Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на оказание поддержки спортивным командам.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности использования средств областного бюджета, направленных на оказание поддержки спортивным командам Новосибирской области в 2016 - 2017 годах, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стал департамент физической культуры и спорта Новосибирской области (далее - Департамент).
В результате проверки установлено:
1. В 2016 году на оказание государственной поддержки спортивным командам Новосибирской области направлено средств федерального и областного бюджетов в сумме 803 287,4 тыс.руб. или 100,0% от плана, в том числе на реализацию следующих мероприятий:
- на обеспечение государственной поддержки физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях от имени Новосибирской области - 535 864,2 тыс.руб. (господдержка оказана 7-ми физкультурно-спортивным организациям: НП ХК «Сибсельмаш», НП «ХК Сибирь», НП БК «Новосибирск», НП «ПМФК «Сибиряк», НП БК «Динамо», АНО «ВК «Олимп», РОО «Шахматный клуб «Сибирь»);
- на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации - 8 623,2 тыс.руб. (средства направлены 7-ми государственным учреждениям и 3-м муниципальным учреждениям на проведение тренировочных мероприятий, участие в соревнованиях, приобретение оборудования, инвентаря и экипировки);
- на государственную поддержку муниципальных образований Новосибирской области в части обеспечения деятельности физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях по игровым видам спорта от имени Новосибирской области - 258 800, тыс.руб. (средства направлены мэрии г. Новосибирска для финансирования ООО «Футбольный клуб Сибирь»).
2. В 2017 году на оказание государственной поддержки спортивным командам Новосибирской области направлено средств федерального и областного бюджетов в сумме 917 097,6 тыс.руб. или 100,0% от плана, в том числе на реализацию следующие мероприятия:
- на обеспечение государственной поддержки физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях от имени Новосибирской области - 654 864,2 тыс.руб. (господдержка оказана 9-ти физкультурно-спортивным организациям: НП ХК «Сибсельмаш», НП «ХК Сибирь», НП БК «Новосибирск», НП «ПМФК «Сибиряк», НП БК «Динамо», АНО «ВК «Олимп», АНО «ЖФК «Кристалл-Сибирь», АНО «РК «ДРУЖИНА», НП ВК «Локомотив-Новосибирск»);
- на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации - 12 233,4 тыс.руб. (средства направлены 8-ми государственным учреждениям и 4-м муниципальным учреждениям на проведение тренировочных мероприятий, участие в соревнованиях, приобретение оборудования, инвентаря и экипировки);
- на государственную поддержку муниципальных образований Новосибирской области в части обеспечения деятельности физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях по игровым видам спорта от имени Новосибирской области - 250 000,0 тыс.руб. (средства направлены мэрии г. Новосибирска для финансирования ООО «Футбольный клуб Сибирь»).
3. При реализации мероприятия, направленного на обеспечение государственной поддержки физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях от имени Новосибирской области установлены следующие нарушения и недостатки:
- в областных нормативных правовых актах не определены условия и порядок расходования субсидий профессиональным спортивным клубом на цели оплаты труда спортсменов, тренеров, иных специалистов, предусмотренные ч.5 ст.19.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ;
- не установлены лимиты возмещения затрат на содержание офисных помещений и автотранспорта для обеспечения тренировочного и игрового процесса, в том числе расходы на горюче-смазочные материалы, предусмотренные в пп.3 п.16 Порядка предоставления субсидий для ФСО, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 24-п;
- в нарушение п.4 Порядка предоставления субсидий для ФСО Департаментом не была утверждена форма заявки для физкультурно-спортивных организаций (утверждена в ходе проверки);
- в протоколах заседания комиссии по рассмотрению вопроса о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку физкультурно-спортивных организаций отсутствует информация о рассмотрении комиссией заявок и документов, а также об определении кандидатов на предоставление субсидии в соответствии с условиями;
- в нарушение условий предоставления субсидии, установленных постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 24-п, при наличии задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами НП «ХК Сибирь» предоставлена субсидия на общую сумму 595 000,0 тыс.руб, в том числе: в 2016 году - 295 000,0 тыс.руб., в 2017 году - 300 000,0 тыс.руб.;
- в Методике расчета субсидии, утвержденной приказом Департамента от 30.07.2015 № 548, отсутствует порядок расчета коэффициента динамики спортивных результатов (ki), существенно влияющего на расчет размера предоставляемой субсидии физкультурно-спортивной организации, что является коррупциогенным фактором;
- в нарушение Методики расчета субсидии при расчете субсидий на 2017 год для физкультурно-спортивных команд вместо показателя «Количество членов сборных команд НСО» Департаментом применялся показатель «Количество членов сборных команд РФ»;
- в нарушение п.7.1. Порядка предоставления субсидий для ФСО Методика расчета субсидии при распределении дополнительной субсидии физкультурно-спортивным организациям в 2017 году не применялась;
- в 2017 году НП «ХК Сибирь» и АНО «ВК «Олимп» по итогам года не достигли планируемые спортивные результаты, установленные в договорах о предоставлении субсидий, при этом Департамент увеличил субсидию НП «ХК Сибирь» на 100 000,0 тыс.руб. (последствия за недостижение показателей установлены в Порядке предоставления субсидий для ФСО с 2018 года);
- Департаментом в 2017 году допущено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 568,0 тыс.руб. (в договорах с двумя физкультурно-спортивными организациями были предусмотрены расходы на оплату услуг спортивных агентов, что не соответствует ч.5 ст.19.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ и Порядку предоставления субсидий для ФСО).
- НП БК «Динамо» к отчету об использовании субсидии приложены документы о расходах, осуществленных в иностранной валюте. В п.3 ст.78.1 БК РФ и п.2.1.10 договора о предоставлении субсидии установлен запрет на приобретение за счет полученной субсидии иностранной валюты. Фактически иностранная валюта за счет субсидии не приобреталась, валюта для оплаты услуг спортивных агентов была получена из других источников. При этом иных документов, подтверждающих использование субсидии в сумме 138,1 тыс.руб., НП БК «Динамо» не представлено;
- в отчете об использовании субсидии, представленном АНО «ЖФК «Кристалл-Сибирь», расходы на банковское обслуживание в сумме 1,2 тыс.руб. не подтверждены первичными документами.
4. При реализации мероприятия, направленного на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, установлены следующие нарушения и недостатки:
- в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидий, полученных из федерального бюджета в 2016 году, из областного бюджета произведен возврат средств в федеральный бюджет в сумме 50,8 тыс.руб. (не достигнуты плановые показатели: количество занимающихся на этапах ССМ и ВСМ в субъекте Российской Федерации составило 74% от плана; количество спортсменов, подготовленных в субъекте Российской Федерации и включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации - 76% от плана);
- соглашения о предоставлении субсидий на иные цели, заключенные между Департаментом и его подведомственными учреждениями, не соответствуют Типовой форме соглашения, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 № 435-п;
- в соглашениях на предоставление субсидий на иные цели установлены показатели результативности, которые совпадают с показателями объема государственных услуг, установленных в государственных заданиях; ответственность за недостижение указанных показателей предусмотрена и в соглашениях о предоставлении субсидий учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, и в соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели;
- в 2017 году ГАУ НСО «Центр спортивной подготовки по биатлону» не достигнут показатель эффективности использования субсидии (количество занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организации, осуществляющей подготовку по видам спорта (биатлон)), установленный соглашением о предоставлении субсидии на иные цели (15 человек вместо 21 человека);
- в 2017 году мэрией г. Новосибирска не достигнуты показатели эффективности использования субсидии (количество занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства), установленные соглашением о предоставлении субсидии (71 человек вместо 73 человек).
5. При реализации мероприятия, направленного на государственную поддержку муниципальных образований Новосибирской области в части обеспечения деятельности физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях по игровым видам спорта от имени Новосибирской области, установлены следующие нарушения и недостатки:
- мэрии г. Новосибирска предоставляются средства из областного бюджета для оказания государственной поддержки коммерческой физкультурно-спортивной организации (ООО «Футбольный клуб Сибирь»), при этом господдержка по обеспечению деятельности физкультурно-спортивных организаций является полномочием (правом) органов государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления соответствующими полномочиями не наделены и субсидии из областного бюджета г. Новосибирску на эти цели предоставляться не должны;
- в 2016 – 2017 годах размер субсидии, предоставленной мэрии г. Новосибирска, увеличился соответственно с 60 000,0 тыс.руб. до 258 800,0 тыс.руб. или на 331,3% и с 200 000,0 тыс.руб. до 250 000,0 тыс.руб. или на 25%, при этом показатели оценки эффективности предоставления субсидии, установленные в соглашении, не изменились;
- в нарушение п.3 ст.139 БК РФ Департаментом в соглашении с мэрией г. Новосибирска изменено значение целевого показателя результативности предоставления субсидий, установленного постановлением Правительства Новосибирской области от 21.06.2017 №225-п;
- Порядок предоставления субсидий в сфере физической культуры и спорта, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 19.07.2017 № 3379, не соответствует Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Правительству Новосибирской области и департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области в нормативных правовых актах:
- предусмотреть предоставление государственной поддержки коммерческим физкультурно-спортивным организациям напрямую из областного бюджета;
- определить условия и порядок расходования субсидий профессиональным спортивным клубом на цели оплаты труда спортсменов, тренеров, иных специалистов;
- установить для физкультурно-спортивных организаций лимиты на возмещение затрат на содержание офисных помещений и автотранспорта для обеспечения тренировочного и игрового процесса.
2. Департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области в Методике определения объема предоставляемой субсидии, утвержденной приказом департамента физической культуры и спорта Новосибирской области от 30.07.2015 № 548, установить порядок расчета коэффициента динамики спортивных результатов.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности использования средств областного бюджета, направленных на оказание поддержки спортивным командам Новосибирской области в 2016 - 2017 годах рассмотрен 23 мая 2018 года на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике.
Заслушав и обсудив доклад аудитора палаты Н.И. Козловой депутаты решили:
- Принять информацию к сведению.
- Департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области устранить замечания, изложенные в отчете Контрольно-счетной палаты Новосибирской области до конца 2018 года.