12 Февраля 2015
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Искитимского и Северного районов Новосибирской области за 2013 год рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности и комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.
Экспертно-аналитическое мероприятие по проверке годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Искитимского и Северного районов Новосибирской области за 2013 год проведено с целью: контроля за соблюдением участниками бюджетного процесса высокодотационных муниципальных образований (МО) требований бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, оценка результативности и эффективности мер по социально-экономическому развитию, увеличению доходов и оптимизации расходов местных бюджетов.
Проверка проведена в отношении высокодотационных МО Искитимского и Северного районов, включая муниципальные районы и 23 поселения указанных районов. Мероприятия проводились совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В ходе проверки установлено:
1. Искитимский и Северный районы могут быть отнесены к территориям с высоким уровнем развития промышленности (преимущественно угле- и нефтедобывающей). В Искитимском районе также более высокий по сравнению с другими районами уровень развития сельского хозяйства, торговли и услуг. Северный район отличается крайне низким значением статистических показателей развития этих отраслей. За счет высокого уровня развития промышленности налоговые и неналоговые доходы на душу населения в Северном районе в 1,5 раза выше среднего среди муниципальных районов уровня (в Искитимском районе – на уровне среднего). Несмотря на это доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
2. По сравнению с результатами ранее проведенной в этих районах внешней проверки (в 2008 году) можно отметить повышение качества бюджетного процесса. Однако типовые нарушения и недостатки в бюджетном процессе, на которые КСП НСО ежегодно указывает в своих заключениях, допускаются еще в значительном числе случаев:
- в ряде поселений Искитимского района не принята большая часть правовых актов, регулирующих бюджетный процесс; сохраняется ситуация, когда поселения утверждают типовые документы без учета особенностей бюджетного процесса в соответствующем МО;
во всех проверенных МО установлены несоответствия законодательству решений о бюджете и о внесении изменений в бюджет, в т.ч. показатели дефицита, долга и заимствований не соответствуют друг другу, имеются типичные нарушения при распределении расходов по кодам бюджетной классификации;
- в администрациях муниципальных районов отсутствуют подразделения и должностные лица, выполняющие функции финансовых органов, функции финансовых органов неправомерно возложены на областные территориальные органы (управления финансов и налоговой политики районов);
- состав и статус должностных лиц ревизионной комиссии Северного сельсовета (работающей на общественных началах) не соответствуют ст.5, 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ; в районах и поселениях не создана система внутреннего финансового контроля и аудита;
- во многих случаях содержание бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет в поселениях не соответствует законодательству; поселения не осуществляют полномочия по санкционированию расходов и не передают эти функции органам Федерального казначейства;
- в ряде МО допускались случаи финансирования расходов с превышением утвержденных в решении о бюджете ассигнований и случаи несоблюдения порядка размещения заказа для муниципальных нужд (преимущественно, в части нарушения требований о размещении информации на общероссийском сайте);
- в большинстве МО содержание реестра расходных обязательств и реестра закупок, осуществленных без заключения контрактов, не соответствует требованиям ст.73, 87 БК РФ (в т.ч. отсутствуют реквизиты муниципальных правовых актов, в реестр включается информация, не имеющая отношения к закупкам);
- во всех проверенных МО установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, в т.ч. в части учета вложений в уставные капиталы, дебиторской и кредиторской задолженности, раскрытия информации в пояснительной записке.
3. В отличие от прошлых лет в проверенных МО практически не установлено нарушений запрета на финансирование расходов, не связанных с осуществлением полномочий соответствующих органов МСУ, установленного для высокодотационных МО в ст.136 БК РФ. Однако в Северном муниципальном районе, 8-ми поселениях Искитимского и 6-ти Северного района превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав МО, муниципальных служащих и содержание органов МСУ, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
4. Установлены следующие основные нарушения и недостатки, допущенные при исполнении отдельных видов доходов, расходов и источников финансирования дефицита местных бюджетов:
- в большинстве поселений ставки местных налогов установлены на уровне существенно меньшем возможных; в 4-х поселениях Искитимского района в нарушение ст.3, 56 Налогового кодекса РФ установлена льгота по земельному налогу в зависимости от формы собственности и индивидуальные льготы;
- в ряде поселений Северного района из бюджетов уплачивался налог на имущество организаций за автомобильные дороги и сооружения местного значения, при этом в соответствии со ст.8.11 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ эти объекты освобождены от налогообложения;
- в большинстве случаев плата за наем муниципального жилья не собирается или остается в распоряжении собирающих ее муниципальных предприятий; в ряде случаев не применились меры по взысканию арендной платы и дебиторской задолженности;
унитарные предприятия Улыбинского сельсовета Искитимского района имеют просроченную с 2008 года задолженность по предоставленным из бюджета поселения кредитам на сумму 230,0 тыс.руб. (одно из предприятий в 2014 году исключено из единого реестра как недействующее юридическое лицо);
- расходы на социальное обслуживание в сумме 1 703,4 тыс.руб. осуществлялись за счет средств бюджета Северного района без принятия необходимых муниципальных правовых актов, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
в нарушение ст.78 БК РФ, ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 18 417,9 тыс.руб. предоставлялись при отсутствии порядка их предоставления либо без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций;
- из бюджетов Верх-Коенского и Улыбинского сельсоветов Искитимского района в нарушение ст.72, 78 БК РФ вместо размещения заказов на работы по содержанию дорог и благоустройству предоставлялись субсидии муниципальным предприятиям на общую сумму 1 123,3 тыс.руб.;
- из бюджета Чернореченского сельсовета Искитимского района осуществлялись расходы, которые должна нести коммунальная организация (оплачен газ для газовой котельной на сумму 6 849,3 тыс.руб.); сумма расходов сопоставима с дополнительной финансовой помощью из областного бюджета на оплату долгов поселения;
- расходные полномочия по финансированию библиотек поселений в районах распределены по-разному, в т.ч. в Северном районе работники библиотек содержатся за счет бюджета района без передачи району от поселений соответствующих полномочий и трансфертов на их осуществление;
- межбюджетные трансферты из бюджетов районов в бюджеты поселений предоставлялись за счет средств областного бюджета в форме субсидий и при отсутствии порядков их предоставления, утвержденных советами депутатов, что не соответствует ст.142, 142.4 БК РФ.
5. Применение Методических рекомендаций Министерства финансов НСО по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений позволяет избежать целого ряда допускавшихся ранее типовых нарушений и недостатков при распределении дотаций. Однако при распределении дотаций по-прежнему используются показатели прогнозируемых доходов отдельных поселений, что запрещено ст.137, 142.1 БК РФ. Кроме того, рассчитанные по рекомендованной Министерством финансов НСО методике объемы дотаций слабо зависят от численности жителей поселений, не позволяют достичь целевого уровня бюджетной обеспеченности (критерия выравнивания), не позволяют учитывать реальное влияние различных факторов на расходы бюджетов поселений.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области внести изменения в Методические рекомендации по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений с целью устранения недостатков, установленных в ходе анализа их применения в муниципальных районах.
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков представления палаты направлены в администрации муниципальных районов и поселений Искитимского и Северного районов.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области.
Заслушав доклад и обсудив материалы проверки депутаты решили: принять заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований рассмотрен на заседании комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Искитимского и Северного районов Новосибирской области за 2013 год рассмотрено на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности и комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.
Экспертно-аналитическое мероприятие по проверке годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Искитимского и Северного районов Новосибирской области за 2013 год проведено с целью: контроля за соблюдением участниками бюджетного процесса высокодотационных муниципальных образований (МО) требований бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, оценка результативности и эффективности мер по социально-экономическому развитию, увеличению доходов и оптимизации расходов местных бюджетов.
Проверка проведена в отношении высокодотационных МО Искитимского и Северного районов, включая муниципальные районы и 23 поселения указанных районов. Мероприятия проводились совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В ходе проверки установлено:
1. Искитимский и Северный районы могут быть отнесены к территориям с высоким уровнем развития промышленности (преимущественно угле- и нефтедобывающей). В Искитимском районе также более высокий по сравнению с другими районами уровень развития сельского хозяйства, торговли и услуг. Северный район отличается крайне низким значением статистических показателей развития этих отраслей. За счет высокого уровня развития промышленности налоговые и неналоговые доходы на душу населения в Северном районе в 1,5 раза выше среднего среди муниципальных районов уровня (в Искитимском районе – на уровне среднего). Несмотря на это доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
2. По сравнению с результатами ранее проведенной в этих районах внешней проверки (в 2008 году) можно отметить повышение качества бюджетного процесса. Однако типовые нарушения и недостатки в бюджетном процессе, на которые КСП НСО ежегодно указывает в своих заключениях, допускаются еще в значительном числе случаев:
- в ряде поселений Искитимского района не принята большая часть правовых актов, регулирующих бюджетный процесс; сохраняется ситуация, когда поселения утверждают типовые документы без учета особенностей бюджетного процесса в соответствующем МО;
во всех проверенных МО установлены несоответствия законодательству решений о бюджете и о внесении изменений в бюджет, в т.ч. показатели дефицита, долга и заимствований не соответствуют друг другу, имеются типичные нарушения при распределении расходов по кодам бюджетной классификации;
- в администрациях муниципальных районов отсутствуют подразделения и должностные лица, выполняющие функции финансовых органов, функции финансовых органов неправомерно возложены на областные территориальные органы (управления финансов и налоговой политики районов);
- состав и статус должностных лиц ревизионной комиссии Северного сельсовета (работающей на общественных началах) не соответствуют ст.5, 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ; в районах и поселениях не создана система внутреннего финансового контроля и аудита;
- во многих случаях содержание бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет в поселениях не соответствует законодательству; поселения не осуществляют полномочия по санкционированию расходов и не передают эти функции органам Федерального казначейства;
- в ряде МО допускались случаи финансирования расходов с превышением утвержденных в решении о бюджете ассигнований и случаи несоблюдения порядка размещения заказа для муниципальных нужд (преимущественно, в части нарушения требований о размещении информации на общероссийском сайте);
- в большинстве МО содержание реестра расходных обязательств и реестра закупок, осуществленных без заключения контрактов, не соответствует требованиям ст.73, 87 БК РФ (в т.ч. отсутствуют реквизиты муниципальных правовых актов, в реестр включается информация, не имеющая отношения к закупкам);
- во всех проверенных МО установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, в т.ч. в части учета вложений в уставные капиталы, дебиторской и кредиторской задолженности, раскрытия информации в пояснительной записке.
3. В отличие от прошлых лет в проверенных МО практически не установлено нарушений запрета на финансирование расходов, не связанных с осуществлением полномочий соответствующих органов МСУ, установленного для высокодотационных МО в ст.136 БК РФ. Однако в Северном муниципальном районе, 8-ми поселениях Искитимского и 6-ти Северного района превышены нормативы формирования расходов на оплату труда глав МО, муниципальных служащих и содержание органов МСУ, утвержденные Постановлением Администрации области от 28.12.2007 № 206-па.
4. Установлены следующие основные нарушения и недостатки, допущенные при исполнении отдельных видов доходов, расходов и источников финансирования дефицита местных бюджетов:
- в большинстве поселений ставки местных налогов установлены на уровне существенно меньшем возможных; в 4-х поселениях Искитимского района в нарушение ст.3, 56 Налогового кодекса РФ установлена льгота по земельному налогу в зависимости от формы собственности и индивидуальные льготы;
- в ряде поселений Северного района из бюджетов уплачивался налог на имущество организаций за автомобильные дороги и сооружения местного значения, при этом в соответствии со ст.8.11 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ эти объекты освобождены от налогообложения;
- в большинстве случаев плата за наем муниципального жилья не собирается или остается в распоряжении собирающих ее муниципальных предприятий; в ряде случаев не применились меры по взысканию арендной платы и дебиторской задолженности;
унитарные предприятия Улыбинского сельсовета Искитимского района имеют просроченную с 2008 года задолженность по предоставленным из бюджета поселения кредитам на сумму 230,0 тыс.руб. (одно из предприятий в 2014 году исключено из единого реестра как недействующее юридическое лицо);
- расходы на социальное обслуживание в сумме 1 703,4 тыс.руб. осуществлялись за счет средств бюджета Северного района без принятия необходимых муниципальных правовых актов, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
в нарушение ст.78 БК РФ, ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ субсидии юридическим лицам из местных бюджетов на общую сумму 18 417,9 тыс.руб. предоставлялись при отсутствии порядка их предоставления либо без согласия антимонопольного органа на предоставление преференций;
- из бюджетов Верх-Коенского и Улыбинского сельсоветов Искитимского района в нарушение ст.72, 78 БК РФ вместо размещения заказов на работы по содержанию дорог и благоустройству предоставлялись субсидии муниципальным предприятиям на общую сумму 1 123,3 тыс.руб.;
- из бюджета Чернореченского сельсовета Искитимского района осуществлялись расходы, которые должна нести коммунальная организация (оплачен газ для газовой котельной на сумму 6 849,3 тыс.руб.); сумма расходов сопоставима с дополнительной финансовой помощью из областного бюджета на оплату долгов поселения;
- расходные полномочия по финансированию библиотек поселений в районах распределены по-разному, в т.ч. в Северном районе работники библиотек содержатся за счет бюджета района без передачи району от поселений соответствующих полномочий и трансфертов на их осуществление;
- межбюджетные трансферты из бюджетов районов в бюджеты поселений предоставлялись за счет средств областного бюджета в форме субсидий и при отсутствии порядков их предоставления, утвержденных советами депутатов, что не соответствует ст.142, 142.4 БК РФ.
5. Применение Методических рекомендаций Министерства финансов НСО по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений позволяет избежать целого ряда допускавшихся ранее типовых нарушений и недостатков при распределении дотаций. Однако при распределении дотаций по-прежнему используются показатели прогнозируемых доходов отдельных поселений, что запрещено ст.137, 142.1 БК РФ. Кроме того, рассчитанные по рекомендованной Министерством финансов НСО методике объемы дотаций слабо зависят от численности жителей поселений, не позволяют достичь целевого уровня бюджетной обеспеченности (критерия выравнивания), не позволяют учитывать реальное влияние различных факторов на расходы бюджетов поселений.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области внести изменения в Методические рекомендации по формированию районных фондов финансовой поддержки поселений с целью устранения недостатков, установленных в ходе анализа их применения в муниципальных районах.
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков представления палаты направлены в администрации муниципальных районов и поселений Искитимского и Северного районов.
Информация о признаках нарушения законодательства о защите конкуренции направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области.
Заслушав доклад и обсудив материалы проверки депутаты решили: принять заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.