Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2018 году и за текущий период 2019 года (в том числе на строительство мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска), рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Минтранс НСО);
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД);
3. Администрация г. Тогучина Тогучинского района;
4. Администрация Морского сельсовета Новосибирского района;
5. Администрация Решетовского сельсовета Кочковского района ;
6. Администрация р.п. Ордынское Ордынского района;
7. Администрация Красноярского сельсовета Ордынского района.
В результате проверки установлено:
1. Автодорожная сеть Новосибирской области по состоянию на 01.01.2019 года составляет 27 361,4 км. Из 12 731,2 км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности 63,3% или 8 056,3 км не отвечают нормативным требованиям. Из 14 630,2 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям – 3 296,3 км или 22,5%.
На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения не соответствует нормативным требованиям 56 мостов из 271 или 20,6%.
Информация, отраженная в статистической отчетности, о протяженности и техническом состоянии автомобильных дорог находящихся в собственности муниципальных образований является не достоверной.
2. Доходы дорожного фонда в 2018 году исполнены в объеме 13 379 855,2 тыс.руб. или 100,9% плана, с ростом к 2017 году на 1 945 180,5 тыс.руб. или 17,0%, за 10 месяцев 2019 года – в объеме 11 564 587,2 тыс.руб. или 60,0% плана.
Основную часть доходов дорожного фонда составляют доходы от уплаты акцизов (41,6% в 2018 году и 46,0% за 10 мес. 2019 года), отчисления от иных поступлений в доход областного бюджета (20,2% и 12,6%), транспортного налога (18,8% и 12,4%).
Средства федерального бюджета в доходах дорожного фонда составили в 2018 году 1 522 710,7 тыс.руб. или 11,4%, с ростом к 2017 году на 246 133,7 тыс.руб. или 19,3%, за 10 месяцев 2019 года – 2 354 261,1 тыс.руб. или 20,4%.
3. Расходы дорожного фонда в 2018 году составили 12 782 496,7 тыс.руб. или 96,4% от плановых назначений, с ростом к 2017 году на 1 944 007,5 тыс.руб. или 17,9%, за 10 месяцев 2019 года – в объеме 11 564 587,2 тыс.руб. или 61,4% плана.
Основной объем ассигнований дорожного фонда в 2018 году и за 10 месяцев 2019 года направлен на реализацию мероприятий ГП «Развитие автомобильных дорог» (86,7% и 86,8%, по годам соответственно). Остальные ассигнования направлены на: реализацию мероприятий ГП «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» (4,4% и 3,9%); оплату налога на имущество по дорогам местного значения (3,6% и 3,1%); управление дорожным хозяйством (3,2% и 4,7%); реализацию мероприятий ГП «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области» (0,4% и менее 0,1%) и т.д.
4. На реализацию мероприятий ГП «Развитие автомобильных дорог» направлено в 2018 году – 11 076 814,6 тыс.руб. (96,6% к плану), с ростом к 2017 году на 1 770 842,9 тыс.руб. или 19,0%, за 10 месяцев 2019 года – 10 034 305,7 тыс.руб. (60,7 % к плану).
Расходы на объекты дорожной инфраструктуры государственной собственности в 2018 году – 8 237 949,5 тыс.руб. или 74,4%, за 10 месяцев 2019 года – 7 488 313,2 тыс.руб. или 74,6%.
Основная часть ассигнований областного бюджета в рамках реализации Госпрограммы за 2018 год и 10 месяцев 2019 года направлена на:
• содержание автомобильных дорог – 29,4% (3 257 270,7 тыс.руб.) и 29,8% (2 992 628,8 тыс.руб.), по годам соответственно;
• строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 23,8% (2 640 487,0 тыс.руб.) и 25,6% (2 564 246,1 тыс.руб.);
• капитальный ремонт – 8,4% (840 212,1 тыс.руб.) и 6,9% (690 617,6 тыс.руб.);
• ремонт – 3,6% (396 574,3 тыс.руб.) и 6,0% (603 808,4 тыс.руб.);
• планово-предупредительный ремонт – 8,8% (977 293,0 тыс.руб.) и 5,5% (554 930,1 тыс.руб.).
5. В 2018 году завершено строительство (реконструкция) 13,9 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, проведен капитальный ремонт 18,4 км и ремонт 46,7 км дорожного полотна на объектах государственной собственности. При этом протяженность автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям в 2018 году к уровню 2017 года увеличилась только на 2,7 км.
КСП НСО обращает внимание, что при сохранении объемов финансирования, направляемых на капитальный ремонт (ремонт), возникают риски недостижения показателя Госпрограммы по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 46,0% к 2024 году (относительно их протяженности по состоянию на 31.12.2017), предусмотренного Указом Президента РФ № 204 и решению задачи «Развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них».
6. На осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения из областного бюджета было направлено субсидий в 2018 году 2 820 428,8 тыс.руб. (25,5%) с сокращением к 2017 году на 311 248,8 тыс.руб. или 9,9% и 10 месяцев 2019 года – 2 516 591,2 тыс.руб. (25,1%).
Средства областного и местных бюджетов направлены на: строительство (реконструкцию) 6,9 км автомобильных дорог, капитальный ремонт 12,0 км и ремонт 299,6 км автомобильных дорог местного значения.
7. В 2018 году из 24-ти целевых индикаторов Госпрограммы, не достигнуты результаты по 13-ти. При этом, согласно сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области за 2018 год реализация ГП «Развитие автомобильных дорог» признана эффективной.
8. В рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» объем финансирования Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации за 2017- 2018 годы составил 4 381 445,6 тыс.руб. из них средства федерального бюджета – 1 997 104,5 тыс.руб.
В результате реализации мероприятий Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации за 2017- 2018 годы:
– приведено в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние 52,07% протяженности автомобильных дорог Новосибирской агломерации от их общей протяженности (при плане 51,45%), в том числе на 11-ти автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения и на 41-м объекте городских округов НСО (30 – в г. Новосибирске; 7 – в г. Бердске; 2 – в г. Искитиме; по 1-му – в г. Оби и в р.п. Кольцово);
– снижено количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на 52 ед. (100% к плану).
Контрольные точки, предусмотренные сводным планом приоритетного проекта на 2018 год (11 ед.) достигнуты в полном объеме.
9. С 2019 года в Новосибирской области началась реализация регионального проекта «Дорожная сеть» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (срок реализации с 03.12.2018 по 31.12.2024).
Общий объем финансирования Регионального проекта в 2019 году запланирован в объеме 5 072 978,2 тыс.руб. в том числе за счет средств ФБ – 2 303 202,2 тыс.руб.
По состоянию на 01.12.2019 кассовое исполнение мероприятий Регионального проекта составило 4 566 141,5 тыс.руб. (90,0%), в том числе ФБ – 2 196 405,8 тыс.руб.
В 2019 году запланировано проведение дорожных работ на 70 объектах государственной собственности и 50 объектах муниципальной собственности, в том числе в г. Новосибирске на 37-ми объектах, в г. Бердске – на 7-ми, в г. Искитиме – на 1-ом, в г. Оби – на 2-х и р.п. Кольцово – на 3-х.
10. В рамках исполнения государственного контракта, заключенного Минтрансом НСО с ООО «МераТех», был проведен независимый контроль (диагностика и оценка) качества выполненных дорожных работ подрядными организациями в 2018 году. Из 388-ми проверенных объектов муниципальной собственности выявлены несоответствия по 155-ти (39,9%) объектам.
Основными показателями несоответствия требованиям технических регламентов, строительных правил и проектной документации явились: коэффициент уплотнения и водонасыщения асфальтобетонного покрытия, толщина дорожного покрытия, а также несоответствие объемов работ, типов дорожных смесей, отсутствие уплотнения ЩПС и другие.
Анализ нарушений и недостатков, установленных независимым контролем и проверками КСП НСО, свидетельствует: о системных нарушениях технологического процесса производства работ подрядными организациями; о ненадлежащем контроле со стороны заказчиков и организаций, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ; о приемке заказчиками некачественно выполненных работ и об отсутствии мер по их устранению; о низком качестве разработанной ПСД и др.
11. В ходе контрольного мероприятия установлен ряд нарушений и недостатков в работе муниципальных заказчиков, подрядных организаций, в частности:
1) Нарушения законодательства в сфере закупок (Федеральной закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»):
– ст. 8, 24, 93 искусственное «дробление» единой закупки при обустройстве пешеходного перехода по ул. Мичурина в с. Ленинское по устройству тротуара на 3 договора до 100,0 тыс.руб. каждая и монтажу знаков и светофоров на 4 договора до 100,0 тыс.руб. каждая с одним подрядчиком, что привело к осуществлению закупки без использования конкурентных способов определения подрядчика (исполнителя) (Морской сельсовет Новосибирского района);
– ч. 6 ст. 34 администрация (заказчик) не направила подрядчику требование об уплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ по контракту (Морской сельсовет Новосибирского района – 32,4 тыс.руб., Решетовский сельсовет Кочковского района – 612,2 тыс.руб., р.п. Ордынское Ордынского района – 162,3 тыс.руб.).
2) В нарушение ст. 702 гл. 37 Гражданского кодекса РФ строительный контроль за проведением работ по ремонту автомобильных дорог фактически не осуществлялся (договоры заключены после окончания работ, либо за три дня до подписания акта приемки работ), в связи с чем неправомерно оплачены работы по договорам на сумму 231,3 тыс.руб (р.п. Ордынское Ордынского района).
12. Проверка состояния объектов, работы на которых выполнялись в рамках реализации приоритетного проекта БКД в 2017-2018 годах, показала, что на ряде объектов, за период эксплуатации возникли различные дефекты от разрушения покрытий дорог до разрушения объектов обустройства автомобильных дорог.
Появление дефектов, по мнению КСП НСО, связано не только с ненадлежащим контролем со стороны Заказчика за соблюдением подрядной организаций технологического процесса производства работ и требований, установленных нормативно-техническими регламентами и ПСД, но и с условиями эксплуатации и содержания автомобильных дорог.
13. Концессионное соглашение по строительству и эксплуатации на платной основе мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска заключено 06.12.2017 между Новосибирской областью и ООО «Сибирская концессионная компания». Срок действия Концессионного соглашения – до 06.12.2042 (25лет). Сроки строительства мостового перехода по Концессионному соглашению - с 06.12.2017 до 06.12.2022. В связи с Особыми обстоятельствами срок окончания строительства перенесен до 17.09.2023.
Расходы на строительство Мостового перехода по Концессионному соглашению предусмотрены в размере 34 523 071,0 тыс.руб., из них инвестиции Концессионера – 8 295 431,0 тыс.руб., федеральный грант – 26 227 640,0 тыс.руб.
Ведомостью объемов и стоимости работ по Мостовому переходу, представленной Концессионером, стоимость строительства указана в размере 31 333 784,0 тыс.руб. кроме того 3 189 287,0 тыс.руб. – прочие расходы Концессионера, не связанные с СМР.
При этом положительным заключением Главгосэкспертизы России стоимость строительства определена в размере 30 427 794,4 тыс.руб. Превышение стоимости работ, указанной в Ведомости объемов над установленной Главгосэкспертизой России составляет 905 989,6 тыс.руб.
14. Объем средств, запланированный на строительство Мостового перехода в 2018-2019 гг., составляет 2 396 459,8 тыс.руб., из них на 2018 год – 480 667,1 тыс.руб. (федеральный грант – 400 000,0 тыс.руб., собственные средства Концессионера – 80 667,1 тыс.руб.), и на 2019 год – 1 915 792,7 тыс.руб. (федеральный грант – 1 789 331,7 тыс.руб., собственные средства Концессионера – 126 461,0 тыс.руб.).
Общий объем расходов Концессионера на работах по строительству Мостового перехода, выполненных в 2018 и 9 месяцев 2019 года составил 614 739,7 тыс.руб. или 1,96 % от общей стоимости объекта.
15. На 2019 год, согласно графику, запланирована передача Концессионеру 197 земельных участков. По состоянию на 01.11.2019 Концессионеру переданы в аренду 53 земельных участка и предусмотрена передача еще 8-ми земельных участков с расположенными на них автодорогами. После чего площадь переданных участков составит 38,4 га или 74,4% от общей площади.
Так как, согласно утвержденному графику, передача земельных участков должна завершиться 01.12.2019, то возможно появление нового Особого обстоятельства, в результате которого срок строительства может быть продлен.
16. АО «Центральный мост» создано в соответствии с Распоряжением Губернатора Новосибирской и Постановлением Мэрии города Новосибирска в 2013 году с Уставным капиталом 834 000,0 тыс.руб. (доля НСО - 98,8%).
В настоящее время происходит добровольная ликвидация АО «Центральный Мост».
Остаток денежных средств на счетах Общества на 01.11.2019 составляет 20 316,6 тыс.руб.
17. Государственное казенное учреждение ГКУ НСО «Мост» создано распоряжением Правительства Новосибирской области от 27.06.2017 с целью обеспечения подготовки территории, необходимой для строительства Мостового перехода, осуществления контроля за его строительством и дальнейшей эксплуатацией на платной основе.
Фактические расходы учреждения за 2018 год составили 430 442,7 тыс.руб. (93,7 % – на производственную деятельность, 6,3 % – на расходы, связанные с содержанием учреждения); расходы в 2019 году (по состоянию на 01.10.2019) составили 460 859,5 тыс.руб. (94,2 % и 5,9 %).
За период с 2018 года по 9 месяцев 2019 года заключено 30 контрактов на сумму 526 134,8 тыс.руб. и принято по актам приемки выполненных работ на сумму 352 845,5 тыс.руб.
Для устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
– Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
– Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог»;
– администрациям муниципальных образований Новосибирской области:
– г. Тогучина Тогучинского района;
– Морского сельсовета Новосибирского района;
– Решетовского сельсовета Кочковского района;
– р.п. Ордынское Ордынского района;
– Красноярского сельсовета Ордынского района.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.
12 февраля 2020 года комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике на своем заседании заслушал доклад аудитора палаты В.Н. Алёхина и рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, решил принять его к сведению и рекомендовать:
-Правительству Новосибирской области:
1. Совместно с муниципальными образованиями Новосибирской области организовать работу по окончанию в 2020 году проведения инструментальной диагностики автомобильных дорог местного значения в целях предоставления муниципальными образованиями объективных статистических данных об их протяженности и техническом состоянии.
2. Совместно с администрациями Баганского, Карасукского и Купинского районов Новосибирской области в качестве пилотного проекта проработать вопросы реализации механизма передачи полномочий по организации и выполнению дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах местного значения Новосибирской области на уровень муниципальных районов в целях эффективного использования бюджетных средств.
-Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
1. Проинформировать комитет в марте текущего года о сроках проведения экспертизы достоверности определения фактической сметной стоимости строительства мостового перехода чечрез р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска;
2. Проработать со специализированными организациями вопросы стоимости разработки проектно-сметной документации на объекты муниципальной собственности в целях определения единого ценового подхода к проведению экспертизы готовой документации;
3. Организовать работу с муниципальными заказчиками, предусмотрев при заключении контрактов поэтапное их исполнение в целях усиления контроля за качеством выполняемых работ;
4. Совместно с государственными и муниципальными заказчиками обеспечивать включение в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации. В срок до 28.02.2020 предоставить в комитет актуальный реестр недобросовестных поставщиков, а также информацию об объеме предъявленных штрафных санкций.