Информация об устранении нарушений и недостатков, установленных при использовании средств областного бюджета, направленных на создание, эксплуатацию и развитие государственных информационных систем Новосибирской области.
В декабре 2018 года КСП НСО завершен анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на создание, эксплуатацию и развитие государственных информационных систем Новосибирской области в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, учета и использования земельных и природных ресурсов в 2016-2017 годах и за текущий период 2018 года.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия было направлено Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия были проверены:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Минсельхоз НСО).
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Минприроды НСО), которое в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.09.2017 № 169 является правопреемником департамента лесного хозяйства Новосибирской области, департамента по охране животного мира Новосибирской области и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (далее – Департамент информатизации).
На 01.01.2018 года в реестре государственных информационных систем Новосибирской области (далее – Реестр ГИС НСО) зарегистрировано 8 ГИС НСО в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, учета и использования земельных и природных ресурсов, из которых: ПК «ЭРА» не является ГИС НСО; 3 ГИС НСО («Учет субсидий АПК», «Экологическая карта НСО», «Особо охраняемые природные территории»), созданные в 2009-2012 гг. не функционируют; 4 ГИС НСО являются официальными сайтами органов исполнительной власти, из которых, три органа исполнительной власти реорганизованы.
В бухгалтерском учете Минприроды НСО числится только ПК «ЭРА», расходы на обслуживание которой за 2014-2017 гг. составили 49,0 тыс.руб. Расходы по сопровождению и модернизации остальных информационных систем, числящихся в Реестре ГИС НСО, как и сами системы в бухгалтерском учете Минсельхоза НСО и Минприроды НСО не отражены.
Финансовые затраты по созданию, модернизации, развитию и сопровождению сайтов органов исполнительной власти осуществляются Департаментом информатизации в рамках мероприятий ГП «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Информация, размещаемая органами исполнительной власти на официальных сайтах, соответствует требованиям Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в то же время часть информации не актуальна.
Минсельхозом НСО в проверяемом периоде использовались или проходят тестирование 3 информационные системы и подсистемы, не включенные в Реестр ГИС НСО, одна из которых (подсистема «Минсельхоз» ГИС МАИС), разработанная Департаментом информатизации, не функционирует в связи с выявлением в процессе эксплуатации существенных недостатков и недоработок.
При разработке и введении в эксплуатацию систем (подсистем) Минсельхозом НСО допущены нарушения федерального и областного законодательства, в том числе:
- не осуществлена регистрация ГИС НСО и подсистем ГИС НСО в Реестре ГИС НСО;
- несвоевременно приняты нормативные правовые акты о создании систем;
- не оформлены акты о завершении опытной эксплуатации и о приемке системы в эксплуатацию и акты о вводе системы в эксплуатацию;
- не передана информация о разработке и внедрении подсистемы в Департамент информатизации;
- не заключены договоры между оператором ГИС НСО и обладателем государственного информационного ресурса;
- не отражены или несвоевременно отражены разработанные программные продукты в бухгалтерском учете.
ГИС «Господдержка АПК», предназначенная для автоматизации процесса оказания господдержки сельскохозяйственным предприятиям и возможности подачи заявлений на получение господдержки в электронной форме (стоимость разработки и модернизации 3 750,0 тыс.руб.) на 01.10.2018 не введена в эксплуатацию, но используется для предоставления господдержки по 12 направлениям или 63,6% от объема субсидий.
ГИС «Господдержка АПК» на момент проверки имеет функциональные недостатки, в том числе: реестр заявителей, имеющих право на получение субсидий, в системе не формируется, что затрудняет контроль за исполнением сроков и очередности предоставления; сельхозтоваропроизводитель не информируется о принятом по его заявлению решении; не используются подсистемы «Формирование ведомственной отчетности», «Интеграция», «Электронная подпись», «Соглашения».
АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель НСО», предназначенная для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения (стоимость разработки и наполнения информационными ресурсами 110 675,0 тыс.руб.), имеет ряд системных недостатков:
отчеты на конкретную дату в системе не формируются, что не позволяет проводить полноценный анализ показателей в динамике за прошлые периоды;
отсутствует функциональная возможность обмена данными с ГИС «Господдержка АПК НСО», что не позволяет формировать достоверные отчеты о предоставленной господдержке, и осуществлять контроль за ее обоснованностью и эффективностью ее предоставления;
не утвержден перечень подведомственных пространственных данных, размещаемых в подсистеме, периодичность и оперативность внесения этих данных и специалистов, ответственных за представление этих данных, что приводит к не обеспечению актуализации сведений;
данные о пользовании землями сельскохозяйственного назначения включены без подтверждающих документальных оснований;
часть данных, полученных по агрохимическим и эколого-токсикологическим обследованиям пахотных земель, произведенным в 2015-2017 гг. за счет средств областного бюджета не внесена в подсистему;
не учитывается наличие оформленных, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015
№218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прав собственности на обследуемые земельные участки.
В проверяемом периоде Департаментом информатизации разрабатывались две ГИС МАИС, функциональным заказчиком и обладателем информационных ресурсов которых являлось Минприроды НСО, из них Подсистема «Охота» ГИС МАИС введена в промышленную эксплуатацию, однако в нарушение ст.7 Закона области №138-ОЗ договор между оператором ГИС МАИС (Департаментом информатизации) и обладателем информационного ресурса (Минприроды НСО) не заключен.
Стоимость разработки и внедрения Подсистемы «Охота» ГИС МАИС составила 8 712,0 тыс.руб. Департаментом информатизации в период 2015-2017 гг. осуществлялись мероприятия по развитию и модернизации подсистемы на сумму 18 187,4 тыс.руб., при этом, механизм согласования с функциональным заказчиком (Минприроды НСО) элементов модернизации подсистемы отсутствует.
Подсистема «Охота» предполагает широкий спектр учета и мониторинга охотничьих ресурсов, охотничьих хозяйств и добычи охотничьих ресурсов, проведение которых, в настоящее время, невозможно, в связи с отсутствием наполнения системы необходимыми сведениями.
Разрабатываемая с 2015 года подсистема «Лесное хозяйство» ГИС МАИС на момент проверки, в промышленную эксплуатацию не введена, государственные услуги с использованием данной подсистемы не оказываются, что приводит к безрезультативному использованию бюджетных средств направленных на ее разработку и модернизацию в сумме 9 900,0 тыс.руб.
Для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, установленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия, палатой были направлены представления в Минсельхоз НСО и Минприроды НСО.
С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам проверки, Минприроды НСО ведется работа по подготовке договора по эксплуатации Подсистемы «Охота», а также согласования порядка документального оформления элементов модернизации систем.
Принято постановление Правительства Новосибирской области от 15.01.2019 №8-п «О государственной информационной системе Новосибирской области «Лесное хозяйство». Согласно информации Департамента информатизации в течение 1 квартала 2019 года ГИС НСО «Лесное хозяйство» будет внесена в Реестр ГИС НСО. Минприроды НСО совместно с Департаментом информатизации проведены организационные совещания и намечен план мероприятий, включающих обучение сотрудников территориальных подразделений Минприроды НСО - отделов лесных отношений, работе в подсистеме «Лесное хозяйство», оснащение рабочих мест сотрудников VipNet-клиент, расширение канала связи и передачи данных. В адрес Федерального агентства лесного хозяйства направлено письмо с просьбой обеспечить оперативное информирование об обновлениях в Единой государственной информационной системе «Лесное хозяйство», с которой обеспечена интеграция подсистемы «Лесное хозяйство» ГИС МАИС.
Также определено должностное лицо, ответственное за регистрацию, актуализацию, удаление сведений в реестре ГИС НСО, ведется оформление ключа электронной цифровой подписи для ответственного должностного лица.
Минприроды НСО ведется работа по обновлению информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в первоочередном порядке актуализированы административные регламенты предоставления государственных услуг в отраслевой сфере деятельности министерства.
Согласно ответу Минсельхоза НСО на представление КСП НСО, утвержден план мероприятий по устранению замечаний, выявленных палатой.
В плане предусмотрены мероприятия по внедрению в работу основного функционала ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» (в срок до 01.04.2019), формированию ведомственной отчетности (до 01.09.2019), внесению ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» в Реестр ГИС НСО и заключение договора с Департаментом информатизации об условиях эксплуатации системы (до 15.12.2019).
Подготовлены и направлены на согласование с Департаментом информатизации проекты договоров об эксплуатации ГИС НСО «Господдержка АПК НСО», определены мероприятия (включая аттестацию), проведение которых необходимо для регистрации системы в реестре информационных систем (получения паспорта), издания правового акта о вводе системы в эксплуатацию и заключения договора об условиях использования системы, выработан план по подготовке системы в эксплуатацию, определены ответственные исполнители и сроки реализации.
Минсельхозом НСО подготовлен и направлен на согласование в органы исполнительной власти проект постановления Правительства Новосибирской области «Об автоматизированной информационной системе Новосибирской области «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области», также направлено в адрес Департамента информатизации письмо об актуализации данных в РГИС НСО, в связи с разработкой и внедрением программного модуля АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области».
Планом мероприятий по устранению замечаний КСП НСО в части АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области» предусмотрены следующие мероприятия:
утверждение приказом Минсельхоза НСО перечня подведомственных пространственных данных, размещаемых в ГИС «РГИС НСО», периодичность и оперативность внесения данных и специалистов, ответственных за предоставления этих данных и периодичность (в срок до 21.06.2019);
актуализация информации в реестре государственных информационных систем в паспорте ГИС «РГИС НСО (в срок до 29.07.2019);
заключение договора между Департаментом информатизации и Минсельхозом НСО об эксплуатации информационной системы (в срок до 16.09.2019);
заключение соглашений с администрациями муниципальных районов об информационном взаимодействии с использованием функциональных возможностей АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области» (в срок до 07.10.2019);
доработка (модернизация) системы, в том числе в части формирования отчетности (в срок до 01.11.2019).
Кроме того, планируется заключение соглашений с ФГБУ «Центр агрохимической службы» Новосибирский» и ФГБУ «Станция агрохимической службы» Баганская», определяющих порядок взаимодействия и обмена информацией, в том числе, с применением АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области».
Приказом Минсельхоза НСО от 28.01.2019 №19 назначены ответственные лица за актуализацию сведений о государственных информационных системах в реестре государственных информационных систем. На основании заявления Минсельхоза НСО нефункционирующая информационная система «Учет субсидий АПК» исключена из реестра государственных информационных систем Новосибирской области.
По результатам проведенной в министерстве служебной проверки, должностное лицо, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия были рассмотрены на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям 12.02.2019. Комитет решил информацию принять к сведению и рассмотреть дополнительно на заседании комитета в сентябре 2019 года вопрос об устранении и исполнении замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по данному заключению.