения их в соответствие друг с другом.
Также в БК РФ целесообразно убрать излишний акцент на полномочиях КСО по контролю (внешней проверке) бухгалтерской отчетности. Представительные органы и общественность гораздо более интересует отчетность о социально-экономических показателях, но контроль за этой отчетностью отнесен к полномочиям органов внутреннего финансового контроля (отчеты о выполнении госзаданий, госпрограмм).
Также в 6-ФЗ и БК РФ в неизменном виде сохранились нормы, предусматривающие осуществление мер реагирования только по контрольным мероприятиям (без экспертно-аналитических). Представления, предписания, уведомления о бюджетных мерах принуждения направляются по результатам контрольных мероприятий. При этом нарушения, требующие мер реагирования, выявляются и в ходе экспертно-аналитических мероприятий. В новой редакции 6-ФЗ обязанность объектов контроля обеспечить работников КСО оборудованным рабочим местом также предусмотрена только при контрольном мероприятии.
Планом работы комиссии Совета КСО при СП РФ по правовым вопросам предусмотрено обобщение предложений региональных КСО с целью дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего внешний финансовый контроль.