25 Марта 2015
Отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в 2013 - 2014 годах рассмотрен на заседании коллегии палаты и направлен председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах проверки:
1. Министерство социального развития Новосибирской области;
2. Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска;
3. Управление по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска;
4. Администрация Искитимского района Новосибирской области;
5. Администрация Колыванского района Новосибирской области;
6. Администрация Татарского района Новосибирской области.
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделены органы местного самоуправления Новосибирской области. Законодательством области определен порядок формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; общие вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; норма предоставления площади жилого помещения; обстоятельства невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. В Новосибирской области отсутствует административный регламент предоставления государственной услуги по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений, Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а также перечень таких обстоятельств, наличие которых предусмотрено федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. Порядок предоставления и расходования субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области не соответствует положениям федерального законодательства в части требований об обязательном подтверждении страхования ответственности участника долевого строительства, письменного согласия детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями с учетом сроков ввода в эксплуатацию строящихся объектов капитального строительства.
2. Расходы на обеспечение детей сирот благоустроенными жилыми помещениями были предусмотрены по долгосрочной целевой программе «Семья и дети», утвержденной постановлением Правительства области от 29.08.2011 № 374-п. После внесения изменений в Закон об областном бюджете на 2013-2015 гг. и Закон об областном бюджете на 2014-2016 гг. изменения в программу, в части объема финансирования мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не внесены. Это не соответствует п.29 Порядка, установленного постановлением Правительства области от 30.01.2012 № 42-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
3. Соглашения между муниципальными образованиями и Министерством соцразвития НСО об осуществлении отдельных государственных полномочий не содержат размер субвенций, значение показателя результативности и порядок взаимодействия Министерства соцразвития НСО и органа местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий. Показатели результативности для муниципальных образований, определяющие численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями установлены дополнительными соглашениями, заключенными в конце года, которые не зависят от объемов средств, выделяемых муниципальным образованиям в текущем году, и могут включать в себя количество лиц обеспеченных жильем, приобретенным как в текущем году, так и в предыдущих годах.
4. Общий объем расходов на обеспечение детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в 2013-2014 годах составил 993 235,14 тыс.руб. или 84,2% к плану (1 179 794,9 тыс.руб.), в том числе средства федерального бюджета 261 681,7 тыс.руб. или 99,1% к плану (264 028,4 тыс.руб.). Из 34-х муниципальных районов и городских округов - получателей субвенций 20-ти (58,8%) в 2013 году средства предоставлены не в полном объеме, в том числе 6-ти местным бюджетам направлено менее 50,0% средств к запланированным показателям, что не соответствует п.2 ст.5 Закона области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями».
5. На 01.01.2014 неиспользованные остатки субвенции остались по 15-ти муниципальным образованиям на общую сумму 31 317,2 тыс.руб. По состоянию на 01.01.2015 неиспользованные остатки субвенции в незначительных объемах остались у 5-ти муниципальных образованиях на общую сумму 1 792,5 тыс.руб. Основными причинами несвоевременного освоения средств явились: заключение муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве во второй половине года, со сроком сдачи объектов в следующем финансовом году; не исполнение подрядными организациями в срок обязательств по муниципальным контрактам на участие в долевом строительстве, а также в связи с признанием не несостоявшимися аукционов.
6. По состоянию на 01.01.2015 года численность детей-сирот, включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями составило 4 281 чел., из них не реализовали право на получение жилого помещения – 2 387 чел. В 2013 году обеспечено жилыми помещениями 495 чел.. в 2014 году – 515 чел. Фактически доля детей сирот, обеспеченных жильем, от общего числа нуждающихся в жилых помещениях детей данной категории, основания у которых уже возникли и не реализованы составила в 2013 году – 24,7%, в 2014 году – 25,0%, что меньше значений, предусмотренных планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на 4,9% и 0,2% соответственно. Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено снижение показателя обеспеченности детей-сирот жилыми помещениями до 16,0-16,5%%. При этом ежегодный прирост численности детей-сирот, право на обеспечение жильем которых возникнет в 2015 - 2016 годах (из уже включенных в список граждан), составит около 24%. Таким образом, в ближайшие два года будет наблюдаться рост численности лиц, достигших 18-ти лет, у которых возникло, но не реализовано право на получение жилого помещения.
7. В ходе проверок деятельности органов местного самоуправления по исполнению ими отдельных государственных полномочий Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот установлено:
7.1. Нарушение ведения Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установленного ст. 2 Закона области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7.2. Предоставление жилых помещений детям-сиротам площадью менее установленной нормы, в том числе в связи с отсутствием информации в отделах опеки и попечительства администраций районов о местонахождении детей-сирот, что говорит об отсутствии осуществления постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося государственным полномочием, передаваемым органам местного самоуправления в соответствии с Законом области от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7.3. Специализированный жилищный фонд в муниципальных районах и городских округах не сформирован.
7.4. Отсутствует контроль за сохранностью жилых помещений, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения.
7.5. Администрацией Татарского района в нарушение требований п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ не осуществлена государственная регистрация трех муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве от 16.12.2013.
Общий объем средств неправомерно перечисленных застройщику в 2013 году составил 18 488,7 тыс.руб.
В результате неправомерных действий (бездействий) Администрации Татарского района допущено неэффективное использования бюджетных средств в размере 26 356,9 тыс.руб. (ст.34 БК РФ).
По окончании контрольного мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила:
1. Правительству Новосибирской области принять Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а также перечень таких обстоятельств, предусмотренный Законом области от 05.06.2013 № 331 ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Министерству социального развития Новосибирской области утвердить административные регламенты предоставления государственной услуги по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений.
В целях устранения выявленных в ходе аудита эффективности нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области будут направлены:
1. Министерству социального развития Новосибирской области;
2. Управлению по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска;
3. Администрации Искитимского района Новосибирской области;
4. Администрации Колыванского района Новосибирской области;
5. Администрации Татарского района Новосибирской области.
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в 2013 - 2014 годах рассмотрен на заседании коллегии палаты и направлен председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах проверки:
1. Министерство социального развития Новосибирской области;
2. Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска;
3. Управление по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска;
4. Администрация Искитимского района Новосибирской области;
5. Администрация Колыванского района Новосибирской области;
6. Администрация Татарского района Новосибирской области.
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделены органы местного самоуправления Новосибирской области. Законодательством области определен порядок формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; общие вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; норма предоставления площади жилого помещения; обстоятельства невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. В Новосибирской области отсутствует административный регламент предоставления государственной услуги по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений, Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а также перечень таких обстоятельств, наличие которых предусмотрено федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. Порядок предоставления и расходования субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области не соответствует положениям федерального законодательства в части требований об обязательном подтверждении страхования ответственности участника долевого строительства, письменного согласия детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями с учетом сроков ввода в эксплуатацию строящихся объектов капитального строительства.
2. Расходы на обеспечение детей сирот благоустроенными жилыми помещениями были предусмотрены по долгосрочной целевой программе «Семья и дети», утвержденной постановлением Правительства области от 29.08.2011 № 374-п. После внесения изменений в Закон об областном бюджете на 2013-2015 гг. и Закон об областном бюджете на 2014-2016 гг. изменения в программу, в части объема финансирования мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не внесены. Это не соответствует п.29 Порядка, установленного постановлением Правительства области от 30.01.2012 № 42-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
3. Соглашения между муниципальными образованиями и Министерством соцразвития НСО об осуществлении отдельных государственных полномочий не содержат размер субвенций, значение показателя результативности и порядок взаимодействия Министерства соцразвития НСО и органа местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий. Показатели результативности для муниципальных образований, определяющие численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями установлены дополнительными соглашениями, заключенными в конце года, которые не зависят от объемов средств, выделяемых муниципальным образованиям в текущем году, и могут включать в себя количество лиц обеспеченных жильем, приобретенным как в текущем году, так и в предыдущих годах.
4. Общий объем расходов на обеспечение детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в 2013-2014 годах составил 993 235,14 тыс.руб. или 84,2% к плану (1 179 794,9 тыс.руб.), в том числе средства федерального бюджета 261 681,7 тыс.руб. или 99,1% к плану (264 028,4 тыс.руб.). Из 34-х муниципальных районов и городских округов - получателей субвенций 20-ти (58,8%) в 2013 году средства предоставлены не в полном объеме, в том числе 6-ти местным бюджетам направлено менее 50,0% средств к запланированным показателям, что не соответствует п.2 ст.5 Закона области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями».
5. На 01.01.2014 неиспользованные остатки субвенции остались по 15-ти муниципальным образованиям на общую сумму 31 317,2 тыс.руб. По состоянию на 01.01.2015 неиспользованные остатки субвенции в незначительных объемах остались у 5-ти муниципальных образованиях на общую сумму 1 792,5 тыс.руб. Основными причинами несвоевременного освоения средств явились: заключение муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве во второй половине года, со сроком сдачи объектов в следующем финансовом году; не исполнение подрядными организациями в срок обязательств по муниципальным контрактам на участие в долевом строительстве, а также в связи с признанием не несостоявшимися аукционов.
6. По состоянию на 01.01.2015 года численность детей-сирот, включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями составило 4 281 чел., из них не реализовали право на получение жилого помещения – 2 387 чел. В 2013 году обеспечено жилыми помещениями 495 чел.. в 2014 году – 515 чел. Фактически доля детей сирот, обеспеченных жильем, от общего числа нуждающихся в жилых помещениях детей данной категории, основания у которых уже возникли и не реализованы составила в 2013 году – 24,7%, в 2014 году – 25,0%, что меньше значений, предусмотренных планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на 4,9% и 0,2% соответственно. Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено снижение показателя обеспеченности детей-сирот жилыми помещениями до 16,0-16,5%%. При этом ежегодный прирост численности детей-сирот, право на обеспечение жильем которых возникнет в 2015 - 2016 годах (из уже включенных в список граждан), составит около 24%. Таким образом, в ближайшие два года будет наблюдаться рост численности лиц, достигших 18-ти лет, у которых возникло, но не реализовано право на получение жилого помещения.
7. В ходе проверок деятельности органов местного самоуправления по исполнению ими отдельных государственных полномочий Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот установлено:
7.1. Нарушение ведения Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установленного ст. 2 Закона области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7.2. Предоставление жилых помещений детям-сиротам площадью менее установленной нормы, в том числе в связи с отсутствием информации в отделах опеки и попечительства администраций районов о местонахождении детей-сирот, что говорит об отсутствии осуществления постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося государственным полномочием, передаваемым органам местного самоуправления в соответствии с Законом области от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7.3. Специализированный жилищный фонд в муниципальных районах и городских округах не сформирован.
7.4. Отсутствует контроль за сохранностью жилых помещений, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения.
7.5. Администрацией Татарского района в нарушение требований п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ не осуществлена государственная регистрация трех муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве от 16.12.2013.
Общий объем средств неправомерно перечисленных застройщику в 2013 году составил 18 488,7 тыс.руб.
В результате неправомерных действий (бездействий) Администрации Татарского района допущено неэффективное использования бюджетных средств в размере 26 356,9 тыс.руб. (ст.34 БК РФ).
По окончании контрольного мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила:
1. Правительству Новосибирской области принять Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а также перечень таких обстоятельств, предусмотренный Законом области от 05.06.2013 № 331 ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Министерству социального развития Новосибирской области утвердить административные регламенты предоставления государственной услуги по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений.
В целях устранения выявленных в ходе аудита эффективности нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области будут направлены:
1. Министерству социального развития Новосибирской области;
2. Управлению по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска;
3. Администрации Искитимского района Новосибирской области;
4. Администрации Колыванского района Новосибирской области;
5. Администрации Татарского района Новосибирской области.