Палата провела анализ реализации государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области»
Контрольно-счетная палата Новосибирской области (КСП НСО) провела анализ реализации государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» в 2020 – 2023 годах и за 9 месяцев 2024 года.
Объектами анализа стали:
- Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (Министерство)
- Администрации 10 районов Новосибирской области.
В администрации Маслянинского района (выделен наибольший объем бюджетных средств - 1 млрд.32 млн.руб.) специалистами КСП НСО проводилась выездная проверка. В отношении администраций Баганского и Черепановского районов проводились камеральные проверки, в отношении администраций 7 районов (Венгеровского, Доволенского, Кочковского, Ордынского, Сузунского, Тогучинского, Чановского) проводились встречные проверки по отдельным вопросам анализа.
В результате анализа установлено:
1. Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» (Госпрограмма) реализуется с 2020 года с целью создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области.
За 2020-2023 гг. расходы по Госпрограмме составили 4 077 395,6 тыс.руб. Из федерального бюджета направлено 3 187 041,1 тыс.руб. (86,5% к плану), областного бюджета – 890 354,5 тыс.руб. (66,5% к плану). Темп роста расходов 2021 к 2020 году – 79,1%, 2022 к 2021 году – 133,7%, 2023 к 2022 году – 181,3%. Кроме того, из местных бюджетов выделено 78 943,9 тыс.руб. (85,2% к плану), из внебюджетных источников – 194 557,8 тыс.руб. (87,3% к плану). Законом о бюджете на 2024 год предусмотрено 1 566 564,5 тыс.руб. (в ред. от 17.07.2024). За 9 месяцев 2024 года расходы исполнены на 319 922,7 тыс.руб. (20,4% к плану), на 27.12.2024 – 1 176 916,5 тыс.руб. (71,3% к плану по Закону о бюджете на 2024 год (в ред. от 03.12.2024) и 76,1% к уточненной бюджетной росписи). В связи с существенным сокращением средств федерального бюджета, доля расходов областного бюджета увеличилась до 57,6%.
2. На достижение цели Госпрограммы направлено решение 3-х задач. За 2020-2023 гг. муниципальным образованиям в форме межбюджетных трансфертов выделено на формирование современного облика сельских территорий 81,2%, на содействие в обеспечении сельского населения доступным и комфортным жильем 17,9% от расходов по Госпрограмме, на создание условий для повышения обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными кадрами направлено в форме субсидий 0,9% от расходов.
Наибольший объем бюджетных средств (78,3%) получили 5 районов области: Маслянинский (25,6%), Тогучинский (19,5%), Сузунский (13,9%), Баганский (9,8%), Краснозерский (9,5%). Не принимали участие в Госпрограмме Болотнинский и Чистоозерный районы (Чистоозерный район является участником Госпрограммы с 2024 года).
Внесение с 2024 года изменений в цели и структуру Госпрограммы не привело к изменению основных направлений расходов.
3. Госпрограмма не отвечает требованиям комплексной государственной программы, установленным на федеральном уровне. Паспорт не содержит аналитическую информацию о структурных элементах и (или) мероприятиях (результатах) иных областных государственных программ и региональных проектах, соответствующих сфере ее реализации, как это предусмотрено в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (Федеральная программа), и рекомендовано при разработке государственных комплексных программ развития сельских территорий. Мероприятия не синхронизированы с государственными программами Новосибирской области, затрагивающими развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций, муниципальными программами, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Вместе с тем, на эффективную реализацию Госпрограммы также влияют проблемы (недостатки), устранение которых зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. В частности, в 2020-2023 гг. не создана цифровая платформа для управления в сфере комплексного социально-экономического и пространственного развития населенных пунктов. Проведенный на федеральном уровне мониторинг сельских территорий показал низкое качество представляемых данных.
4. С 2023 года в Федеральной программе установлено приоритетное рассмотрение и финансирование заявок субъектов РФ в отношении мероприятий, заявляемых к реализации на территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территорий (ОНП). В перечень ОНП, утвержденный постановлением Правительства НСО от 27.02.2023 №59-п, включены 25 ОНП в 25 муниципальных районах (365 сельсоветов, 1 227 населенных пунктов), вне зависимости от максимального расстояния по дорогам общего пользования до ОНП, что не соответствует критерию установленному пп.в) п.4 Федеральных методических рекомендаций (не более 50 км).
Минсельхозом НСО и органами местного самоуправления МО, на территории которых расположены ОНП, в срок до 1 июля 2024 года, установленный п.3 Постановления Правительства НСО от 27.02.2023 №59-п, не разработаны проекты плана долгосрочного социально-экономического развития ОНП всех сельских районов (разработаны планы Маслянинского и Тогучинского районов, ведется работа по разработке 23 планов).
В Перечень ОНП не вошли территории 5 муниципальных районов (Искитимский, Колыванский, Коченевский, Новосибирский и Ордынский) в составе 86 сельсоветов (392 населенных пункта) и г.Обь (2 населенных пункта), общей площадью 22 127,99 кв.м., численностью населения 362 698 человек. По мнению Минсельхоза НСО для развития сельских территорий, не являющихся ОНП, необходимо определять источники финансирования за счет средств областного бюджета на развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. Соответствующие мероприятия в рамках Госпрограммы не предусмотрены.
5. В результате реализации мероприятий, направленных на содействие в обеспечении сельского населения доступным и комфортным жильем (Задача 1):
предоставлено 221 участнику Госпрограммы социальных выплат на сумму 317 289,8 тыс.руб (по отчетным данным введено (приобретено) с государственной поддержкой 14,679 тыс.кв.м. жилых помещений);
предоставлено 22 гражданам по договорам коммерческого найма 3,943 тыс.кв.м. (администрациям Маслянинского, Сузунского, Тогучинского районов выделено 69 843,8 тыс.руб.);
реализовано 7 мероприятий в рамках 2 проектов по благоустройству площадок под компактную жилищную застройку (администрациям в Маслянинского и Краснозерского районов выделено 341 432,6 тыс.руб.).
5.1 Установлен ряд нарушений и недостатков в части правового регулирования в сфере реализации мероприятия:
нормативным правовыми актами Новосибирской области и (или) муниципальных образований не установлен порядок и условия дополнительных выплат за счет средств областного и (или) местного бюджета, в случаях, когда в период использования социальных выплат у гражданина родился (усыновлен) 1 и более ребенок, что ухудшает положения получателей социальных выплат;
нормативным правовым актом не принят порядок определения стоимости незавершенного строительства жилого дома для расчета размера социальной выплаты, которая ограничивается остатком сметной стоимости строительства;
установлены противоречия федерального и областного законодательства в части определения очередности получателей социальной выплаты, в случае исключения граждан из сводного списка, что может привести к неполучению социальной выплаты гражданами, имеющими приоритетное право;
постановление Правительства НСО от 31.12.2019 № 525-п с 27.12.2022 противоречит постановлению Правительства НСО от 03.03.2020 № 42-п в части сроков оформления в собственность всех членов семьи приобретенного или построенного получателем социальной выплаты жилого помещения, а также п.14 Федерального положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (утв. в Приложениях к Федеральной госпрограмме, Федеральное положение), так как ограничивает сроки использования сертификата получателем социальных выплат;
в нормативных правовых актах регионального уровня не установлено ограничение по использованию на уплату взноса не менее 30% от стоимости приобретенного жилья, ипотечных кредитов, по которым в рамках Федеральной программы компенсируется часть недополученных доходов банкам («сельская ипотека») (п.5 Федерального положения), а также ограничение по направлению социальной выплаты на уплату первоначального взноса, процентов по кредиту, приобретенному в банках-участниках Федеральной госпрограммы;
нормативным правовыми актами Новосибирской области не предусмотрено заключение с получателями социальной выплаты договоров, предусматривающих обязательства по выполнению условий получения социальных выплат, в том числе на протяжении 5 лет с даты их получения (трудоустройство в организациях АПК и социальной сферы).
5.2 Не устранены нарушения, установленные КСП НСО ранее.
Минсельхозом НСО:
не осуществлялся контроль за выполнением условия о непредоставлении социальной выплаты гражданам и членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием социальных выплат;
не контролируется своевременный возврат коммерческими банками свидетельств на получение социальных выплат (срок действия которых истек);
Администрациями районов:
На стадии формирования списков участников Госпрограммы и доведения бюджетных средств:
не проводились в полном объеме проверки правильности оформления представленных заявителями документов и достоверности содержащихся в них сведений, что приводило к необоснованному признанию заявителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий и выделению социальных выплат (Маслянинский, Черепановский районы);
На стадии строительства и дальнейшей эксплуатации жилья:
не проходили проверку договоры и иные документы, предоставляемые участниками Госпрограммы для перечисления социальной выплаты до представления их в кредитную организацию (Маслянинский район);
не обеспечено получателями социальной выплаты внесение собственных и (или) заемных средств, в части стоимости строительства жилья, превышающей социальную выплату (Баганский, Маслянинский районы);
не проводились проверки стоимости и площади жилья, построенного участниками Госпрограммы, после предоставления социальной выплаты, и соответственно, не производился пересчет и возврат излишне выплаченной части социальной выплаты (Баганский, Маслянинский районы);
не осуществлялся контроль за вводом жилья в эксплуатацию, не проводились проверки построенного жилья на соответствие установленным требованиям благоустроенности (Маслянинский район);
не проверялось выполнение получателями социальной выплаты обязательств по оформлению жилого помещения в общую собственность всех членов семьи в установленные сроки (Баганский, Маслянинский, Черепановский, Ордынский районы);
не организован и не велся учет членов семьи граждан, получивших социальную выплату и улучшивших жилищные условия (Маслянинский район);
не осуществляется контроль в части исполнения обязательств получателями социальных выплат по трудоустройству на сельской территории в организациях АПК и социальной сферы (Баганский, Маслянинский, Ордынский, Черепановский, Тогучинский районы).
Допущены иные недостатки, в том числе отсутствие в личных делах заявителей полного пакета документов, подтверждающих право на получение социальных выплат; признание соответствия построенного жилья требованиям по благоустройству, а также недостоверность представленной отчетности о достижении результатов использования межбюджетных трансфертов и сроков ее представления (Маслянинский район).
5.3 Министерством и Администрацией Маслянинского района не обоснованно предоставлена социальная выплата на 1 146,0 тыс.руб. при софинансировании покупки жилья получателем с привлечением средств «сельской ипотеки». Еще одному гражданину без подтверждающих документов на усыновление 2-х детей рассчитана и предоставлена выплата больше на 783,6 тыс.руб.
Министерством в нарушение п.7 и п.9 Областных правил по улучшению жилищных условий неверно рассчитана сумма социальной выплаты 2 получателям, в том числе неправомерно рассчитан остаток сметной стоимости уже начатого строительства, в результате излишне предоставлена выплата на 36,0 тыс.руб. (Маслянинский район), в следствии арифметической ошибки гражданину (Черепановский район) выделено меньше средств соц.выплаты на 256,6 тыс.руб. Также не пересчитан размер социальной выплаты исходя из фактической стоимости площади построенного жилья у 11 получателей из Маслянинского и Баганского районов (по расчетам КСП выплачено больше на 1 053,8 тыс.руб.).
У 10 граждан установлены нарушения условия получения соц.выплаты в части трудоустройства в организациях АПК и социальной сферы в Ордынском, Маслянинском, Баганском, Черепановском, Тогучинском районах.
5.4 Минсельхозом НСО не принимались меры по возврату субсидий администрациями районов при полном использовании межбюджетных трансфертов и недостижение показателей результативности.
6. На создание условий для повышения обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными кадрами (Задача 2) за 2020-2023 гг. выделено 38 225,2 тыс.руб. В рамках реализации мероприятий 59 чел. прошли обучение по ученическим договорам и по договорам о целевом обучении, 1 019 студентов привлечено для прохождения производственной практики в сельскохозяйственные предприятия.
Установлен ряд нарушений и недостатков:
срок подачи предложений (заявок) на участие в отборе, установленный приказом Минсельхоза НСО от 11.11.2024 №394, позже сроков, установленных приказом Минсельхоза РФ от 13.04.2023 №379;
несвоевременное утверждение формы Реестра заявителей, имеющих право на получение господдержки, при этом, Порядок предоставления субсидий на обеспечение специалистами действует с 2019 года;
в нарушение п. 13 и п.15 Порядка предоставления субсидий на обеспечение специалистами, (утв. Приложением №7 к Постановлению Правительства НСО от 31.12.2019 № 525-п) Министерством в 2020 году нарушены сроки подписания 1 соглашения и перечисления субсидий получателям господдержки, в 2021 году нарушались сроки заключения соглашений в 8 случаях.
7. В рамках задачи 3 «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» за счет бюджетных средств (3 310 604,2 тыс.руб.) реализовано 114 проектов по благоустройству сельских территорий; 19 проектов комплексного развития сельских территорий в 29 населенных пунктах 11 районов области; разработана проектно-сметная документация для реализации 13 проектов.
При этом, отмечается низкий уровень реализации проектов комплексного развития сельских территорий в 2023, 2024 гг. муниципальными образованиями Новосибирской области, что повлекло отказ в субсидировании на 2024-2025 гг. новых проектов Новосибирской области. Основными причинами появления таких объектов являются, в том числе низкий уровень подготовки градостроительной документации, некачественное выполнение проектно-изыскательских работ и составление проектно-сметной документации, невыполнение обязательств по контрактам, выполнение работ ненадлежащего качества и другие.
7.1 Установлен ряд нарушений и недостатков:
не соблюден уровень софинансирования при реализации 2 проектов по благоустройству сельских территорий за счет средств местного бюджета администрацией Баганского района в 2021 году (менее 5%);
не обеспечено своевременное заключение контрактов (позднее 1 марта) Маслянинским, Баганским, Черепановским районами в рамках реализации мероприятий по благоустройству сельских территорий и по формированию современного облика сельских территорий, что повлекло риски несвоевременного исполнения контрактов и реализации мероприятий Госпрограммы;
не обеспечено соблюдение графика строительства объекта капитального строительства и достижение технической готовности объекта капитального строительства проектов комплексного развития сельских территорий Баганского, Черепановского, Краснозерского, Сузунского районов, установленных соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что повлекло несвоевременную реализацию проектов комплексного развития сельских территорий;
усматриваются риски невостребованности (нереализованности) проектно-сметной документации (по 11 проектам (17 мероприятий)) в объекты капитального строительства в течение более чем пяти лет со дня ее разработки, либо ее морального устаревания, не соответствия нормативным требованиям или техническим условиям, установленным законодательством по истечению нескольких лет, риски неэффективного использования средств, направленных на разработку проектно-сметной документации;
не обеспечено соответствие данных отчетов по Госпрограмме и отчетов о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, направляемых в Минсельхоз РФ по количеству реализованных проектов комплексного развития сельских территорий;
не обеспечено своевременное предоставление отчетов по расходам бюджета и по достижению значений результатов исполнения субсидии администрациями Маслянинского, Баганского, Черепановского районов по реализации проектов по благоустройству сельских территорий и проектов комплексного развития сельских территорий.
7.2 Установлены многочисленные факты нарушений законодательства в сфере закупок:
не соблюдены сроки выполнения обязательств подрядчиками по 34 контрактам Маслянинского, Баганского, Черепановского районов по реализации проектов по благоустройству сельских территорий и проектов комплексного развития сельских территорий. При этом заказчиками (администрациями поселений, муниципальными учреждениями) не исполнена обязанность по направлению требования по оплате неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное выполнение работ;
осуществлены оплаты заказчиками за принятые работы позднее установленного срока по 55 контрактам, в том числе администрациями 5 из 9 поселений Баганского района (по 18 контрактам), 6 из 12 поселений Маслянинского района (по 35 контрактам), 3 из 14 поселений Черепановского района (по 2 контрактам);
допущены случаи «дробления» закупок – заключение нескольких контрактов с общим (одинаковым) предметом, сроком исполнения и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на общую сумму, превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика при реализации проектов по благоустройству сельских территорий и проектов комплексного развития сельских территорий Маслянинского, Баганского районов.
8. По проведенной Минсельхозом НСО интегральной оценке эффективности реализации Госпрограммы за 2020-2023 гг., Госпрограмма признана эффективной (в 2020 году достигнуты 9 из 15, в 2021 году – 11 из 13, в 2022 году – 10 из 12, в 2023 году – 9 из 13 основных целевых индикаторов, характеризующих достижение целей и задач Госпрограммы). Вместе с тем, плановые значения индикаторов, характеризующих цель Госпрограммы, к концу 2023 года достичь не удалось: доля сельского населения в общей численности населения Новосибирской области – 20,22%, при плане 20,6% (ниже на 0,38 п.п.); соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств – 67,21%, при плане 92,88% (ниже на 25,67 п.п.).
9. С 2024 года в Госпрограмме утверждены новые цели и значения целевых индикаторов до 2030 года:
сохранение до конца 2030 года доли сельского населения в общей численности населения Новосибирской области на уровне 20,6 процента (в Федеральной госпрограмме – 25,0 процентов);
повышение и сохранение к концу 2030 года доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 21,5 процента (в Федеральной госпрограмме – 54,0 процента).
достижение и сохранение к концу 2030 года соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 72,47 процента (в Федеральной госпрограмме – 70,0 процентов).
Два из трех плановых значений показателей достижения целей Госпрограммы значительно ниже среднероссийского уровня. Субъекты РФ с фактическими значениями показателей ниже среднероссийского уровня должны обеспечивать высокое качество представления заявочных документов, а также применение проектных принципов организации работы в целях привлечения достаточных объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Вместе с тем, в связи с несвоевременным вводом в эксплуатацию объектов, Новосибирская область не принимает участие в отборе на 2024-2025 гг. для финансирования из федерального бюджета новых проектов комплексного развития сельских территорий.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила подготовить изменения в постановления Правительства НСО для приведения ряда положений, регламентирующих реализацию Госпрограммы в соответствие с федеральным законодательством. Министерству сельского хозяйства Новосибирской области и администрациям Баганского, Маслянинского, Ордынского и Черепановского районов направлены представление для устранения выявленных нарушений.
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрено на заседаниях двух комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Комитетом по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям (протокол от 11.02.2025) выражена благодарность сотрудникам Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за выполненную работу и рекомендовано министерству сельского хозяйства Новосибирской области в месячный срок обеспечить устранение указанных в заключении замечаний и представить информационное сообщение по данному вопросу на очередном заседании комитета в апреле текущего года.
Комитетом по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (протокол от 19.02.2025) рекомендовано:
- Правительству Новосибирской области: проработать вопросы осуществления на региональном уровне функции заказчика (определить уполномоченный орган) и обеспечить межведомственное взаимодействие по строительству объектов в рамках реализации проектов комплексного развития сельских территорий и их благоустройства в целях повышения качества разрабатываемой муниципальными образованиями проектно-сметной документации, выполнения строительных работ и снижения рисков несвоевременной реализации проектов; учесть в планах долгосрочного социально-экономического развития ОНП применение невостребованной ПСД, для создания планируемых объектов в рамках мероприятий других государственных программ Новосибирской области.
- министерству сельского хозяйства Новосибирской области: учесть замечания и предложения КСП НСО, в том числе, обратить особое внимание на устранение системных нарушений в части реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; дополнить паспорт государственной программы Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» аналитической информацией о структурных элементах и (или) мероприятиях (результатах) иных областных государственных программ и региональных проектах, соответствующих сфере ее реализации, как это предусмотрено в Федеральной программе и рекомендовано при разработке государственных комплексных программ развития сельских территорий.
Также при согласовании проекта изменений в государственную программу Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» (предусмотрено исключение из перечня задач Госпрограммы направления «Кадровое обеспечение сельских территорий»), Комитетом рекомендовано министерству сельского хозяйства Новосибирской области, при разработке мероприятий в рамках нового регионального проекта «Кадры в агропромышленном комплексе», обратить особое внимание на проблемы с обеспеченностью квалифицированными кадрами в сфере агропромышленного комплекса Новосибирской области, а также учесть замечания и предложения КСП НСО, сделанные по данному направлению в заключении при проведении анализа реализации Госпрограммы за 2020-2023 гг. и за текущий период 2024 года.